85
86
87
ГГСШЕСIГотовиться к путешествию я начал еще с прошлого года. Читал путеводители по странам, специальные туристические журналы, расспрашивал знакомых, бывавших за "бугром", обошел множество туристических агентств - в общем, собирал информацию. А задачу себе поставил такую: в одиночку, без чьей-либо помощи, в том числе и родного журнала, объехать за месяц как можно больше стран, увидеть как можно больше интересного и при этом не слишком уж измотаться и потратиться. Последнее было очень важно, чтобы ответить на вопрос: может ли простой российский гражданин за свои собственные деньги съездить на машине в Европу? Как показали предварительные подсчеты, большой (по российским меркам) суммы в 15 миллионов рублей, которую я позволил себе на заграничный вояж, при довольно большом сроке пребывания в "дорогих" странах едва хватило на весьма скромное существование. Поэтому многочисленные советы в путеводителях обедать в "уютных ресторанчиках", жить в N-звездочных отеляхи покупать модные вещи "последнего сезона" меня явно не касались. Конечно, многие отговаривали от поездки. Дескать, первый раз заграницу одному нельзя, надо вначале слетать групповым туром, чтобы осмотреться, приглядеться и т. д. Другие, из числа любителей дальних дорог, говорили: "Куда тебе на машине в такую даль, ты ведь даже в Крым ни разу не съездил. Езжай лучше поездом". Действительно, дальше Тулы я от Москвы на машине еще не отъезжал. НоBI дь собирался я не в С| 5ирь, а в благоустроую Европу. И за румне приходилось по часов крутиться по Мое во наверное, по автобану будет не труднее Словом, я решился. Загранпаспорт Л менно с получения этого документа и на/ начинать подготовку к поездке. Сейчас pai >нные ОВИРы оформляют его практичес! всем желающим, в том числе и тем, у KI о была так называеЗА РУЛЕМ10/97 851J мая "первая форма допуска". А решает, выдать паспорт или нет, "ответственный товарищ" того предприятия, где вы работали. Отсюда - важный совет. Если вам за последние 15 лет доводилось работать в серьезном месте, обращаться в ОВИР желательно за год до предполагаемой поездки. Ведь тот самый "человек из первого отдела", кому ОВИР посылает запрос, может за болеть, уйти в отпуск, "декрет" и т. д. А без него ваш вопрос никто не решит - в "конторе" с этим строго. В обычных случаях паспорт могут выдать уже через месяц после подачи документов, и все же заниматься этим стоит не в начале лета, а гораздо раньше. Лично я об этом позаботился за год и поэтому избежап нервного ожидания долгожданной открытки из ОВИРа. Визы. Для граждан России въезд в любую из стран Западной Европы возможен только при наличии визы - красивой бумажки, которую вклеивают в загранпаспорт в посольстве этой страны. На визе проставлены: срок действия, количество возможных въездов в страну и максимальное количество дней пребывания. Восемь европейских государств (Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Испания, Португалия и Австрия) объединены в единое визовое пространство, внутри которого можно свободно перемещаться, имея так называемую шенгенскую визу, полученную в посольстве любой из этих стран. Причем путешествующим наземным транспортом въехать в шенгенское пространство можно через любую из этих стран, сказав при этом на границе, что вы направляетесь в ту страну, посольство которой выдало визу. В списке документов, представляемых в посольство для получения любой европейской визы, обязательно должно быть приглашение из соответствующей страны - настоящий "камень преткновения" для каждого, кто хочет путешествовать "дикарем". Ведь у такого туриста приглашения нет и быть не может, а стало быть, его въезд в Западную Европу формально не предусмотрен. Обойти формальности помогают турагентства, предлагающие услуги по оформлению виз. Но большинство из них делает так называемую "бизнес-визу". То есть вас якобы пригпашает "по обмену опытом" какая-то зарубежная фирма. В посольствах, видимо, понимают, что все это - "липа" и что человек просто едет посмотреть мир, но иногда принимают "правила игры". Правда, время от времени проверяют подлинность приглашения. И если что не так, то посольство безжалостно наказывает, причем не турагентство, и не фирму-однодневку, выславшую приглашение, а самого несостоявшегося туриста, занося его в "черный список" с запретом на въезд в страну на год, а то и больше. Соответственно, запрет страны - участницы шен86 ЗРЛМ 10/97 А УЕгенских соглашений распространяется на все восемь государств группы. Понятно, я решил не рисковать и стал добывать визы другим методом - бронирования отелей. Суть его такова. Обратившись в турагентство, где