139
Рис. 3. Устройство для натяжения приводного ремня генератора: 1 - натяжной ролик; 2 - натяжной болт; 3 - шкала; 4 - стрелка; 5 - гайка.Рис. 2. Устройство натяжителя цепи: 1 - гайка-крышка; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - пружина; 4 - кольцо; 5 - поршень; 6 - корпус.ФСтавим на место крышки распредвала с "рокерами". Кстати, их нельзя менять местами! Затягивать болты следует крест-накрест моментом 21 Н«м. Перед установкой не забудьте обильно полить моторным маслом шейки распредвала. Займемся натяжителем цепи (его устройство показано на рис. 2). Убедимся, что он не выдвинут из корпуса - в противном случае не избежать перетяжки цепи. Ввернем корпус 6 натяжителя в посадочное отверстие и моментом 10 Н«м затянем шестигранным ключом. Затем вложим пружину 3, наденем уплотнительное кольцо 2и завернем гайку-крышку 1 торцевым ключом "на 32" (момент затяжки 80 Н»м). Теперь можно возвратить на место генератор и натянуть его приводной ремень (рис. 3). Натяжка производится вращением гайки 5 торцевым ключом "на 13", послечего болт 2, фиксирующий натяжной механизм, затягивается до упора. Как сильно должен быть натянут ремень? Для моторов с многоременной системой - так же, как и на "Жигулях". А вот для системы с одним широким профилированным ремнем (как на рис. 3) предусмотрена специальная шкала 3. Перед натяжением ремня, отпустив фиксирующий болт, установим стрелку 4 натяжного устройства против первой отметки шкалы. Затяжка будет считаться нормальной, когда стрелка встанет против седьмой отметки.^•меньше - и под действием пружины снова замыкается верхняя пара контактов. Этот На моем ВАЗ-21011975 года процесс циклически повторяется: якорь вивыпуска постоянно перезаряжается брирует, делая несколько десятков колебааккумулятор. Чем это может быть ний в секунду и тем самым поддерживая вызвано? Скорее всего, генератор "выдает" повысреднее напряжение генератора на некоем шенное зарядное напряжение по сравнению с уровне - примерно 13,8 В. Это первая стутребуемым (летом это около 14В). Хотя по пень регулирования. мере зарядки аккумулятора его сопротивлеПри дальнейшем росте оборотов даже ние и увеличивается, для "самозащиты" этого "сдерживающее" влияние сопротивления недостаточно. Батарея перезаряжается, элекстановится недостаточным - якорь реле, нетролит "выкипает" (плотность его растет), что, сущий средний контакт, под действием увев конечном счете, и выводит батарею из строя. личившегося тока в катушке притягивается к На старых автомобилях, где в качестве нижнему. При их замыкании обмотка возбурегулятора напряжения все еще использу- ждения "закорачивается" - ток в ней падает ется электромеханический (типа РР-380), в до нуля. Под действием пружины контакты повышении зарядного напряжения часто размыкаются - и снова появляется ток в об"виноват" именно он. Этот прибор регулирумотке. Цикл многократно повторяется. Это ет силу тока в обмотке возбуждения генеравторая ступень регулирования, при которой тора ступенчато. На холостом ходу двигатеподдерживается напряжение около 14,2 В. ля, при низких оборотах, замкнуты верхний Правильность работы регулятора зависит и средний (подвижный) контакты - и по обот состояния контактов, зазоров между ними мотке возбуждения проходит полный ток, (надеемся, вы их не меняли!), а также от усисила которого зависит от ее сопротивления лия возвратной пружины якоря и условий и величины подведенного напряжения. Поспротекания тока в обмотке катушки реле. Чем леднее при увеличении оборотов растет - и сильнее (при прочих равных условиях) пружиувеличившийся в обмотке электромагнита на, тем большим должно быть напряжение в регулятора ток заставляет якорь притянутькатушке, чтобы преодолеть ее сопротивление ся к сердечнику. При этом разрывается и притянуть к сердечнику якорь. Значит, тем верхняя пара контактов. Теперь обмотка выше напряжение генератора. И наоборот. возбуждения питается через добавочное В то же время ток в катушке зависит (в сопротивление - напряжение генератора соответствии с законом Ома) от подведенноснижается. Сила притяжения якоря стала го к ней напряжения и сопротивления ее цепРОШУ ОБЪЯСНИТЬпи. Очень часто регулятор напряжения работает на "повышение" только потому, что его соединение с "массой" ненадежно (например, окислилось). В этом случае уменьшается ток в катушке, а значит, вибрация контактов, при которой происходит регулирование, возникает при более высоком напряжении. Проверьте это соединение. Вообще же, как показала практика, довольно капризный регулятор РР-380 лучше заменить любым современным электронным (см. статью "Генераторы, регуляторы, катушки" в ЗР, 1997, № 6). Как определить, пора ли разбирать двигатель для ремонта? Пробег машины - около 100 тыс. км. Дело в том, что при пуске мотора, особенно горячего, наблюдаю облако голубого дыма из выхлопной трубы. Может, "виноваты" лишь изношенные маслосъемные колпачки? Попробуйте установить, дымит ли машина при езде, особенно при разгоне. Обычно это указывает на износ поршневых колец. Если же дымление наблюдается в основном при торможении двигателем, причина - в износе маслосъемных колпачков или направляющих втулок клапанов. Стержни клапанов, кстати, тоже подвержены износу, поэтому их диаметр также стоит проверить, если рассухаренный клапан ощутимо "люфтит" во втулке. Так что одной лишь заменой колпачков вам, вероятно, не обойтись.ЗА РУЛЕМ 10/97 139