30
31
БУЦУЩИЕСудЖАРО"~шИ\ W щ^ш Всмотритесь в эти * рисунки. Не правда ли, впечатляет? Но если вы подумали, что это работы Джуджаро или Пининфарины, то ошиблись. Перед вами упражнения студентов Московской государственной академии автомобильного и тракторного машиностроения (МАМИ).чем, собственно, заключается задача дизайнера) умели давно. Существует версия, что знаменитые итальянские кузовщики - наследники традиций мастеров, делавших ... рыцарские доспехи. В это можно поверить. Ведь при изготовлении опытного образца автомобиля листу металла придавали ту или иную форму с помощью тех же приемов, что использовали средневековые ремесленники. Как бы то ни было, итальА янские дизайнеры знамениты на весь мир, у них богатые традиции, своя школа. У российских художников-конструкторов, если говорить об автомобиле, традиции не столь древние. Но не стоит думать, что их вообще нет. И у отечественных дизайнеров были заметные успехи. Назовем наиболее известный: ГАЗ М-20 "Победа", которая по тем временам оказалась на острие автомобильной моды, более того, Принято считать, что дизайнеры как создатели облика авто заявили о себе 70 лет назад. Действительно, всерьез о дизайне применительно к автомобилю заговорили в 1927 году, когда поступил в продажу довольно дорогой "Кадиллак-Ла Салле", к созданию которого "приложил руку" известный в то время художник-конструктор Харли Эрл. Он придал этой модели впечатляющий нестандартный облик, что и привлекло к ней внимание, способствовало дальнейшему успеху. Но позвольте, скажет мало-мальски интересующийся историей автомобиля читатель - работы над внешним видом машины начались задолго до этого. Совершенно верно! Еще на заре автомобильной эры новые машины строили с учетом требований эргономики и эстетики - как их тогда понимали. Вспомним, сперва кузова делали каретных дел мастера - именно они и были первыми автомобильными дизайнерами. Но с работ Харли Эрла как бы привилось понятие "художественное конструирование автомобиля". А создавать удобные для пользователя и красивые вещи (вТягач автопоезда. Аэродинамическая форма позволит улучшить технические характеристики грузовика, сэкономить топливо. Панорамные стекла улучшают обзор. Кабина - высоко над двигателем, а значит, можно сделать ровный пол для удобства водителей. Рис. Павла РЫЖОВА.Панно в аудитории дизайн-проектирования МАМИ придает ей неповторимый облик. Рисовали его студенты под руководством преподавателя живописи (вверху).Ф30ЗА РУЛЕМ 10/97 даже опережала ее. Не станем перечислять нереализованные передовые дизайнпроекты. Наших художников-конструкторов всегда сдерживала экономика. Автопром был вынужден десятилетиями выпускать одни и те же морально устаревшие модели, а так называемые новые чаще всего оказывались подретушированными старыми ("Москвич-2140", "Волга" ГАЗ-3102). К тому же те, кто определял политику автомобилестроения, нередко исходил из того, что копировать западную технику рациональнее и дешевле. Так что нашим талантливым дизайнерам нечасто приходилось увидеть свои идеи, воплощенные в металле. Все это, естественно, не способствовало развитию художественного конструирования. Тем не менее... Много лет назад, когда я учился в МАМИ, меня поражали рисунки однокурсСпортивное купе с центральным расположением двигателя. Большая площадь окон, стеклянная крыша. Округлые, плавные формы в стиле "биологического дизайна". Рис. Святослава СААКЯНА. нерным. Чтобы спроектировать, например, новый кузов, нужно быть не только художником, но и хорошо знать конструкцию и технологию изготовления автомобиля -иметь инженерную подготовку. Сегодня, глядя на рисунки студентов, я думаю о том, что недалеко время, когда будут иу нас свои Бертоне и Джуджаро. Только бы ожила экономика России, развернулось производство Пляжный джип - автомобиль для активного отдыха. Рассчитан на молодых водителей или тех, кто чувствует себя молодым. Почти прямые, "жесткие" линии кузова. А прямая всегда придает стремительность, ассоциируется с летящей стрелой. Рис. Павла СОРОКИНА. тогда и российские дизайнеры смогут показать, на что они способны. А то, что традиции художественного конструирования у нас не столь богаты, как в Италии, не беда - наверстаем! Дмитрий ПОСТНИКОВ Комментарии к рисункам доцента кафедры "Дизайн" МАМИ Льва Гуменыцикованикое. Какие они рисовали автомобили! Тогда в институте (теперь это - академия) работал существующий и поныне студенческий клуб художественного конструирования. (Впрочем, клубом он стал не сразу, вначале его называли "кружком"). Клуб и послужил отправной точкой для создания кафедры "Дизайн". В академии будущих дизайнеров учат как художественным дисциплинам - живописи, рисунку, графике, так и инжеЗадание для 4-го курса: "Ав^^^^^^И^И томобиль высшего класса на базе ЗИЛа". Таким его увидели Олег СААКЯН и Виктор ДЕМЧЕНКО (рис. справа). Непременные атрибуты машины высшего класса - индивидуальность, представительность, запоминаемость облика. Автомобиль должен внушать как бы почтение к своим пассажирам. Сделать его таким - непростая задача, но студенты нашли интересные образы, не похожие на другие.Задание для студентов 3-го курса: "Панель приборов автомобиля АЗЛК-2141 с минимумом изменений штатной". Это посложнее, чем нарисовать совершенно новую часть автомобиля. Рис. Виктора ДЕМЧЕНКО и Максима ЧАЩИНА.