занимаются индивидуальными турами, вы заказываете места в отелях на всем протяжении вашего маршрута и полностью их оплачиваете. Отели тут же отправляют вам факсом или через компьютер подтвержденияо бронировании документы, равносильные приглашениям. По ним в посольствах оформляют настоящие туристические визы, правда, только на дни пребывания, согласно забронированным местам. Неудобство здесь в том, что вы должны строго придерживаться запланированного маршрута и сроков проживания в тех ипи иных городах - любое отклонение означает потерю заранее внесенных сумм. Но зато, оформляя визы самостоятельно, вы не вручаете свой загранпаспорт третьим лицам, а сами доставляете его в посольство - это всегда надежнее. Большинство турагентств бронируют места лишь в дорогих отелях (от 100 долларов за сутки) - это проще, поскольку там всегда есть свободные места, да и навар за посредничество хороший. Но у меня при недостатке средств было достаточно времени, чтобы найти хорошего туроператора, способного бронировать места даже в самых дешевых молодежных отелях. Для путешествующих на машине это особенно важно. Свобода передвижения позволяет иной раз отказаться от забронированного места и переночевать где-нибудь в другом городе, а потеря 15-20 долларов за ночь не так болезненна. Итак, пошли первые расходы на поездку. Бронирование пяти дней в Австрии обошлось в 700 тысяч рублей, пяти дней в Италии - в 515 тысяч и пяти дней в Швейцарии - в 800 тысяч. В итоге я получил на руки по два экземпляра подтверждения о "броне" в шести молодежных отелях в трех странах. Теперь можно было штурмовать посольства. Ставшие притчей во языцех очереди у их дверей - это целый мир, законы которого мне предстояло постичь, так же как я когда-то постигал законы очередей в ГАИ. Правда, здесь несколько иной контингент - в основном, культурный. Нет тут ребят, только что вымывших руки бензином, не гуляет по рядам веселый матерок, и читают тут, преимущественно, не вынутые из кармана газетки, а пухлые томики. Описывать подробно, что ив какой последовательности я делал, нет смысла. В каждом посольстве свои порядки, а ситуация постоянно меняется. Срок оформления - где месяц, а где - всего один день. В одном посольстве берут консульский сбор наличными рублями, в другом заставляют ехать в строго опредепенный банк. Тому, кто впервые пойдет за визой, могу посоветовать не пытаться сдать документы в первый же день, наскоком. Все равно ничего не получится. Лучше подъехать часам к девяти утра, когда здесь больше всего народа, и получить исчерпывающую информацию. Особо надо сказать о страховых полисах. Так, Австрия требует медицинскую страховку на все дни пребывания, Швейцария - еще и страховку на машину - "Зеленую карту" (для тех, кто едет своим транспортом). Причем признают только полисы самых крупных компаний. Обе страховки я оформил в "Ингосстрахе". Медицинскую на 27 дней - за 310 тысяч рублей и "Зеленую карту" на "Таврию" (срок действия - 1 месяц) за 439 тысяч. Сдать документы в австрийское посольство мне удалось лишь на четвертый день, в итальянское - уже на второй (вот что значит школа!). Слухи о недоступности швейцарского посольства оказались вымыслом. Там как раз работают лучше всего. Документы принимают быстро и без вопросов, а визы выдают уже на следующий день. Консульские сборы составили: Австрия - 180 тысяч рублей, Италия - 197 тысяч, Швейцария - 1 60 тысяч. Австрийскую визу я получил только национальную - на тот момент эта страна веще не входила в Шенген. Сама же шенгенекая виза потребовала дополнительных расходов. Ее мне оформили в турагентстве за 850 тысяч рублей без всякого бронирования отелей. На это я пошел, поскольку не знал точно, где я окажусь в последнюю неделю путешествия. К тому же визу сделали, как и обещали, чисто туристическую, безо всяких там липовых "бизнес-приглашений". Итак, свыше четырех миллионов рублей было истрачено еще до начала поездки. Деньги. Самый простой и наиболее распространенный у нас способ для загранпутешествий - взять с собой несколько стодолларовых купюр. Туриста из России в Европе безошибочно узнают не только по спортивному костюму, но и по стодолларовой бумажке в руке. Другой способ, позволяющий избежать двойного обмена валют и сэкономить на банковских комиссионных, прямо в Москве поменять рубли на всевозможные франки, шиллинги, гульдены и т. д. Но для того, кто хочет объехать с десяток стран, он малопригоден - никогда не знаешь заранее, где сколько потратишь, и все равно придется менять одну валюту на другую. "А не рискованно ли везти с собой наличные?" - попытался я выяснить у "бывалых" знакомых. "Конечно, рискованно, был