1ХНИКАПоявление на свет нового двигателя, а тем более целого семейства - событие неординарное, оно связано не только с решением множества технических и технологических проблем, но и немалых финансовых. По сути, создать двигатель с нуля, а тем более дизельный, сегодня в СНГ мало кому по силам. Поэтому появление недавно нового семейства легких дизелей Харьковского завода имени Малышева (известного производителя двигателей для военной техники, и прежде всего танков) можно с полным основанием назвать событием.Итак, перед нами малолитражные рядные дизели серии ДТ размерностью 79*82, предназначенные для установки на легковые автомобили и грузовики малой грузоподъемности, тракторы и мотоциклы, мотороллеры и снегоходы, а еще и для различной малогабаритной сельхозтехники, насосов и электрогенераторов. Рассмотрим их конструктивные особенности, взяв в качестве примера двухцилиндровую версию, имеющую обозначение 2ДТ. Поперечный разрез этого мотора представлен на рисунке. В отличие от своих более мощных собратьев ЗДТ, 4ДТ и их наддувных вариантов, у двигателя 2ДТ совмещенная система смазки и охлаждения - обе они питаются из общего картера одним и тем же маслом. А шестеренчатые насосы, обеспечивающие им каждый свою систему, имеют привод от общего вала. В трех- и четырехцилиндровых двигателях, где значительно большая тепловая нагруженность деталей (особенно в наддувных вариантах), охлаждающей жидкостью служит привычный антифриз. Одноцилиндровый родоначальник семейства - 1ДТ - тоже имеет разделенные системы смазки и охлаждения, но требующие заправки 34 ЗРЛМ 10/97 А УЕД ИЗЕЛИ СЕРИИ ДТмоторным маслом. На первый взгляд, решение «зарядить» систему охлаждения моторным маслом может показаться не только странным, но и экономически неоправданным. (К слову, завод рекомендует для всех моторов камазовское масло). Однако увеличение объема циркулирующего масла продляет срок его службы в 2,5 - 3 раза (для нашего случая), так что выгода очевидна. Однако у масла меньшая, чем у воды, теплопроводность и теплоемкость, поэтому пришлось цилиндры 1 ДТ и 2ДТ делать с оребрением для лучшего охлаждения. И все же главная особенность, отличающая дизели серии ДТ от аналогов, - их многотопливность: в качестве горючего могут служить бензин, солярка, керосин и даже рапсовое масло. Это неудивительно - школа создания «основных изделий» наложила свой отпечаток и на новое семейство двигателей. БЛОК ИЗ «КРЫЛАТОГО МЕТАЛЛА» Богатейший опыт литья корпусных деталей из алюминия и его сплавов гордость завода. Напомним в связи с этим, что «кузнец победы», легендарный танковый дизель В-2, имел блок циТрех- и четырехцилиндровые дизели из Харькова (вверху). Топливный насос высокого давления. ~'А линдров, отлитый из алюминиевого сплава. обеспечивает цикловую подачу топлива до Искусство литейной школы проявилось ив 20 мм . Технически это довольно сложно, блоках нового семейства дизелей Несмотря • поэтому специалисты идут на всякого рода на трудности в производстве, алюминиевые ухищрения. Одно из них - снижение массы блоки обладают рядом преимуществ, в перподвижных частей форсунки, что существую очередь - снижение веса двигателя в венно снижает инерционность механизма. 1,5 раза по сравнению с чугунным. БлагодаСледствие же уменьшения инерции - боря этому при установке новых дизелей на лее четкая подача топлива, что, в свою легковые автомобили удалось избежать моочередь, оказывает огромное влияние на дернизации передней подвески подопытных процесс работы двигателя. «Волги» и ЛуАЗа. Такое решение, впрочем, Заводчане, ориентируясь на мировых лиимеет и недостатки, но о них в другой раз. деров, создали сопловую (бесштифтовую) Значительно продлить жизнь поршням форсунку закрытого типа с диаметром иглы призваны залитые в них по специальной распылителя всего 3,5 мм и распыливающим технологии нирезистовые «браслеты», так отверстием 0,37 мм. Подобные изделия являчто кольца не смогут