20
21
СМЕРТЕЛЬНОВ далеком XV веке, во времена приобщения Америки к цивилизации Старого Света конкистадоры выгодно меняли у аборигенов стеклянные бусы и огненную воду на золото. Годы идут, а нравы, похоже, не меняются. В России страсти нынче кипят не вокруг бус, а вокруг автомобилей. Страна огромная, золотишко и другой ценный металл не перевелись, вот и кружат "акулы" мировой автоиндустрии возле наших берегов. Конечно, пугаться их не стоит. Они не опасны, потому что сыты. Но кроме известных фирм, выпускающих автомобили чуть ли не с сотворения мира, плывут к нам "рыбешки" помельче, и весьма агрессивные. С качеством автомобилей передовых производителей мы знакомы порой на деле, и оно нас устраивает. О менее именитых информации меньше, хотя они попадают под формулу - все иномарки хороши. А так ли верно это утверждение, нам придется еще разбираться. КИА - своеобразный клич атакующего производителя. С этим кличем рвется в Россию одноименная компания из далекой Азии. И у нее неплохо получается - одна из первых поставила в Россию доступные по цене машины, которые хорошо расходятся. Полбеды если бы пострадал только внешний вид. Наконечники рулевых тяг приказали долго жить еще на 30-й тысяче. Стук в рулевом управлении прогрессировал настолько стремительно, что машину пришлось ставить к забору и долго ждать запчасти почтой. Шаровые опоры продержались больше - на 40-й тысяче резиновые чехлы превратились в труху и, конечно, перестали защищать пару трения. Опоры застучали почти мгновенно. Кинулись ремонтировать и наткнулись на "гениальное" решение КИА - опоры можно менять только вместе с рычагами. Этот узел неразборный! Дороговато выходит, учитывая их цену, недолговечность и томительное ожидание запчастей. Глушитель прогорел, как только закончилась вторая зима. Купание в мартовской луже стало для резонатора роковым - от него отвалилась тонкостенная труба. Чтобы за 30 тыс. км так укатать даже несчастные "Жигули", надо очень постараться. Но, повторюсь, с этим можно было и смириться (нам ведь не привыкать), если бы "Капитал" стоил раза в четыре меньше. Но нам, видимо, повезло, и эти "мелочи" на фоне забот других поклонников КИА все же не столь опасны, как, например, у новенького автомобиля "КИА-Кларус" моего приятеля. томобиль. Подкатывать к офису на "Самаре" казалось ему неприличным. Увы, дорогая трехлучевая звезда "Мерседеса" была еще недосягаемой, но уже хотелось что-нибудь эдакое, навороченное. Выбор пал на сияющий "КИА-Кларус" за 22 тыс. долларов. Богатый, насыщенный темно-зеленый цвет, благородство линий и обилие всевозможных причиндалов произвели на приятеля такое же впечатление, как бусы на папуаса. Кроме магнитолы, кондиционера, подушки безопасности, гидроусилителя руля и прочих "наворотов", автомобиль был оснащен антиблокировочной системой тормозов (АБС). Приятель остановился на этой машине еще и потому, что она, как известно, базируется на японских лицензионных узлах, а значит, должна быть, уверял он меня, такой же надежной, как и "родители". Дабы не иметь хлопот с обслуживанием автомобиля, покупал он свою ласточку не абы у кого, а у официального дилера КИА ООО "Аптек". Целых две недели товарищ играл со своей машиной. Крутил ручки, включал "кондишн", настраивал на разные лады аудиосистему. Хвастался мне отличной работой АБС тормозов. Но все это длилось недолго. Пошла третья неделя, и мой приятель попал в жуткую историю, после чего напрочь охладел к своей игрушке. Более того, он теперь боится ее, словно черт ладана. Через 700 км пробега на приборной панели "Кларуса" вдруг неожидано загорелась тревожная лампочка, предупреждающая о неисправности хваленой АБС. Не мешкая, тотчас же с величайшей осторож-УРОК ПЕРВЫЙС изделием этой корейской фирмы мы познакомились давно, когда парк редакции три года назад пополнился машиной "КИАКэпитал". Техническое совершенство автомобиля - тема отдельного разговора. Сейчас лишь о том, что сломалось за эти "долгие" годы и 50 тыс. км (как видите, эксплуатация не очень интенсивная). Белый красавец КИА внешне сильно сдал. Лишай съел краску на кронштейнах зеркал, обнажив серую, с разводами, коросту алюминиевых корпусов, доедает хром на дверных ручках. Пользоваться ими без брезентовых рукавичек скоро станет опасно - острые лохмотья декоративного покрытия норовят порезать руки. Черные пластмассовые бамперы местами выцвели и стали белесыми, будто побывали в стирке у тети Аси. Декоративный кант заднего бампера, постоянно выпадает из него и волочится по земле, привлекая внимание сочувствующих прохожих. Мало того, похоже, и краска на кузове скоро зацветет, в скрытых полостях есть ржавые места. Зато такой "привлекательный" внешний вид делает ненужной противоугонную сигнализацию. Покуситься может разве что начинающий угонщик - и то, лишь для тренировки. 