115
116
увидеть автомобили со следами сквозной коррозии. Нас, конечно, этим не удивишь, но необычно другое: их владельцев не штрафуют и не отправляют домой с техосмотра. Считается, что главное - содержать в порядке все узлы и системы, от которых зависит безопасность. Средняя зарплата в Австрии невысока (в пересчете снужен съезд номер 17", - чем не объяснение? А дежурным полиции и других экстренных служб достаточно знать, с какого телефона звонят. Вот эти телефоны, не в пример километровым столбам, на автобанах хорошо заметны днем и ночью: желтые, с большим светоотражающим глазом спереди и сзади. До ближайшего, дажеНТО ТАКОЕНазвания деталей автомобиля подчас не слишком изобретательны, но зато предельно функциональны. Каждому ясно, что амортизатор призван амортизировать, а стартер осуществляет старт. Ну а бампер - да, да, та часть автомобиля, которую вы непременно изуродуете (у своей иу соседних машин), если ошибетесь при парковке или не успеете вовремя затормозить? Странное для нашего слуха, это слово совершенно прозрачно для англичан. Бампер принимает на себя "бамп" - в некотором роде звукоподражательное словечко, которое на русский язык можно перевести скучноватой аббревиатурой ДТП. Наш водитель хорошо знает: в случае ДТП нужно остановиться и вызвать сотрудника ГАИ или приготовить баксы. Или и то и другое. И уж во всяком случае не ждать ничего хорошего от случившегося. Поэтому, когда, проезжая по тихой улице английского городка, автор этих строк, уви то делать, если то случалось с вами в Англиилекшись настройкой приемника, не успел затормозить перед светофором и начисто разнес вышеупомянутую деталь у новенькой "Тойоты", его хорошее настроение немедленно растворилось в английском тумане. Из "Тойоты" вышла пожилая леди и что-то залопотала, а бедный любитель радио смог лишь глупо улыбнуться и вручить свою визитную карточку. А придя домой, начал разбираться, что называется, в правовой базе. Итак, поскольку расклад ДТП ясен, полицию вызывать не надо. Надо остановиться, что и было сделано. А если по какой-то причине останавливаться неохота (например, в поврежденной по вашей вине машине сидят весьма агрессивного вида джентльмены), то это ваше право. Необходимо только в течение 24 часов заявить о происшествии в любое отделение полиции, например по месту житепьства. Я сообщил об этом через 22 часа, леди успела раньше, поэтому в тот момент, когда я уже ехап в полицейский участок, ко мне домой приходила очаровательная девушка-полицейский и выясняла у моей жены марку и номер автомоби-•warНа дорогах Австрии могут встретитьесли на своих двоих, - не бося транспортные средства самого лее 5 минут. необычного вида. Полиция (а в сельской мешиллингов - примерно 1000 стности - жандармерия) не долларов), а цены машин сопостолько помогает на дороге, но тавимы с германскими. Очень и карает. Чаще всего - за дорого содержание автомобиля: слишком быструю езду. В Австодна лишь аренда места в комрии на автобанах разрешена мунальном гараже обходится не максимальная скорость 130 меньше 150 долларов в месяц. км/ч, на прочих загородных доЛитр бензина "Супер" стоит прирогах - 100, в населенных пунмерно 1 доллар. Дизтопливо токтах - 50 км/ч. Блюстители поже дорогое, но все же ощутимо рядка любят устраивать двойдешевле - около 80 центов. Не ную засаду: после первого раслучайно почти 50% австрийдара успокоившийся водитель ских покупателей выбирают дижмет на газ, а его встречает зельный автомобиль, тем более второй... Штрафы суровы, но что ежегодный налог на него нас Бог миловал. Однажды досравнительно мягок. велось увидеть на обочине страдальческое лицо штрафуе"КИЛОМЕТРОВЫХ СТОЛБОВ мого двумя жандармами, и, право же, эта беззвучная сценЗДЕСЬ НЕТ..." ка была очень красноречива. (ЗР, 1965, № 3) Немного выпить и сесть за Наверное, их тогда действительно не было. А может, авруль здесь разрешается. Но естор той статьи их просто не зали содержание алкоголя в крови метил. Они совсем низенькие, превысит 80 промилле (0,08%), "лилипутские", потому что... не будь готов за одно лишь это к шести неделям тюремного затак уж и нужны. У нас без километрового ключения или штрафу в3 тыс. столба - никак. Объясняя водишиллингов (примерно $250). От телю дорогу, вернее всего назаслуженного наказания, говозвать километр, на котором рят, не спасет даже родство с нужно повернуть. Вызывая ГАИ покойным императором Франили техпомощь, опять-таки нужцем-Иосифом. Такие вот порядки и обыно указать километр. В Австрии же на автобанах четко (слепой чаи на "мосту" между двумя Евувидит!) обозначены и пронумеропами. рованы съезды на другие дороЛеонид САПОЖНИКОВ ги: "Exit 1", "Exit 2" и т. д. "Вам Вена - Зальцбург ля. Оперативно работать помогает полиции общенациональная компьютерная база данных. В полицию я представил свои новенькие английские "права" плюс сертификат страховки, была составлена схема происшествия, и я отправился восвояси. Такую же схему пришлось послать по почте в мою страховую компанию. Теперь оставалось ждать самих неприятностей. Однако, как ни странно, больше ничего не произошло. И когда я рассказывал своим английским знакомым о постигшем меня несчастье, никто не мог понять, почему я так волнуюсь. Дело-то житейское - подумаешь, "бамп"! Ведь пострадавшую "Тойоту" отремонтировали