ответ. - Ведь тебе придется задекларировать на таможне всю валюту свыше 500 долларов. А значит, всем "заинтересованным лицам" сразу станет известно, что "тут проехал один клиент с двумя штуками баксов". Посуди сам, старик, далеко ли ты после этого успеешь отъехать в глубь польской территории? Ну десять, ну двадцать километров, а потом тебя догонят...". Короче, я решил воспользоваться третьим, самым безопасным и цивилизованным способом - завести себе международную пластиковую карточку. Собрав кое-какую информацию и вникнув в проблему, пришел к выводу, что мне нужна одна из двух карточек: Visa Classic или Evrocard/Mastercard Standart. Теперь осталось выбрать банк, который бы мне ее оформил. После того как я объехал с десяток самых крупных, мои представления о банках, навеянные фильмами о западной жизни, несколько изменились. Как выяснилось, российские банки вовсе не встречают как родного каждого, кто пожелает открыть счет, а, напротив, тщательно выбирают себе клифщентов, как в былые годы таксисты выбирали пассажиров. Во-первых, большинство из них сразу отметает тех, кто не имеет... московской прописки. Меня это не касалось. Во-вторых, спецслужбы банков проводят проверку потенциальных клиентов (обычно в течение двух недель), примерно так же, как проверяли людей на "почтовых ящиках". И вполне возможно, что человеку с неподходящей биографией в выдаче карточки будет отказано. И в-третьих, многие банки выражают свое недоверие к клиенту и вовсе в открытой форме, требуя внести крупный залог - так называемый страховой депозит, на тот случай, если он потратит денег с карточки больше, чем положено. Соответственно ия оставил за собой право вычеркивать из своего списка чрезмерно разборчивые банки. К сожалению, в их число попал и наш родной надежный Сбербанк, запросивший помимо 1500 долларов на счет еще столько же в качестве залога. В других банках залог за карточку был поменьше, но я принципиально оставил в списке только те, которые вообще не требовали страхового депозита и разрешали тратить с карточки всю внесенную в банк сумму. Осталось только выбрать из них наиболее надежный, что яи сделал, ознакомившись с опубликованными в специальных изданиях рейтингами. И вот после проверки на благонадежность и еще недельного срока изготовления карточки мне выдали новенькую Е vrocard/Mastercard.фМашина. Совсем еще свежая "Таврия" с пробегом 7 тысяч километров была основательно подготовлена к поездке. Непосредственно перед стартом - полное ТО с подтяжкой всего крепежа и проверкой всех узлов. В двигатель - импортное минеральное масло класса вязкости 20W50. На случай проверок по строгим европейским нормам, я довел содержание СО в отработавших газах до 0,5%. В надежности машины я был уверен, поскольку практически все в ней, включая двигатель, перебирал лично. Лишь три агрегата - коробку передач, стартер и генератор не трогал. Но их нормальная работа внушала надежду, что там все собрано как надо. Тем не менее, я положил в багажник все, что может пригодиться для самого сложного ремонта, включая съемники. В дорожный комплект запчастей весом около 30 кг вошло только самое необходимое, без чего машина не может двигаться самостоятельно. На всякий случай взял 10-литровую канистру с бензином. Таким образом, предметами технического назначения оказался заполнен весь багажник. Все остальное, включающее массу нужных и не очень вещей, которые могут понадобиться человеку в течение целого месяца автономного существования, разместилось в салоне. Заднее сиденье складывать не стал, зато совсем снял переднее правое. На его месте стояли дорожные сумки, а на них лежал чемодан, образуя удобный столик для дорожных карт и обедов в пути. На заднем сиденье лежала кое-какая одежда и припасенные в дорогу продукты. Из еды взял только то, что не портится при хранении в раскаленной на солнце машине: несколько пачек печенья и импортные сухие супы в пенопластовых стаканах. Но это на крайний случай, ибо твердо •ц решил путешествовать цивилизованно - никаких примусов, кастрюль, палаток и ночевок в машине. Зато разных соков в 200граммовых пакетах взял целую сумку. Старт. 20 июля, 7 часов утра. В несколько заторможенном состоянии укладываю в машину все, что не было уложено накануне, и трогаюсь в путь. Вышел на "минку". Скорость - 100. Первые три часа еду как бы не совсем сознавая куда и зачем. И только когда промелькнул знак "281", а за ним табличка "Река Днепр", понял, что заехал уже слишком далеко, "точка возврата" пройдена, впереди у меня неизведанная Европа, - настоящая АВАНТЮРА началась. Фото автора Продолжение следует ЗА РУЛЕМ 10/97 87Щ