(^юимиСиламиЗАСТРЯВШИЙ ГРУЗОВИК НЕ ФУНТ ИЗЮМАЕсли вам, уважаемый читатель, прихоВ 12-м номере ЗР за прошлый год мы привели несколько примеров дилось сидеть на грузовике в грязи по са вызволения застрявшего легкового автомобиля. Иное дело - вытянуть из мые мосты, а помощи ждать было неоткуда, болота "бегемота", то есть грузовик. Один только вид завязнувшего наверняка вместе с "добрыми" словами о многотонного монстра повергает в уныние его спасателей. Как поступать превратностях судьбы в голову приходили ив таких случаях, рассказывает опытный владелец КамАЗа другие светлые мысли, смысл которых умеинженер Андрей СИДОРОВ. щается в двух словах: "знал бы..." Но вряд ли в тот момент их можно было назвать рабанов лебедки-самовытаскивателя. Сутросом можно включить куски цепей длиной своевременными. щественный недостаток этого метода - неоколо метра. Свободные концы троса закреНарод сложил на этот счет немало пообходимость возить с собой два довольно пляют за любой неподвижный предмет, наговорок и пословиц. Публицистики и бичедлинных и тяжелых металлических троса. пример, дерево, столб (рис. 1). Если таковых нет, придется врыть в землю вания на тему российРис. 1. Закрепить пару тросов между сдвоенными колесами, привязать их к один или два якоря (подойдет ских дорог и направдереву - и грузовик можно вытянуть запасное колесо или бревно, лений тоже хватает, даже из самой жуткой грязи. рис. 2, а и б). Ветви тросов слеоднако проблема в дует располагать параллельно. обозримом будущем Кроме запаски, используют спеактуальности, скорее циальные якорные устройства. всего, не потеряет. Самое простое из них - штопорПоэтому рассмотрим ного типа. Его делают из стальлишь техническую ного прутка диаметром 25...30 часть "задачи": как мм и длиной до 1 м. Такой якорь преодолеть гиблое завинчивают в грунт ломом за место своими силами. проушину, к которой впоследстКлассикой стали вии крепят трос лебедки. Больстроки из руководства по эксплуатации лю бого грузового автомобиля - "не следует буксовать на одном месте без видимых сдвигов". До асфальта все равно не дороешь, а вот на мосты сядешь. Говорят, "следует лопатой расчистить колею перед машиной и на малых оборотах двигателя и колес попытаться выбраться, не допуская пробуксовки последних". Легко сказать! А если объем земляных работ измеряется кубометрами? Быстрее дож даться, когда само подсохнет. Рис. 2. Если рядом нет Конечно, лучший способ не дерева, можно зацепиться за якорь, врытый в земпопасть в "неловкое" положение лю: а - запаска; б - брев- не съезжать с асфальта, но но; в - самозаглубляюиногда обстоятельства вынужщийся; г-складной. дают. Попытаюсь обобщить накопленный в "грязных" боях опыт, который Диаметр их зависит от класса автомобиля, шой несущей способностью обладает самсно, как показывает опыт, 15 мм в диаметре заглубляющийся якорь (см. рис. 2, в). поможет выбраться на твердую дорогу. Если фунт мерзлый или плотный камеПолагаю, за рулем большого грузовика достаточно, чтобы вытащить груженый "чайники" встречаются реже, чем маленькоКамАЗ, а это ни много ни мало 20-25 тонн! нистый, то удобнее пользоваться плоским го, тем более, легковушки. Поэтому опустим Длина определяется лишь объемом межкоскладным якорем. На мой взгляд, он самый общеизвестные советы типа "хворост под лесного пространства и здравым смыслом. удобный, да и сделать его очень просто. колеса" и "руль прямо". Остановимся на боНа обоих концах каждого троса должны быть Нужны лишь две стальные полоски размелее радикальных, хотя и требующих некотокрюки, причем один произвольного размера, рами 5x50x1200 мм. В каждой сверлят ота другой по возможности небольшим, чтобы верстия диаметром 20...25 мм с шагом 200 рой оснастки, способах. Ведущие колеса у подавляющего больего можно было продеть в отверстие обода мм. С одной стороны полосы скрепляют шинства грузовиков - сдвоенные. Значит, колеса с внутренней стороны (ЗИЛ, ГАЗ) или кольцом, и якорь готов (см. рис. 2, г). Остаони (точнее, то, что между ними) вполне зацепить за дистанционное кольцо (МАЗ, ется лишь прибить его к земле штырями пригодны для использования в качестве ба- КамАЗ). Для удобства между крюками и длиной около 300 мм. 154 ЗРЛМ99А УЕ /7 (^воимиС^иламиИтак, якорь закреплен, тросы продеты в колеса. Пускаем мотор, включаем передачу и плавно, без рывков, трогаемся с места. Колеса начнут наматывать тросы на себя, и машина непременно поползет из болота. Удобнее таким способом вытаскивать машину назад. Если же надо выезжать только вперед, тросы пропускают между передними рессорами и колесами над балкой переднего моста. Это облегчит их намотку. При двух ведущих мостах необходимо включить блокировку межосевого дифференциала. В последнее время водители фузовиков незаслуженно забыли довольно эффективные и простые в изготовлении колейные мостики (рис. 3). Это короткие (до полутора метров) "лестницы", сваренные из уголка, с полками высотой 60-70 мм. Шаг перекладин 200-250 мм. Ширина фузовика. Они нескольРис. 