106
107
Помните, как слушали мы рассказы о немецких автобанах, как чертовски завидовали тем, кому посчастливилось ездить по ним. Сегодня другое время. Многие тысячи наших граждан знают, что такое настоящий автобан не по наслышке. Еще больше готовятся к встрече с ним. Наш берлинский корреспондент Михаил ГОРБАЧЕВ делится своими впечатлениями о скоростных дорогах ФРГ.Этот рассказ о езде по скоростным дорогам так и хочется начать с сакраментальной фразы: "И какой же русский не любит быстрой езды?" Но, постойте, великий Гоголь имел в виду езду на лошадях! Сегодня, в век автомобилей это скорее больше относится к итальянцу, французу, англичанину и, конечно, к немцу. Немцы - известные фанаты скоростной езды. Да им сам Бог велел: ограничения скорости на немецких автобанах не существует несмотря на то, что уже многие годы по этому поводу идут дебаты в бундестаге. Автопромышленники из последних сил отстаивают свои интересы: иначе зачем строить такие мощные и скоростные автомобили? Это во-первых. А вовторых, должно же быть хоть где-то в мире место, где можно погонять вволю, выжимая из автомобиля все, на что он способен! Воспользуемся же уникальной возможностью и прокатимся по автобану "с ветерком". Садитесь рядом со мной в спортивный автомобиль: им может быть "Порше-911", "Mepceflec-600SL", "Феррари456GT" или какая-нибудь другая серьезная модель. Все, что нам нужно, всего лишь три-четыре сотни лошадиных сил. Итак, подгоняйте сиденье под себя, пристегивайтесь, автобан уже где-то близко... Вожделенная полоса гладкого, как зеркало, асфальта, напоминающая взлетную полосу международного аэродрома... Влиться в поток будет не так-то просто, несмотря на обязательный атрибут скоростной дороги - полосу ускорения. Внимание! Ускоряемся. Вы чувствуете внезапно навалившийся на вас вес собственного тела, легкую эйфорию, и мы уже в потоке. Оказавшись за чертой города, набираем скорость. На хорошем автомобиле при идеальном покрытии (а его вы встретите на любом автобане) скорость 200 км/ч не воспринимается всерьез. Но мы поедем значительно быстрее. "Двести" какая-то неудобная здесь цифра. В правом ряду идут "тихоходы": грузовики, автобусы, частники с домиками на колесах. Их "максимум" не может превышать 110 км/ч. Средний ряд - для "степенных" водителей (180 км/ч), а вот левый - для "сумасшедших". И даже 200 км/ч здесь маловато. Видите, сзади свет фар, приближающийся к нам со скоростью падающей кометы? Быстро уходим в средний ряд. На немецком автобане принято уважать друг друга и не чинить препятствий. Ускоримся до 240-250 км/ч. Чувствуете легкую дозу адреналина в крови? Широкий автобан превращается в узкую полоску. Автомобили в среднем ряду 106 ЗРЛМ 10/97 А УЕ мелькают и мгновенно остаются позади, а "тихоходы" из первого ряда как будто стоят на месте. Не волнуйтесь, за рулем хотя и бывший, но автогонщик, который представляет себе, что такое скорость. 250 - это не шутка! Резко возрастает тормозной путь, время реакции на происходящее увеличивается, поэтому необходимо как можно дальше распространить на дорогу "коридор зрения", сосредоточив его фокус на 300 - 400 м впереди автомобиля. При этом боковым зрением улавливать все происходящее вокруг. Нельзя забывать ио зеркалах заднего вида - в любой момент кто-нибудь может сесть на хвост. И все время прикидывать: не нырнет ли ктото из среднего ряда перед твоим носом в левый. Это угадываешь интуитивно, шестым чувством. Ну не то чтобы другие водители игнорировали зеркала: просто рассчитать свой маневр на большой скорости трудно. Им кажется, что вы далеко, а через долю секунды вы уже рядом с ними. Порой поражает беспечность, с