50
51
52
В июне наше автохозяйство пополнилось - грузовой фургон "Форд-Транзит L190" стал самым крупным из всех издательских автомобилей. Этого потребовали возросшие объемы перевозок печатной продукции. Выбор решили остановить на самом типичном для Европы грузовике такого класса: цельнометаллический фургон, полукапотная компоновка, грузоподъемность до 2 т, четырехцилиндровый дизельный двигатель.Семейство заднеприводных автомобилей "Транзит", выпускаемое европейским отдепением "Форда" с 1965 года и серьезно обновленное в 1986 и 1994 годах, включает множество модификаций с разными двигателями, шасси, кузовами. В обозначении грузовых фургонов "Транзит" число 100, например, означает грузоподъемность 1 тонна, 190-1,9 тонны и т.д. В модепьном ряду есть машины с двумя вариантами колесной базы и тремя - высоты крыши, определяющими объем фургона. Нам подошпа бы самая компактная модификация с короткой базой и так называемой низкой крышей (на уровне верхних кромок проемов дверей). Но дилер мог предложить из таких только "однотонку", а нам требовалась машина большей грузоподъемности. Поэтому мы остановились на длиннобазной модели "L190" со "средней" крышей (бывает и "высокая") и впечатпяющим объемом фургона - 7,5 м3 . Обычно использовать его мы вряд ли сможем больше чем на треть - 2-2,5 м3 журналов и газет, упакованных в пачки, полно50 ЗРЛМ 10/97 А УЕьстью "выбирают" грузоподъемность машины. Но бывают и нештатные ситуации, когда необходимо загрузить машину полностью, да к тому же у высокого фургона есть свой плюс - чем выше верхний край проема задних дверей, тем, как правило, удобнее погрузка-разгрузка с помощью транспортерной ленты и погрузчика. По компоновке, габариту, грузоподъемности ив чем-то по внешнему виду наш "Транзит" похож на "Газель" ГАЗ-2705 (вернее, наоборот: "Газель" похожа на "Транзит"), а потому именно с ней уместно сравнивать приобретенную иномарку. Но сначала - о самом процессе покупки. Выбор двигателя был непрост. Фирма предлагает три варианта: 115-сильный двухлитровый бензиновый, 75-сильный дизель и 100-сильный турбодизель. Против дизеля с самого начала было предубеждение: шумный, деликатный в обслуживании, хуже пускается в мороз, а преимущества перед бензиновым - экономичность и боль-Неужели "ихние" моторы "не потеют" маслом и шумоизоляция моторного отсека будет всегда чистой?шой ресурс - вряд пи возможно реализовать при среднегодовом пробеге около 10 тыс. километров И все же мы выбрали именно его, причем в магазине нас ждал приятный сюрприз - "транзиты" с дизельным мотором без турбонаддува оказались в среднем на четыре тысячи долларов дешевле, чем с бензиновыми! И это при том, что в производстве они дороже. На заводскую цену повлияла экологическая обстановка в современной Европе и связанные с ней жесткие требования к автомобипю. Суть их: чем меньше суммарный расход топпива всего автотранспорта, тем чище атмосфера. В такой обстановке с учетом налогов продавцу бывает выгоднее низкая цена. Цена машины, как известно, зависит и от комплектации. Мы выбрали самую простую: без кондиционера, электростеклоподъемников, центрального замка, подогре- АВТОПАРКЗРва зеркал и прочих "наворотов". Но не менее ощутимо цена зависит и от самого дилера. Там, где покупали мы, растаможенный "Форд-Транзит L190" в базовом варианте стоил 22,5 тыс. долларов. В другом месте точно такой же предпагапи за 26 тысяч... Кстати, о дилерах. Уровень цивилизованности продавца мы смогли оценить сразу же после покупки, когда по дороге от него случился конфуз. Иначе не назовешь поломку новой иномарки с двумя десятками километров на одометре. В общем, что-то застучало в левой передней ступице. Покачав колесо, обнаружили громадный люфт до 40 мм по внешней окружности шины. На правом колесе он тоже был больше нормы. Доехав потихоньку до стоянки, позвонипи дилеру. Ответ был краток: "Ничего не трогать, немедленно выезжаем!" Приехал эвакуатор, погрузил "Форд" на платформу и увез. В техцентре фирмы выяснять ничего не стали, а быстро заменили все четыре подшипника передних ступиц. Как нам объяснили, на сборочный конвейер случайно попала партия бракованных подшипников, и все машины, на которых они оказались, будут отозваны для бесплатнойЧМР£ф.