6. Подставив под кузов ко сложнее в изготовлесамосвала опору, поднимите его, и уже не надо бежать за нии, чем мостики, но и трактором. пользоваться ими в некоторых случаях удобнее. Если продольные элементы делают из обычной "собачьей" цепи, то перекладины лучше расположить зигзагами (рис. 4). Это придаст конструкции некоторую жесткость и уменьшит вероятность соскакивания браслета с колеса. Для этой же цели на серединах перекладин приваривают правлении, изменяя угол упора. Если нет выступы, образующие реборду, входящую необходимости толкать автомобиль вперед, между колесами. Кроме того, расто под передние колеса следует положить положение траков под углом улуч"башмаки". шает плавность хода автомобиля и Кстати, чтобы не искать бревно для самоочищаемость браслета. упора под кузов и не рубить лес, можно исС траковыми цепями автомобиль пользовать одну из стоек универсальной уверенно преодолеет полужесткой сцепки, без которой ни один опытметровый снежный покров, а ный "водила" в дорогу не отправится. Сдебез них может застрять в лать ее несложно. Лучше всего подходят снегу глубиной уже в 10 см. Иныутильные карданные валы. На двух из них ми словами, проходимость повысится в (одинаковой длины) отрезают проушины четыре-пять раз! Значит, с главным недосвилки и приваривают петли из прутка, изтатком цепей - их большим весом - можно готовленные, например, из стремянок рессор. Причем петля должна быть смещена в смириться. Для браслетов подойдут и цепи от сторону от оси фубы на величину, равную транспортеров сельскохозяйственных маполовине толщины прутка. Это необходишин или мотоциклов. Перегородки располамо, чтобы надеть сцепку на буксирное устгают лесенкой - перпендикулярно направройство (фаркоп) тягача. Для надежной ляющим (см. рис. 4, б). В этой конструкции фиксации сцепки при вызволении застрявшего самосвала приварите к кузову не простейшие застежки - болты с шайбами. На трехосных автомобилях можно иссколько гнезд в виде перевернутых чашек пользовать гусеничную цепь. Она соили проушин с пальцами. Трубы такой стоит из траков с направляюсцепки вполне могут послужить и якорями, щими фебнями, соединенных если придется вытаскивать машину первым цепями и кольцами. Крайние траспособом. Как показывает практика, они ки соединяют между собой натяжными надежно удерживают фосы и автомобиль. цепями и пальцами или болтами (см. рис. 4, Обращаю внимание, что последний би в). Натягивают браслет с поспособ - вывешивание задка машины - домощью нехитрого уствольно коварный. Здесь от водителя или ройства, состоящего из организатора спасательных работ фебуютвинта и гаек с захватася осторожность и внимание. Во-первых, ми (рис. 5). тяжеленный грузовик может соскользнуть Еще один нетрадиционили сместиться не в ту сторону, куда предный способ, облегчающий вытаскиваполагали. Тогда ждите неприятностей. В ние машины, подходит, к сожалению, лишь лучшем случае вам прибавится работы, в самосвалу, да и то, если он без худшем последуют травмы - ведь для фуфуза. Его нашел Ф. Пидоренко, зовой машины человек, что комар для слочей рассказ-задача был опубна. Взывать о помощи может быть бесполикован в рубрике "Еще был лезным делом. Во-вторых, увлекшись выслучай" (ЗР, 1992, № 2). Напомним его вешиванием одной стороны машины, вы суть. Сзади под борт ставят подходящее можете незаметно свернуть раму в пробревно и поднимают кузов (рис. 6). Обычно пеллер. На таком автомобиле ездить уже после нескольких попыток удается найти не придется. правильное положение упора и вывесить Так что здравый смысл здесь особенно заднюю часть машины, чтобы открыть "пронеобходим. Ну а если такового Бог не дал, стор для творчества" в колее под колесами. лопата остается верным и надежным поПеремещая упор по длине борта, можно мощником. вывешивать по очереди разные стороны машины или целиком заднюю часть, а также передвигать автомобиль в поперечном наЗА РУЛЕМ 9/97мостика чуть больше ширины сдвоенного колеса. Бывалые делают их из негодной стрелы автокрана: достаточно лишь вырезать подходящие по размерам куски и закруглить острые торцы уголков. Специальные браслеты, которые надевают на ведущие колеса, - тоже хорошее средство при спасении "утолающего"Рис. 4. Браслеты для колес: а - из "собачьей" цепи; б - из пластинчатой цепи; в - для трехосного грузовика.Рис. 5. Стяжка.9rv^—:=0?•155