какой немцы гоняют по своим автобанам. Вспоминаю рассказ знакомого автогонщика. Он ехал с друзьями из одного немецкого города в другой на мощном современном БМВ. Друзья подначивали и раззадоривали: ты автогонщик - покажи класс! "Через пару часов устал, как после настоящей гонки, признался он мне потом. - А проехал ведь всего ничего, и скорость 200-230 км/ч, на первый взгляд, кажется безобидной... Да только в голове, не переставая, работает свой "компьютер": просчитывает все ситуации и контролирует всю обстановку на автобане. Я каждый миг должен знать, что делается сзади, сбоку и далеко впереди. И ничего не могу с собой поделать: гоночная практика научила серьезно относиться к высокой скорости. Я-то, в отличие от многих на автобане, знаю как это опасно!" Прав немецкий гонщик. По моему глубокому убеждению, езда со скоростью свыше 120 км/ч уже требует специальной подготовки, а для 250 км/ч нужна верная рука иточный глаз, приличный опыт и хорошая спортивная форма. А мы разгоняемся еще быстрее - 270 км/ч. Вот оно, долгожданное состояние опьянения скоростью! Но долго так ехать не хочется. Нога невольно соскальзывает с педали газа и чуть касается тормозной. Для тех, кто понимает, такая скорость - тяжелая физическая работа с максимальной концентрацией внимания. А это быстро утомляет, нужна специальная подготовка. Многие немецкие водители не представляют этого. Для них все предельно просто: указано на спидометре - 250 км/ч езжай спокойно с этой скоростью, расслабившись, покуривая сигарету и слушая музыку на полную громкость. Они не ведают, что творят. Самое страшное, что при ухудшении видимости или состояния дорожного покрытия (например, из-за начавшегося до-• ЛЮБОВЬ И КОВАРСТВОждя) они не сбавляют скорость. Как это ни парадоксально, но осторожные, расчетливые немцы за рулем мощных спортивных автомобилей совсем теряют голову. Чем это чревато - объяснять не надо. Цепные аварии, в которые вовлечены десятки автомобилей, с большим количеством жертв и дверь и выйти - полное ощущение, что машина стоит на месте. Внимание! Сейчас будет очень опасный момент: съезд с автобана после езды на огромной скорости. Подобрать нужную, безопасную очень сложно. Съезжать-то надо на шестидесяти, иначе машину не удержать. Удалось! А вот и площадка для отдыха. Их множество, и встречаются они через каждые 5 - 10 км. Посещаем (бесплатно!) некое "заведение" ослепительной чистоты. Фотоэлементы, включающие автоматический слив воды, вызывают грустные воспоминания о многострадальной Родине. Но не будем о грустном... Возвращаясь к ориентированию на автобанах, вспоминаю такой анекдотичный случай. Один мой знакомый из России загадал в компании своих знакомых такую загадку: прилетев в Германию, мне предстояло проехать ее из конца в конец на автомобиле. Что прежде всего купил я тут же в аэропорту - карту, термос, фотоаппарат, солнцезащитные очки, автомобильные перчатки, буксирный трос? Все неправильно. Шутник (кстати, автомобилист с большим стажем) купил... компас. Объяснил он это очень просто: "Я все равно ни бельмеса не смыслю в немецком, названия на автобане мелькают быстро, в карте разобраться сложно, а с компасом я буду хотя бы знать, в каком направлении еду. Мне нужно строго на запад, авось вывезет кривая..." Особенно большим почетом и уважением пользуются немецкие автобаны у американских богатых туристов. Как магнит притягивают они желающих поноситься "на все деньги". Еще в самолете, предвкушая ни с чем не сравнимое удовольствие, американцы листают каталоги, выбирая подходящий автомобиль. Прямо из самолета резервируют они быстроходные и мощные "Порше-911 