за счет страховой компании, в которой застрахован мой автомобиль. Моя машина не пострадала, но могли бы отремонтировать и ее. В общем, сейчас самое время рассказать, как работает английская система обязательной страховки. Купив новую (или подержанную) машину, первым делом вы должны ее застраховать. Точнее говоря, не ее, а все на свете, чему ваша машина способна причинить вред: другие машины, пешеходов, цветочную клумбу на углу и т. д., и т. п. Это как раз и есть обязательная страховка, или, как ее называют, "страховка третьей стороны" (первая сторона - я, вторая - страховая компания). К ней часто добавляется страховка от угона и пожара, и это уже стоит дороже. При "расширенной" страховке возмещается любой ущерб, причиненный моему автомобилю или моим автомобилем кому-то еще. Оформить страховку, выбрав то, что вам подходит, можно у страхового маклера, работающего сразу с несколькими компаниями. Однако дешевле связаться с компанией самому, для чего достаточно просто позвонить по телефону. Вы можете быть застрахованы с того момента, как положили трубку (на рекламе одной из компаний изображается автомобильчик, повисший между половинками разводного моста, а сидящая в нем рядом с водителем жена говорит ему: "Кажется, самое время позвонить в NN"). Потом вам пришлют по почте все документы, а вы переведете деньги. 116 ЗРЛМ 10/97 А УЕПо телефону вам зададут массу вопросов, касающихся вашего возраста, пола, водительского стажа, места жительства, марки, модели и года выпуска автомобиля, выяснят, паркуется машина на улице или в гараже, кто, кроме вас, будет ее водить и т. д. и т. п. От ваших ответов зависит стоимость страховки. Она может быть от 120 до 200 фунтов (примерно от 200 до 330 долларов) в год и выше. Например, двадцатипетний парень с новеньким БМВМЗ, вчера получивший "права" и живущий в криминогенном центре Лондона, будет ппатить существенно больше, чем семидесятилетняя дама из Оксфорда с полувековым водительским стажем, раз в неделю выводящая из гаража свой старенький "Мини" для поездки в церковь. Стоимость страховки опредепяется по сложнейшим таблицам. Иногда на двух соседних улицах она различается на 50% и более в зависимости от капризной статистики угонов. Если ваша улица ведет к футбольному стадиону, о владении автомобилем лучше вообще забыть (кстати, стоимость автомобильной страховки часто учитывается при определении цены квартиры). Однако не надейтесь сбить цену, отвечая на телефонные вопросы "не совсем точно". Страховые компании выявляют подлог быстро и профессионально. А по английским законам именно это и есть подлог, хотя вы и не подписали еще ни одной бумаги. Ведь телефонный разговор записан на пленку, и эту запись вам могут дать послушать в суде. На этом стоит английская "система доверия": мы вам доверяем, но - коли поймаем на вранье - сушите сухари. Если в течение года у вас не было ни одной аварии (или одна небольшая, как в моем случае), на следующий год страховка будет стоить вам меньше. При маленьких авариях англичане часто идут на невинную хитрость: сами оплачивают ущерб, не заявляя в страховую компанию, чтобы не повредить своей "страховой репутации": скидки за безаварийную езду могут сильно превосходить стоимость небольшого ремонта. Если же в аварии виноваты не вы (и при этом ваша машина застрахована по "расширенному" типу), то заявляйте смело: ваша компания оплатит вам весь ремонт без всякого ущерба для вашего кошелька, а уж найти виновника и востребовать с него (или с его страхователя) ущерб - это их забота. Большинство судебных разбирательств по поводу автомобипьных аварий - дело самих страховых компаний, а правые и виноватые автомобилисты в это время наслаждаются оплаченным покоем. Компания, без нужды беспокоящая своего клиента, попросту неконкурентоспособна. Но бывают и более серьезные происшествия. Число смертельных случаев на дорогах Великобритании год от года сокращается, однако по-прежнему случается всякое. Водителя могут привлечь к суду за "неосторожное вождение", "опасное вождение" или "причинение смерти или ущерба посредством такого вождения". Опасное вождение отличается от неосторожного наличием умысла: сознательное лихачество и хулиганство наказываются гораздо строже, чем простая безапаберность. Человек, незнакомый с английскими законами, может быть удивлен и возмущен тем, что водитель, превысивший скорость и задавивший ребенка, отделался штрафом, а поломавший кусты вокруг чужого дома угодил за решетку. Вы сразу представите себе судью-взяточника и толстосума, готового на все ради своей собственности. А дело совсем в другом. Суд учтет, что невольный убийца просто не заметил дорожного знака, а погубитель зеленых насаждений, выпив для храбрости, специально проехался по соседскому жасмину. На практике, конечно, многое будет зависеть от адвоката, но принцип состоит в том, чтобы наказывать за злой умысел, а не за последствия. Кажется, это разумно и гуманно. ...Отправляясь домой в отпуск, я оформил страховку для стран, через которые мне предстояло проезжать: Швеция и Финляндия. При упоминании России представители страховых компаний вежливо, но твердо говорили "нет" или называли сумму, за которую можно купить "Феррари". И, въезжая передними колесами на родную землю, я покрепче вцепился в рупь. Алексей ЮРЬЕВ•