32
33
Давление экологов на производителей автомобилей растет. Все больше ужесточаются соответствующие нормы, обязательные для автомобильных фирм - независимо от их авторитета, масштабов выпуска техники. Причем, конечно, наиболее остро стоит вопрос чистоты выхлопа в крупных городах. На сегодня предлагаются различные варианты решения этой проблемы. Скажем, компания "Ауди" готовит для своих покупателей нечто необычное: гибрид дизеля и электромобиля. Новая машина названа "Дуо", в ближайшее время начнется ее продажа в Германии.Автомобиль создан на платформе универсала А4, его могут приводить в движение два двигатепя: дизельный и электрический. Впрочем, похожая схема - не новинка, ее уже лет шестьдесят используют на подводных лодках. Дизель "Ауди" хорошо известен - он имеет рабочий объем 1,9 ли непосредственный впрыск топлива, а также турбонаддув. Мощность его 90 л. с. при 4000 об/мин, крутящий момент - 149 Н-м при 1900 об/мин. Если этот мотор, выпускаемый с 1989 года, - хорошо отработанный агрегат, то над электродвигатепем фирме пришлось изрядно потрудиться: ныне существующие оказались слишком велики и тяжелы. Поэтому в сотрудничестве с университетом города Леобен в Австрии специалистам "Ауди" пришлось создать новую конструкцию, производство которой осваивает компания "Сименс". Мощность электродвигателя 29 л. с. при 10 000 об/мин, а разме32 ЗРЛМ 10/97 А УЕ ры примерно как у двух кофейных банок, поставленных одна на другую. Коробка передач - пятиступенчатая, общая для обоих моторов, передаточное число редуктора электродвигателя - 2,36. Когда электромотор раскручен до максимальных 10 000 об/мин, трансмиссия выходит на 4240 об/мин, что очень близко к максимальным оборотам дизельного двигателя (4700 об/мин). Поэтому, кстати, автомобиль, несмотря на использование двух разных источников энергии, обходится одной коробкой передач. "Ауди-Дуо" способен работать в трех режимах: только с дизельным двигателем,Переключатель режимов силового агрегата (вверху). Отсек аккумуляторов в багажнике. "Экологически чистая заправка" от солнечных ба тарей.* только с электродвигателем или в режиме "Дуо", когда компьютер сам решает, какой из моторов стоит задействовать. Дизель пускается автоматически и тогда, когда батареи разряжены более чем на 85% или требуется большая мощность. Скажем, вы спокойно едете "на электротяге", а тут нужно резко ускориться или совершить обгон. В этих случаях достаточно просто вдавить педаль в пол (как для режима "кикдаун" в автоматических коробках передач), и машина оживет. Когда дизель отключен и автомобиль приводится в движение электродвигателем, электрогидравлические насосы обеспечивают нормальную работу усилителей руля и тормозов. Эксперты, управлявшие машиной в разных режимах, отметили лишь незначительную разницу в отзывчивости тормозов, при этом тормозной путь оказался во всех случаях одинаков. Антиблокировочная система при работе разных двигателей также функционировала вполне надежно. Создатели машины не забыли ио вентиляции салона. Отопитель, использующий тепло дизельного двигателя, обеспечивает поступление воздуха в салон в любом режиме, но кондиционер в автомобиле не предусмотрен. Процедура пуска двигателя как иу обычного дизеля просто поворачиваешь ключ. Как только дизельный двигатель прогреется до ра-Техническая характеристика "Ауди-Дуо" Двигатель: турбодизель с непосредственным впрыском топлива, 4 цилиндра, чугунный блок, алюминиевая головка блока. Объем двигателя - 1895 см ; система контроля двигателя - "Бош" MSA 15; мощность - 90 л с. при 4000 об/мин; крутящий момент - 202 Нм при 1900 об/мин. Электрический двигатель: 3-фазный, переменного тока, работающий от 22 батарей 12 В; система контроля двигателя - "Сименс"; мощность - 29 л.с. при 10000 об/мин; крутящий момент - 15 Нм при 10000 об/мин. Коробка передач - 5-ступенчатая автоматизированная. Кузов - несущий 5-местный 5-дверный универсал. Компоновка переднеприводная, с продольно расположенными двигателями. Снаряженная масса 1710 кг. Полная масса - 2060 кг. Комплектация: регулируемая по высоте рулевая колонка, гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, электроприводы замков и люка, круизконтроль, обогрев заднего стекла, АБС. Максимальная скорость с дизелем / с электродвигателем -170/80 км/ч."Рентген" "Ауди-Дуо".бочей температуры, компьютер проверит все системы и "позволит" электромотору включиться в работу при первом нажатии на педаль газа. Невероятно, но переключение с дизеля на электромотор происходит чрезвычайно плавно, без задержки в подаче мощности - помогает автоматизированный привод сцепления. В новом автомобиле установлены 22 батареи емкостью 10 кВт«ч суммарным напряжением 264 В. Заряжают их от сети 220 В, шнур и вилка находятся за фальшрадиаторной решеткой. За 4 часа аккумулятор набирает 90% емкости, а оставшиеся 10% - еще за 3 часа. Зарядка происходит также во время движения "на дизеле" - электродвигатель постоянно соединен с трансмиссией ив этом режиме работает как генератор. Компания "Ауди" заявляет, что емкости батарей достаточно для городского пробега около 50 километров на одной зарядке. В ближайшее время фирма планирует устанавливать на машины систему охлаждения батарей, что должно заметно увеличить пробег. Основную цель создателей машины угадать несложно - улучшить экологическую обстановку в крупных городах: предполагается, что, когда автомобиль въезжает в город, водитель перейдет на "чистый" вид энергии. Машина весит 1710 кг, разгоняется до 100 км/ч за 16 сс дизельным двигателем, а с электромотором набирает 50 км/ч за 9,5 с. Максимальная скорость составляет 170 и 80 км/ч соответственно. В 1998 году в Германии выпустят около 500 новых машин, которые будут продаваться по цене около 29 тыс. долларов США. Михаил ГЗОВСКИЙ ЗА РУЛЕМ 10/97 33