42
43
44
эти траты уже были неизбежными - без них не обойтись, если есть желание сохранить свое место на автомобильном рынке в конце уходящего и начале следующего века. Завод, как уже сообщал журнал, получил новый сварочный цех с немецкой роботизированной линией. Чтобы обеспечить ее специалистами, в местном техническом университете будут готовить инженеров по специальности "Сварочное производство". Несмотря на резко обострившиеся финансовые проблемы - на имущество автозавода даже налагался арест, - "шестидесятка" дошла до конвейера с опозданием от ппана всего на год. Новый автомобиль смог не только поменять мировоззрение многих заводчан, но и, что самое гпавное, сработать на перспективу УАЗа. СЕРИЙНЫЙ: ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ Компоновка новой модепи принадлежит ульяновцам, а вот дизайнерское решение-НТЦВАЗа. Знакомиться с УАЗ-3160 начнем на конвейере. Основа любого настоящего джипа рама. "Шестидесятую" нам удалось обнаружить только потому, что с нами был экскурсовод. Одно из главных условий "компромисса", вынесенного в заголовок: у новой машины старая рама (по конструкции, конечно) с весьма малыми изменениями. Идем дальше вдоль конвейера. Малолистовая рессора в задней подвеске? Редакционный "уазик" имеет такую уже почти четыре года. Вот пружины вместо рессор в передней подвеске - это ново. Правда, в малых сериях такой "передок" уже устанавливают на модификации "козликов", чей индекс оканчивается на "-10". А вот мосты, действительно, сразу привлекают внимание. На ГАЗе подобные зовут "Чайковскими", хотя по науке их положено называть "типа "Спайсер". Мост неразрезной, что дает ему жесткость и, соответственно, увеличивает надежность и долговечность. "Агрегат" - так здесь зовут коробку передач в сборе с "раздаткой" - выглядит теперь иначе. В коробке, пойдя по вазовскому пути, не мудрствуя лукаво, добавили пятую передачу. Давно пора! Шестерни раздаточной коробки получипи "мелкомодульный" зуб, что допжно снизить шум. Все это мы испытаем в условиях езды. Появился долгожданный усилитель руля.Нынешнее лето выдалось в Ульяновске жарким в прямом и переносном смысле. Но если термометры зашкаливало за "30" в градусах Цельсия, то для определения накала предпусковой подготовки на УАЗе единиц пока не придумано. В любом случае здесь были бы зафиксированы пиковые значения.ПРАЗДНИК НА УЛИЦЕ "ШЕСТИДЕСЯТЫХ" 20 июня в новом, специально выстроенном цехе были сварены два первых кузова модели 3160, а 5 августа на главном конвейере собрали первые пять российских джипов нового семейства. В истории Ульяновского автомобильного завода открылась очередная страница. Для УАЗа значение этого события трудно преувеличить. Достаточно сказать, что со дня предыдущей премьеры прошло без малого... 25 лет! Ни для кого не секрет, что вся автомобильная внедорожная техника создавалась у нас в стране по заказу военных ив соответствии с их требованиями "469-й" армию вполне устраивал, устраивает и сейчас. Но выросшая на заводе довольно мощная конструкторская служба не могла существовать только для усовершенствования серийной продукции и разработки совсем уж специальной техники. Журнал уже рассказывал, как в конце 80-х группа заводских конструкторов выступипа с идеей создания принципиапьно нового джипа: предлагалось уйти от сугубо утилитарного транспортного средства к "нормальному", обладающему значительно 42 ЗРЛМ 10/97 А УЕ более высокими потребительскими свойствами. Но переход на совершенно новый автомобиль, не имеющий с предшественником ничего общего, требовал огромных перемен в производстве, а это было нереально по экономическим причинам. Идеопогия создания новой модели, попучившей индекс "3160", предполагала более прагматичный, распространенный за рубежом путь: сохраняя в производстве неплохо зарекомендовавшее себя шасси, оснастить его новым, современным и комфортабельным кузовом. Такой кузов потребовал, конечно, серьезных перемен в технологии, ноВ профиле нового УАЗа есть некоторая дисгармония - то ли он чересчур высок, то ли слишком короток.