20 ЗРЛМ 10/97 А УЕЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ...Едва разбогатев на ниве частного предпринимательства, он тут же решил сменить свою "девятку", много лет служившую ему верой и правдой, на новый иностранный ав SOS! SOS!ностью добрался он до сервисного центра "Аптека". Спецы-диагносты обследовали автомобиль и прописали замену центрального блока АБС - попросту "мозгов". Новых на складе не держат, а выписывают прямо из Кореи. Идут они оттуда, как мы уже знаем, долго. А потому сервисмены предложили отключить блок, превратив тормоза в обычные, к примеру, как на "Жигулях", и так поездить до прибытия нового. Утверждали - инструкция, мол, это вполне допускает. "Что же, к такому не привыкать, всю жизнь ездил на вазовских машинах", - подумал товарищ и согласился, наивный. не смогли. Впрочем, они не очень-то и старались - руководство по ремонту не давало повода к тому, чтобы осмысленно подходить к определению неисправности. Делай раз, делай два и ни шагу в сторону. Может это и верно, только вот в инструкции ничего не сказано о подобной поломке (отказе тормозить трех колес одновременно), а потому с корейским алгоритмом поиска ответа не найти, сколько ни листай книжку. Опасную для жизни машину пришлось запереть на замок в темном гараже и ждать нового блока АБС. Посылка пришла через месяц. Заменили электронику и свершилось чудо. Вновь все заработало, как в лучшие времена. Казалось бы, живи и радуйся с новыми-то "мозгами". Снаряд в одну воронку дважды не попадает. А о неисправности тормозов забудь, как о дурном сне. Оказывается, как выяснилось позже, попадает и не дважды, а больше - видимо, "стрелки" из КИА хорошо обучены. К исходу первой тысячи километров кошмарное событие повторилось. Только вместо "Икаруса" навстречу несся КрАЗ. Стремительный бросок на левую обочину под носом у грузовика, печальный свет лампы контроля АБС и звенящая тишина в ушах. Воротился горемыка на "Алтек-сервис", взмолился о замене "корыта". Просьба, увы, осталась без ответа - к такой "русские корейцы" не прислушиваются. Хотя попытаться вновь отремонтировать не отказались. Разобрали старый ("родной") блок и неприятно удивились его внутреннему содержанию. Проводники печатного монтажа окислились и позеленели, будто долго лежали на дне морском. Местами от них осталась лишь труха. Почему это произошло, для всех загадка. Говорят, автомобили из Кореи везут морем в Финляндию, где их забирают фирмы-продавцы. Видимо, "Кларусу" приятеля места в трюме не хватило и его тащили на буксире вплавь. Но ив этом случае узел, влияющий на безопасность, не должен ржаветь, как примитивный гвоздь. Орудуя паяльником, самый умный слесарь исправил эти "сущие пустяки". Заодно пропаял все подозрительные контакты, собрал, сунул в машину и со словами "ступай себе с Богом" отправил товарища искать приключений. Не зря говорят: если голова не в порядке, то это надолго, может, навсегда. На этот раз электронного блока хватило на 90 км, правда, обошлось без смертельных трюков - тормоза отказали на пешеходной скорости при подъезде к сервису. В четвертый раз алтековцы встретили моего приятеля как старого знакомого. Многие называли по имени, хлопали по плечу и удивленно радовались, что еще жив. Мастера посочувствовали и расстарались: заменили не только блок, но и датчик левого переднего колеса АБС. И вновь отправили за ворота, не найдя истинной причины дефекта. Конечно, ездить на "Кларусе", у которого в течение двух месяцев три раза выходила из строя тормозная система, даже родившемуся в рубашке страшно. Поэтому мой друг перестап играть в русскую рулетку даже на корейский манер. Вот и ездит сейчас он на старой "девятке", которую, к счастью, не успел продать. А "кореец" ждет очередной, четвертой смены "мозгов" в гараже. Как вы догадались, в машине снова поминальной свечой горит лампа АБС...