Турбо", "Феррари", "Ламборгини" и другую экзотическую технику со спортивными возможностями. Цель одна - оказаться за рулем автомобиля на автобане и преодолеть трехсоткилометровый рубеж скорости. Их буквально лихорадит от нетерпения слиться в экстазе с "железным конем", мчащимся во всю прыть. Стоп, стоп, стоп! Мы опять заранее гасим скорость, чтобы благополучно попасть на очередной съезд с автобана. На этот раз нас ждет бензоколонка и маленький ресторанчик. С заправками, конечно же, нет проблем. К нашим услугам прекрасный "Супер плюс" по цене около доллара за литр. Здесь полное самообслуживание. В ресторанчике по-немецки чисто и уютно, только слегка "кусаются" цены. Официанты улыбаются: мол, куда вы денетесь, все равно будете платить, другой альтернативы нет. Мы покорно отсчитываем марки. Наша недолгая, но головокружительная экскурсия подходит к концу. Слава Богу, нам повезло и мы не попали в пробку. Пробка на автобане - сущий ад. "Зависнуть" можно на несколько часов.Чаще всего автомобили не стоят, а движутся по системе "Стоп энд гоу". Это значит, что каждые пять-шесть минут вы должны продвигаться вперед на 10, 20, 30, 100 метров. Утомительное занятие. Особенно если у вас под левой ногой неподатливая и тугая педаль сцепления спортивного автомобиля. На этот случай водители припасают минеральную воду, пару сандвичей, фрукты, свежие журналы и т.д. К счастью, ничего из этого набора нам не понадобилось. "Охота за скоростью", продолжавшаяся несколько часов, благополучно закончилась. Не знаю, как у вас, а у меня ноги и руки ватные, в голове гудит, как после соревнований на настоящих гоночных автомобилях. Вот уж когда, перефразируя известную поговорку, можно сказать: "Охота за скоростью - пуще неволи". Романтичный, совсем не безопасный и от этого еще более желанный спорт. Да-да, спорт, а что же еще? В закпючение несколько советов для тех, кто оказался за рулем на настоящем немецком автобане: <• не развивайте сразу максимальную скорость, к скорости надо привыкать постепенно; •» чем выше скорость, тем дальше впереди должен быть сфокусирован ваш взгляд; запрограммируйте себя на потенциальные ошибки других водителей и старайтесь их предвидеть; •» будьте осторожны при езде на малой скорости - после автобана к ней надо тоже привыкать; быстрая езда искажает чувство скорости и расстояния, поэтому лучше всего сделайте небольшой перерыв, прежде чем въехать в населенный пункт или на загородное шоссе; • остановка или езда задним ходом на автобанах недопустимы и караются огромным штрафом; • старайтесь сразу же приучить себя очень точно вести машину по своему ряду, так как в Германии они очень узкие, точно соблюдайте скорость внутри рядов на автобане и не перестраивайтесь без особой нужды - это но принято! •» реагируйте на первый щит с информацией о нужной вам развязке и снижайте скорость, в противном случае вы ее благополучно проскочите. ЗА РЛМ 10/97 107 УЕпострадавших, - такова расплата за беспечность. Случаются они чаще всего осенью, когда ухудшаются дорожные условия, когда туман или затяжной дождь. На автобанах в Германии - прекрасные информационные щиты громадных размеров. Информация о разъездах и развязках дублируется как минимум три раза. Вряд ли проскочишь нужную. Но, как ни странно, именно это часто и происходит. На первом щите расслабляешься, думаешь, еще не скоро, второй проскакивает незаметно. А вот и третий! Куда?.. Скорее... Поздно... Следующая возможность съехать с автобана через 20 км. Попали... Но вот и наш съезд. Не проскочили. После безумной скорости 160 км/ч воспринимаются так, будто автомобиль еле ползет по дороге, а при 100 км/ч хочется открыть