ъ,. ПРЕЗЕНТАЦИЯПро двигатель разговор особый, так что не станем на нем пока задерживаться. Тем более что кузов уже лег на раму, а значит, пора переходить к внешнему осмотру. Теперь применитепьно к УАЗу можно говорит об аэродинамике. У нового УАЗа Сх=0,52, а у предшественника, УАЗ-31512 (так называется бывший "469-й" с брезентовым верхом) - 0,66. Если при движении по пересеченной местности обтекаемость особой роли не играет, то на шоссе ее значение возрастает. А в соответствии с характеристикой максимальная скорость УАЗ3160 равна 145 км/ч. Автомобиль смотрится чересчур высоким для такой длины. Но это - следствие компромисса, рожденного тем же главным условием: основное производство должно быть потревожено минимально, шасси останется прежним. Вазовским дизайнерам пришлось немало поломать голову, чтобы придать благообразный вид компоновке, привязанной к относительно короткобазному джипу. Большинство производителей в мире на такое шасси ставит трехдверный кузов. Здесь же требовалось сохранить пять дверей. Задние боковые попучились узковатыми как зрительно, так и относительно удобства входа-выхода. И это не единственная дисгармония в облике "шестидесятки". Несколько легковесным выглядит "нос" - конструкторы стремились сохранить одно из достоинств утилитарного серийного автомобиля - большой угол въезда. Внушительные дверные ручки вполне под стать автомобилю. Вот зеркала заднего вида заметно малы. К сожалению, это все, что может предложить сегодня поставщик - они от "Москвича-2141". Забираемся в салон. Здесь по-уазовски просторно. И совсем не по-уазовски комфортно. Спинки всех кресел, в том числе и задних, имеют регулировку угла наклона, а передних - еще и поясничного подпора Передняя панель без особых изысков, но производит впечатление. Комбинация приборов пока аналогична ВАЗ-2107, но уже заказана новая немецкой фирме VDO, обосновавшейся в Чистополе.Для задних пассажиров эта откидная подножка лишней не покажется.УАЗ-3160 - машина вместительная. При сложенных задних сиденьях в салон можно уложить больше кубометра груза.Один американский журналист, оценивая УАЗ-31512, писал: "...с трудом пробираюсь через густые зароспи рычагов, управляющих трансмиссией..." Здесь ему бы не пришлось блуждать в трех соснах. Рычаг переключения передач остался на месте, изменив форму в соответствии с требованиями эргономики. Другим стало управление "раздаткои". Раньше один рычаг вклю-Даже по этой двери видно, что внутреннюю отделку богатой не назовешь.1100чал передний мост, а другой - демультипликатор (понижающую передачу в раздаточной коробке), причем последний только при включенном "передке". Теперь всем заведует один рычаг, движущийся по П-образной схеме. Рычаг стояночного тормоза больше не торчит вертикально, как у грузовика, а занял подобающее место возле кресла водителя. Он соседствует с удобным и симпатичным боксом. Спинка заднего сиденья разделена в соотношении 1:2. Это позволяет складывать любую часть в зависимости от габарита перевозимого груза. Сняв подголовники и сложив все заднее сиденье по привычной уазовской схеме, можно получить довольно большое грузовое помещение, куда свободно входит куб с ребром 1 м. З РЛМ 10/97 43 А УЕ Заглянем под капот. Места тут довольно много, что предполагает возможность установки разных двигателей. На первых пяти конвейерных машинах стоят двигатели ульяновского АО "Вопжские моторы". Напомним: это четырехцилиндровые рядные двигатели рабочим объемом 2,89 лс моновпрыском, мощностью 110 п. с. По результатам испытаний расход топлива АИ-93 составляет 14 л/100 км. Часть датчиков системы впрыска, форсунки и топливный насос - фирмы "Бош" (подробности - ЗР, 1996, № 12). Рулевая колонка регулируется по углу наклона.Двигателю под капотом по-уазовски просторно.На передней панели есть все необходимое настоящему "джиперу": от тахометра до магнитолы.то право на сравнение очевидно. И уровень шума и вибраций в салоне, и скорость, и динамика разгона, и комфорт пассажиров, и удобство управпения просто несопоставимы. На дороге это нормальный легковой автомобиль, не требующий снисхождения к себе, как "утилитарное транспортное средство". Цена УАЗ-3160 окончатепьно не определена, но ограничена 20 тысячами долларов (елабужский "Блейзер" 4x4 стоит минимум 33 тысячи). Новому УАЗу придется конкурировать ис "Блейзером", и с "Паджеро", и с "Монтереем". По мощности двигателя, комфорту и "наворотам" российский автомобиль, конечно, много не добирает, хотя и не так провально отстает, как старина "469-й". А вот по проходимости может поспорить с иными заморскими "асфальтовыми джипами". Ульяновский автозавод этим автомобилем сумел доказать и окружающим, и самому себе наличие мощного потенциала, прежде всего - творческого. Так что, пожалуй, не стоит устраивать отечественной автоиндустрии преждевременные похороны. Алексей СОЛОПОВ Фото Владимира Князева и автораНа массивной задней двери разместилось 16-дюймовое колесо. Заднее стекло - с обогревом, "дворником", третьим стоп-сигналом. После подробного осмотра можно и за руль. Автору этих строк пришлось прокатиться на "шестидесятке" из Упьяновска в Москву и обратно. А поскольку он уже четвертый год ездит на редакционном УАЗе, ... Итак, новая страница в истории УАЗа: первая модель 3160 сходит с конвейера. 44 ЗРЛМ 10/97 А УЕ