разбить канавки коль- ются гордостью уже упоминавшегося «Боцедержателя. ша» и «Катерпиллера». А вот внутренним дренажом топлива даже и они не могут по«ТУЛУПЧИК ЗАЯЧИЙ» хвастать. На харьковских же форсунках он По-другому и не назовешь камеру сгоприсутствует. Занял положенное место и прерания из жаропрочной стали с очень низдохранительный фильтр щелевого типа, закой теплопроводностью Зачем понадобидерживающий частицы размером более лось одевать камеру в «шубу»? А для того, 40...50 мкм. Комментировать его назначение чтобы уменьшить тепловой поток в головку при нашем качестве топлива и нашем сервиблока и, как следствие, повысить темперасе, видимо, нужды нет. туру в зоне горения топлива. В результате получаем лучшую характеристику воспламеняемости смеси, что особенно важно для бензинов, которые здесь заметно уступают дизельному топливу. Великолепное качество - многотопливность имеет, однако, и свои минусы: при переходе с дизельного на другие виды топлива не избежать потерь в мощности, крутящем моменте, экономичности, да ив самом ресурсе двигателя и топливной аппаратуры. Так что водителю придется учитывать, что основная пища дизеля - солярка, благо недостатка в ней сегодня не наблюдаются. Проблему качества топлива мы опускаем, впрочем, к отечественной солярке дизели относятся лояльно. Для облегчения пуска холодного двигателя в камере сгорания установлена свеча накаливания. «БОШ», «КАТЕРПИЛЛЕР»... ЗАВОД ИМЕНИ МАЛЫШЕВА Не так уж много в мире заводов, способных производить топливную аппаратуру на уровне лучших современных образцов. Теперь в их число вошел и Харьковский завод, освоивший такие изделия для дизелей малой размерности, предназначенные легковым автомобилям. Бесспорно, составить конкуренцию, скажем, «Бошу» малышевцам пока не по силам, да и объемы производства не те - «основное изделие» за бортом остаться не может, оно кормит завод. И все же мелкосерийный выпуск топливной аппаратуры, не имеющей аналогов в СНГ, как говорится, имеет место. А уникальна она в первую очередь тем, чтоМноготопливность диктует свои, особые требования к топливной аппаратуре. Основные из них - идеальный подбор зазоров прецизионной плунжерной пары и отсутствие монтажных деформации. Накопленный опыт позволил решить и эту задачу. ЧТО ЗА ДИЗЕЛЬ БЕЗ НАДДУВА То, что в ряду новых моторов имеются «наддутые» модификации, конечно же, факт отрадный. Однако более детальное знакомство с агрегатом наддува несколько разочаровывает - он нерегулируемый. Объясняется это изначальным предназначением турбокомпрессора, разработанным под тракторные двигатели. По той же причине сравнительно велик диаметр колеса компрессора (62 мм). Это еще один минус: великовато время турбозапаздывания, быстро раскрутить такое колесико нельзя. При меньшем же его диаметре резко возрастает цена турбокомпрессора. Тем не менее специально для транспортных дизелей разрабатывается регулируемый турбокомпрессор с улучшенными характеристиками, он и станет со временем основным.Разрез дизеля 2ДТ: 1 - генератор; 2 - воздушный фильтр; 3 - топливная форсунка; 4 - топливный трубопровод; 5 - свеча накаливания; 6 - ТНВД; 7 - фильтр охлаждающей жидкости - масла. двигатели соответствуют принятым ранее «союзным» тракторным стандартам. Вихрекамерное смесеобразование позволило вдвое снизить выбросы NOx (по ГОСТу 22 г/кВт-ч). Совершенная топливная аппаратура почти в 2,5 раза уменьшает содержание СН (по ГОСТу - 3,5 г/кВт«ч). Содержание СО соответствует допустимому (по ГОСТу - 10 г/кВт-ч). Что касается транспортных вариантов двигателей (3- и 4-цилиндровые с наддувом), то они отвечают требованиям «Евро-1», причем разработанная специально для этих моторов система «сажеуловитель-нейтрализатор» делает двигатели еще более чистыми. Такая система очистки отработавших газов позволила вплотную приблизиться к более жестким требованиям «Евро-2». УНИФИКАЦИЯ - НЕДОСТАТОК? По мнению специалистов из США, досконально изучивших