КОМУ ЗАКОН НЕ ПИСАНОстаться безучастным к судьбе друга я не мог. Поэтому попытался ему помочь избавиться от могильщика-"Кларуса" - сдать машину фирме и вернуть деньги. Для начала внимательно прочитал закон "О защите прав потребителей", особенно ту его часть, что применима к такой ситуации. И отправился на "Алтек-сервис", благо он в 10 минутах езды от редакции. Злополучный "Кларус" и дефект там хорошо помнят и, как показалось, снова ждут в гости на ремонт. Однако менять КИА на другой, к примеру, без АБС добровольно не собираются, тем более возвращать деньги. А между прочим, "Алтек" нарушает статьи 17 - "Последствия продажи товаров с недостатками" и 20 - "Замена товара с недостатками" упомянутого Закона. Позвонил яи дистрибьютору КИА, фирме LG (известная как "Эл-Джи-Электроник"). Она завозит машины в Россию и должна бы, как мне по наивности казалось, немедленно помочь в разрешении этого недоразумения. Да не тут-то было. Говорили в телефонной трубке долго и убедительно, как на лекции по научному коммунизму, но готовности заменить автомобиль или вернуть деньги я так и не услышал. Весь разговор свелся в итоге к трем словам: "Не наше дело". Конечно, не их. Деньги получили, "навар" сняли, а за свои права и жизнь пусть борется покупатель. Один наш общий знакомый, живущий в Англии и купивший там автомобиль "Ровер", поведал о том, что у дилеров этой компании не задают ни единого вопроса владельцу новой машины, если тот решит поменять ее (в течение месяца со дня продажи) на любую другую модель или вовсе от нее откажется. Сотрудники фирмы с улыбкой примут ее, даже если владельцу не понравится цвет обивки дверей, посадка на сиденье, неразличимая стрелка температуры воды. А о дефектах даже не заикаются. Если бы там случилось такое, как с нашим "Кларусом", компания понесла бы многомиллионные убытки (в фунтах, конечно). Увы, мы не в Англии, по джентльменским правилам иные заморские поставщики машин у нас не играют. Поэтому остается лишь учиться на своих и чужих ошибках и наконецто усвоить, что не все золото, что блестит. Андрей СИДОРОВ Фото Сергея ИвановаЗА РУЛЕМ 10/97 21"ПРЕЛЕСТИ"АБСКИА исправно возила своего хозяина и, повинуясь его воле, останавливалась своевременно. Впрочем, приятель, так и не вкусив всех прелестей АБС, особых неудобств при этом не испытывал. Но, прав был поэт, - нас всех подстерегает случай. Как-то раз, на загородном шоссе, спасая жизнь невесть откуда взявшейся перед колесами собаки, пришлось резко тормозить. Уж сколько об этом говорено: как бы мы ни любили животных, не следует этого делать. Последствия жалости в этом случае могут быть куда дороже жизни наших меньших братьев. Но одно дело - давать советы, а другое - водительский рефлекс, да и жалко все-таки животину. В общем, вместо ожидаемого клевка передка машины, как это бывает при резком замедлении, автомобиль, почти не снижая скорости, рванулся на встречную полосу. Чудом избежав лобовой атаки "Икаруса", мой приятель-гуманист поймал-таки рулем "Кларус" на противоположной обочине дороги. Кое-как удержав на ней автомобиль, сумел остановиться, хотя край глубокого кювета был близок. Собачью жизнь он спас. Своя же стала, наверное, на год короче. Придя в себя, товарищ выбрался из машины и попытался понять столь вольное поведение заморского "чуда". Может, пробил колесо? Нет, все целы. Порвалась рулевая тяга? Тоже нет - руль свободно поворачивает колеса, без заедания и рывков. Ах, мост задний отвалился? Он на месте. Тогда на дороге, вероятно, разлили масло, вот машину и крутануло. Вернулся пешком к месту происшествия - и там все в порядке. Асфальт сухой и ровный. Видимо, мелькнуло в голове, дело в тормозах. Возвратился, сел за руль и, проехав несколько метров по обочине, резко затормозил. Так и есть, тормоза неисправны - след остался только от левого переднего колеса. Остальные никак не реагировали на нажатую педаль тормоза. Ждать помощи неоткуда и погнал он свой "Кларус" на сервис своим ходом со скоростью пешехода, уповая на исправный "ручник" и божью милость. "Алтек"-специалисты подтвердили диагноз, поставленный еще на дороге. К машине подключили приборы, протянули провода, долго всматривались в экраны, но найти причину дефекта