122
"ФОЛЬКСВАГЕН-ПАССАТ"О том, как ведет себя у нас подержанный "Пассат", купленный чуть больше года назад, мы сообщали в нескольких номерах журнала - № 12,1996 г., № 2 и 6,1997 г. Сегодня расскажем о неполадках, с которыми однажды могут столкнуться и другие владельцы таких машин. Напомню, что у нашего "Пассата" на "боевом счету" чуть больше 210 тыс. км, что у него двигатель серии RP рабочим объемом 1,8 ли мощностью 90 л. с. с системой одноточечного впрыска "Моно-Джетроник" и что, наконец, он имеет гидроусилители рулевого управления и тормозов. Вот это-то "хозяйство" некоторое время тому назад заставило нас слегка поволноваться. Начну с отказа усилителя тормозов. Вообразите: вы медленно движетесь в уличном заторе и вдруг замечаете, как на панели загорелась лампа "неисправность тормозов", а вдобавок к ней - табло с надписью "ABC". Между тем машина нормально тормозится раз, второй, десятый. На миг возникает наивное предположение - может, просто чтото не в порядке с лампочками? Тут же его отметаете, тем более что лампочки-то разные... И заодно вспоминаете устройство тормозов (если, как и мы, до этого что-то о них знали!). Предусмотрительные немцы в системе гидроусилителя установили аккумулятор давления - этакий баллон, который обеспечивает после отказа усилителя еще около 20 полных торможений с максимальной эффективностью. Сделано это, чтобы обезопасить водителя на то время, пока он будет принимать решение. Нужно, наверное, покинуть транспортный поток, где-то припарковать автомобиль и (у них там это просто!) вызвать "сервисменов"... ...Затор был по-московски достаточной протяженности, и запас давления-таки кончился. Педаль тормоза на мгновение задрожала, а затем сразу "встала колом", как очень метко говорят на Руси... До стен редакции оставалось с километр, и я попробовал доехать без усилителя. "Отпустив" движущуюся впереди машину метров на пятнадцать, проверил эффективность торможения. Конечно, на минимальной скорости. Да, кое-как "Пассат" тормозится, но слово "эффективность" здесь явно неуместно. К педали приходится прикладывать такую силу, что - того гляди! - сломаешь спинку сиденья. Доехав до места назначения, иду в библиотеку, беру имеющиеся там книги по "Пассату" и пытаюсь "с ходу" найти описание неисправности. Не тут-то было - сведения, почерпнутые из "Автодаты", рассчитаны, очевидно, на подготовленных специалистов сервиса. Правда, удалось хотя бы определить места расположения предохранителей, релюшек, а это уже кое-что... Вернувшись к автомобилю, делаю то, что сделали бы и вы, - чисто механически проверяю надежность подключения реле, затем предохранителя АБС - пошевелил то, другое... Пустил двигатель - и тормоза вновь нормально работают! Этим пока и ограничились. Больше отказов не было. Но случись что более серьезное, скорее всего придется обратиться к специалистам - все-таки тормоза здесь посложнее, чем на "Жигулях". Затем последовали неприятности от системы впрыска. Выражались они в том, что мотор, вполне нормально работавший на холостом ходу, при попытке разгона или движения с повышенной скоростью то и дело "выдавал" хаотичные рывки, провалы. То мягкие, едва ощутимые, то очень резкие, со "сбоем" по всем четырем цилиндрам. Конечно, это возможно и при неполадках в зажигании, и при неисправности системы питания. Попытки самостоятельно определить неисправность не удались, и мы решили обратиться к специалистам фирмы "Иномотор". Именно там мы выполняли работы, описание которых попадало и на страницы журнала, например, замена на "Пассате" маслоотражательных колпачков (ЗР, 1997, № 8). Кстати, автомобиль после этого 122 ЗА РЛМ 10/97 УЕпрошел около 4 тыс. км, и никаких претензий к качеству ремонта у нас не возникло. В данном же случае речь шла сначала о диагностике двигателя. Дело в том, что на нашем автомобиле нет системы, которая позволила бы с помощью кодов, по контрольной лампочке на панели приборов, сразу определить место неисправности. В "Иномоторе" машину основательно "допросили" с помощью диагностической аппаратуры, оценив работу двигателя на самых разных режимах, проверив работу системы впрыска, включая и ее датчики. И в конечном счете нашли причину перебоев. Она оказалась более чем банальной! У двигателя нашего "Пассата" очень простая (если не сказать примитивная) система вентиляции картера, через которую поток картерных газов поступает в систему впрыска. И если мотор, как и наш, далеко не новый, то сюда попадает и какое-то количество паров масла. На замаслившиеся электрические разъемы налипает дорожная пыль. Токи в электрических разъемах невелики - в результате возможны перебои в работе форсунки. После основательной промывки разъемов и их просушки двигатель заработал, как ему и положено, и нам осталось лишь поблагодарить специалистов. Итак, еще одна неисправность оказалась связана с электрикой. Похоже, это вообще характерно для современных автомобилей - здесь механика подводит нас не так часто, как электрика, тем более что последняя из года в год усложняется. Несколько слов о других системах автомобиля. Они пока функционируют нормально, кроме задних амортизаторов, которые дошли до той "кондиции", когда ремонт или замена настоятельно необходимы. Это особенно ощущается, например, при движении по дороге с частично разбитым покрытием - машину приходится целенаправленно "держать на курсе", так как задняя ось сползает в сторону. Особенно заметно - на поворотах, где вас (когда речь идет о зиме) могут выручить лишь навыки езды в эту пору года, привычка к движению в заносе. Если этими приемами не владеете, эксплуатация машины может стать откровенно опасной. По-своему эта неисправность проявляется ив работе... тормозов! Антиблокировочная система машины исправна - и несет свою службу в соответствии со своей "логикой". Если на неровной дороге вы порезче затормозите, колеса при отскоках блокируются, - и срабатывает АБС, по существу как бы лишая вас тормозов (более подробно об этом на стр. 154). Выручает опять-таки зимний опыт: лучше тормозить прерывисто, не позволяя АБС слишком сильно в ваши намерения вмешаться. Все это достаточно просто... опять-таки, если вы немало поездили зимой на бесхитростных "Жигулях", где надеяться приходится только на себя. Итак, замена амортизаторов - в повестке дня. Кроме того, судя по результатам недавнего осмотра и по пробегу, "Пассату" пора обновить тормозные колодки всех колес, воздушный и масляный фильтры, масло в двигателе. В преддверии зимы стоит также обзавестись комплектом зимних шин. Наконец, при проверке систем автомобиля в "Иномоторе" было обнаружено, что ресурс кислородного датчика ("лямбда-зонда") подходит к концу - его мы тоже намерены заменить уже сейчас, не дожидаясь ЧП. Топливный насос и его фильтр пока не вызывают нареканий. В целом же автомобиль на всех, кому доводилось на нем поездить, производит приятное впечатление: большой, просторный, удобный и достаточно динамичный, несмотря на скромную мощность двигателя. Конечно, он и уступает куда более крутым "монстрам", но свои 180 км/ч набирает легко и безотказно. (Эх, были бы для этого дороги!) Что же касается скоростей, с которыми ездит большинство - порядка ста километров в час, то для водителя "Пассата" это режим отдыха. Кстати, в этом случае и расход топлива примерно такой, как у "Самары". Поди плохо!.. Эдуард КОНОПО