реднеприводных, но педаль имеет упор в верхнем положении, а "слабину" троса по мере износа ведомого диска автоматически выбирает специальный храповичный механизм педального узла. Коробка передач - трехвальная, пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах, вкпючая задний ход. Четвертая передача - прямая, пятая - повышающая. В общем, почти все как на "Газели", разве что нет удлинителя, а на коротком вторичном валу расположен фланец для крепления переднего шарнира карданного вала. Последний - трехзвенный с четырьмя крестовинами и двумя подвесными опорами. Задний мост аналогичен "газелевскому" первого выпуска - с неразрезной балкой и несъемным редуктором. Попуоси - полностью разгруженные, их фланцы притянуты к ступицам боптами. В конические ропиковые подшипники ступиц поступает масло из картера заднего моста. Одинарные задние колеса традиционны для фургонов "Транзит", и, безусловно, они предпочтительней сдвоенных (простота, удобство и лучшая проходиРекордной толщины баранка.рассчитанной почти на две тонны груза. Посмотрим, что покажет эксплуатация. Передняя подвеска - независимая, на треугольных поперечных рычагах. Верхних рычагов нет - вместо них направпяющую функцию выполняют поворотные амортизаторные стойки, упирающиеся в арки колесных ниш кузова Такая конструкция намного сложнее, чем с неразрезной осью (как на "Газели"), обеспечивает хорошую устойчивость машины в поворотах. Весь узеп собран на мощной поперечной балке, сваренной из штампованных деталей, в нее же упираются пружины. Что примечательно балка не служит опорой силового агрегата, как на наших "волгах", РАФах и ИЖах, поэтому переднюю подвеску в сборе можно снять, не вывешивая двигатель.Транзит» в фас. Удобные боковые зеркала с дополнительными сферическими секциями из полированного металла, расширяющими боковой обзор.замены бракованной детали. Ну что ж, так "у них" принято. Перефразируя Глеба Жеглова можно сказать: "Авторитет фирмы определяется не отсутствием неисправностей на ее автомобилях, а умением их быстро устранять". Теперь коротко об устройстве машины. Гпавная особенность, отпичающая цельнометаллические фургоны "Транзит" от "Газели" и многих зарубежных аналогов, отсутствие рамы. Не знаем еще, как это скажется на эксплуатации, но несущий кузов, пожапуй, не лучшее решение для грузовика. Двигатель - довольно консервативный по конструкции дизель объемом 2,5 лс механическим впрыском топлива, четырехцилиндровый, восьмиклапанный, нижневальный, со штампованной из листа клапанной крышкой. В чем-то он похож на своего далекого предка, на базе которого у нас уже сорок лет выпускают мотор для "Волги". Сцеппение - с тросовым приводом и очень малым усилием выжима (примерно как на ВАЗ-2108). Привод здесь беззазорный, как и на наших пе-мость). Но и шины при этом должны соответствовать грузоподъемности. На нашем "Транзите" - "Мишлен XSA", 225/70R15C PR8. Допустимая нагрузка на каждую - 1120 кг, а максимально допустимое давление - 4,6 кг/см2. Задняя подвеска - на трехлистовых и довольно коротеньких рессорах с серьгами и цилиндрическими резиновыми втулками в проушинах. Все эти элементы, как и штампованные из писта кронштейны рессор на кузове, кажутся слабоватыми для машины,Сдвижная боковая дверь - атрибут развозного фургона.Рулевой механизм - реечный со встроенным гидроусилителем. По компоновке он напоминает механизм "Оки" шарниры тяг расположены на концах рейки, консольно к опорам, что позвонило сделать рулевые тяги очень короткими. Угол поворота управляемых колес меньше, чем на "Газели", поэтому при меньшей габаритной дпине диаметр разворота у "Форда" больше почти на 3 м. Зато число оборотов руля от упора до упора - всего 3,3, то есть вдвое меньше, чем у "Газели". Передние тормоза дисковые, вентилируемые с плавающими скобами. Наличие Тюнинг своими силами. Фанера - не я только "лучший проводник звука", но и лучший материал для обшивки *ф фургона. При разгрузке в кузове можно стоять почти в полный рост.