новые харьковские двигатели, они имеют один очень существенный, на их взгляд, недостаток - унификацию многих конструктивных элементов с теми, что стоят на других моторах производства СНГ. Однако плохо ли это, если исходить из интересов покупателей? Итак, оценивая диаметр поршня (79 мм), делаем вывод: «жигулевские» кольца придутся впору. Тем более что ранее они были двигателю «родными», и лишь в последнее время завод решил выпускать свои собственные. Привод ГРМ осуществляет «жигулевская» цепь. Во время пуска двигатель раскручивает знакомый владельцам «москвичей» борисовский стартер 420.33.08-10, отличающийся лишь оригинальной шестерней обгонной мутфы. Генераторы также хорошо известны - это самарские Г 222 иГ 221. О маслах, рекомендованных заводом, мы уже говорили, а фильтр системы смазки - «жигулевский». Оригинальный же фильтр системы охлаждения (для 1ДТ и 2ДТ) замены не требует - он просто-напросто моется; термостат отличается от «жигулевского» лишь развернутыми патрубками. Воздушный фильтр - вазовский, «волговский» либо оригинальный, в зависимости от предна-Плунжерная пара ТНВД. ШУМЫ И ВИБРАЦИЯ Баритон дизеля не спутаешь ни с чем. Как его заглушить? Обратимся к рисунку. Возможно, кто-то уже обратил внимание на сходство газораспределительного механизма 2ДТ с «восьмерочным». А вот «раздутый» низ картера явно указывает на применявшийся ранее уравновешивающий механизм Ланчестера. Впрочем, он исчез не навсегда ив спучае ужесточения требований к вибрациям вновь займет свое место в двигателе. Отказались же от него в пользу тщательнейшей предварительной балансировки коленчатого вала вместе с приводными шкивами, маховиком и т.д. В целом по уровню вибраций и шумности новые дизели соответствуют действующим ныне автотракторным нормам. НЕМНОГО ОБ ЭКОЛОГИИ По результатам испытаний были получены следующие данные. Содержание токсичных компонентов в отработавших газах «атмосферных» дизелей составило: NOx 10 г/кВт.ч; СО - 9 г/кВт»ч; СН - 1,5 г/кВт»ч. Таким образом, в безнаддувном вариантеТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙСТВА ЛЕГКИХ ДИЗЕЛЕЙ ХАРЬКОВСКОГО ЗАВОДА ИМЕНИ МАЛЫШЕВА Модель Параметр Диаметр цилиндра. мм Ход поршня, мм Мощность, кВт Удельный расход топлива, г/кВт-ч Частота вращения. об/мин Габарит, мм: длина ширина высота Масса, кг Ресурс, тыс час 230.. 270 1500...4200 4400Форсунка дизеля, как заметит специалист, - с внутренним дренажом. значения двигателя. Датчики же температуры ТМ-106 и давления масла ММ-120 можно купить в любом магазине автозапчастей. Вот, пожапуй, и все основные, заслуживающие внимания позиции унификации двигателей. Скорее всего, тех, кто будет эксплуатировать харьковские моторы, это больше обрадует, чем огорчит.1дт2ДТЗДТ79 824ДТЗДТН4ДТНДЛЯ КОГО И ПОЧЕМ Как известно, хороший дизель дешевым быть не может. Одноцилиндровый двигатель по отпускной цене завода «потянет» на $810. Двухцилиндровая версия обойдется в полтора раза дороже - $1350. Трех- и четырехцилиндровые - $2200 и 2800 соответственно. Проводить ценовые параллели с зарубежными аналогами, равно как ис бензиновыми моторами, было бы некорректно - объемы производства разнятся очень намного. Посему предоставляем читателям самим решать - стоит ли овчинка Агрегат турбонаддува - пока, к сожалению, «траквыделки или нет. А пока выскажем предпоторный». ложения. Четырехцилиндровый силовойГЭ.7...8.5 7,5...17|11...25,5|15...3444| 59390460550 450 620| 105680560 5156807085| 125115| 135 5. .88 .1036 З РУЛЕМ А10/97агрегат, ранее предназначавшийся для ижевской «Орбиты», по всей видимости, «пропишется» на Украине под капотами приобретенных ГАЗ-24 и их модификаций. Трехцилиндровый двигатель, вытеснив мелитопольский «воздушник», сможет крутить колеса луцкого вседорожника. Семья мультикаров, выросшая на базе уже известного четырехколесного мотоцикла ЗИМ из Коврова, базируется на двухцилиндровом дизеле. Ну а дальше время покажет. Денис БОРОВИЦКИЙ