двух поршней суппортов позвонило увеличить площадь тормозных колодок. Задние тормоза - барабанные. Гидропривод - раздепьный, включающий контуры передних и задних колес. Непривычный для нас агрегат тормозной системы - вакуумный насос. На 'Транзите" он расположен на задней крышке генератора и приводится непосредственно от его ротора. Напичие такого насоса вызвано необходимостью создавать разрежение в вакуумной попости усилитепя тормозов, поскопьку во впускном коплекторе дизеньного двигателя оно очень мало. Электрооборудование, как и положено на современных иномарках, имеет сножную, насыщенную энементами схему и при этом безупречно смонтировано. В монтажном блоке нашей базовой модификации всего 6 репе из 19 предусмотренных - остапьные нужны лишь на машинах с дополнительным оборудованием. Из других особенностей "Транзита" можно отметить вискомуфту привода вентилятора, пластмассовый топливный бак на 68 ли непривычную для нас звукоизоляцию моторного отсека - все его стенки изнутри покрыты тонстым споем серого материана, напоминающего поронон. Очень удачный (и достойный подражания) механизм крепнения запасного колеса (к нему мы еще вернемся в "Опыте эксплуатации"). И вот наступин первый трудовой день нашего "Форда", позвонивший опробовать его на ходу ив работе. Распорядок дня был обычный дня развозного грузовика - забрани в типографии окопо тонны газет "Москва за рунем" и пять часов копесипи по городу, доставпяя их заказчикам. Сидя за рунем и приснушиваясь к своим ощущениям, я все время сравнивал 'Транзит" с хорошо знакомой мне "Газелью". Главное отличие - конечно, мотор. Характерное для дизеля "тарахтение" слышно из кабины только при ра52 ЗРЛМ 10/97 А УЕПодвеска "Форда" бонее жесткая, чем на "Газени", но ощущается как бонее комфортная, поскопьку начисто отсутствует характерная дня поснедней поперечная раскачка кабины. К тому же "Транзит" гораздо меньше кренится набок в поворотах. Как и ожидапось, он не такой "верткий", как "Газень", но при маневрировании в тесном пространстве это особых неудобств не доставляет - приятный тонстый и мягкий рунь можно переножить из стороны в сторону за пару секунд. А при движении по прямой, когда на "Газени" приходится все время подрунивать вправо-внево, "Транзит" вне всяких похвал - острота управления не хуже, чем у "Самары". Кабина заметно меньше, чем у "Газели" - втроем здесь уже тесновато. Существенный недостаток фургона в том, что он не изонирован от кабины - в боковые щени можно просунуть руку. Перевозить бидоны с краской и бочки с сенедкой нам, наверное, не придется, и все же герметично закнеить щени не помешает. Но мы прежде всего обботе на хоностом ходу. Во время движения в шини внутренние стенки фургона фанерой машине тихо, как, скажем, в "Вонге". На "Га- тонщиной 6 мм, привернув листы шурупами зени" наоборот: на хоностых мотор почти не через деревянные накладки к профилям куснышно, но стоит прибавить "газку" и пошеп зова. Если этого не сделать, на наружных вой коробки передач и гул от вибрации. поверхностях фургона со временем появятГруженый "Транзит" разгоняется зася вмятины - следы ударов грузом изнутри. метно нучше груженой "Газени" - сравниК полу фургона привернули саморезами ливать энастичность дизеня с легко переходясты фанеры толщиной 15 мм. щим в режим детонации "вопговским" мотоИтак, надо признать, что "Форд-Транром - просто некорректно. Но на порожней зит" намного опережает ГАЗ-2705 по потреТазепи", раскручивая мотор до визга, обогбитепьским качествам. Но почти трехкратнать порожний "Транзит", пожалуй, можно - ный перевес в цене исключает его соперни100 л. с. все же не 76. Но реакция дизеля на чество с "Газелью" на российском рынке. педаль газа просто отничная - можно вести Покупка "Транзита" оправданна, пожалуй, машину, не имея навыков тонкой игры акседля солидной коммерческой организации, лератором, как на "Газели". Здесь попоже- собирающейся интенсивно экспнуатировать ние педали точно соответствует той мощногрузовик. Содержать "Газень", требующую сти, которую ты хочешь взять от мотора. частых ремонтов, такая фирма сочтет не Механизм переключения передач ратонько неудобным, но и невыгодным. А чаботает безупречно - коробка переключает стному "извозчику", дня которого обнадание передачи как бы сама собой. Впрочем, тоновой "Газенью" - уже признак процветаму, кто до этого ездин на легковой машине, ния, вопрос о покупке нового 'Транзита" побудет несколько непривычна "короткая" ка представняется абстрактным. Куда бопервая передача, синьно "отодвинутая" от нее доступны подержанные фургоны из Еввторой. Бнагодаря ей можно понзти с груропы. Они очень попупярны в частном секзом на подъем со скоростью окопо 5 км/ч, торе, и отчеты об опыте экспнуатации начто нередко приходится денать на пандусах шего "Форда", возможно, будут понезны их подземных и многоэтажных скпадов. настоящим и будущим владельцам. Антон УТКИН Современному городу • современный развозной Фото Владимира Князева грузовик!*