70
71
ТАК СТОИТ ПИ ОВЧИНКАИЗ ТОЛЬЯТТИ - С "САМАРОЙПотеряв всякое терпение жить дальше "без колес" и накопив нужную сумму денег, решил приобрести машину там, где дешевле, то есть там, где их собирают, а именно - в Тольятти. Сразу оговорюсь: "Москвич", "Таврия" или "Волга" - автомобили не для меня, поскольку не обладаю ни желанием, ни соответствующи трудолюбием, чтобы копаться в матчасти, да и свободного времени нет. Поэтому, заложив 40 миллионов в поясную сумку и взяв для компании сына-курсанта в форме-' камуфляж я пустился в неблизкий путь.•II1 11КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯСойдя с автобуса на автовокзале в Тольятти (действие происходило в феврале), был сразу вежливо остановлен возгласом "таксиста": "Ребята! Вы за машиной? Поехали!" Я слегка был ошарашен: никакой таблички не держал, одет был более чем скромно, однако зоркий, наметанный глаз "профессионала" (в дальнейшем я их буду называть агентами) мгновенно определил цель нашего приезда: два озабоченных мужика с сумками, озираются... Возражать я не стал, но, памятуя "технику безопасности", на всякий случай запомнил номер машины, ее цвет, лицо водителя и поинтересовался, сколько будет стоить услуга. Оказалось, просто поездить по автосалонам - 30 тысяч, а если возьму чтото с подачи "таксиста", то 150 тысяч за "наводку" (бывает и больше). Забегая вперед, скажу, что это полностью себя окупило - я рассчитывал на ВАЗ-21083 за 39 - 40 млн. (такую цену мне называли по телефону в компании "Волга-Сервис"), а агент нашел мне автомобиль за 37,5 млн. Так что деньги он честно заработал. Впоследствии выяснилось, что в Тольятти автомобилями торгуют около шести десятков организаций и цены у них бывают разные. Автомагазины и площадки тут плодятся быстро, лицензию берут даже на квартал и за это время стремятся продать как можно больше машин, значит, вынуждены предлагать их подешевле. Поэтому в юных фирмах типа "АВТОХИТ" ВАЗ-2110 стоит 57 млн., а в комплектации "люкс" - 58 млн., правда, с мотором 21083 (двигатели тут, как всегда, опоздали), в то время как обычная его цена была в то время 60 и 62 млн. соответственно. Естественно, в таких местах никакой предпродажной подготовки нет и быть не может. Но машины прибывают "свежие", 70 ЗА РЛМ 10/97 УЕчуть ли не с конвейера, и покупатель не обращает на это внимания. Более того, он уже не выбирает цвет и комплектацию, а руководствуется только ценой. А разница в ней, скажем, между Ростовом-на-Дону или Краснодаром достигает пяти миллионов. За такие денежки можно съездить и подальше, не то чтобы капризничать. Более крупные "торговцы" предлагают какой-то выбор цветов, но и цены держат повыше. У встречающих нас в Тольятти агентов собран пакет прайс-листов почти со всех торгующих машинами организаций. Вы можете просто сесть к ним в автомобиль, назвать модель, цвет, комплектацию машины, они найдут подходящий вариант в списках, позвонят, чтобы все уточнить, по телефону и привезут к месту. Сопровождая вас до момента покупки, то есть выполнив свой "подряд" до конца, получат свою "долю". "Положив глаз" на машину, я хотел купить ее в полной комплектации (не было домкрата, переноски, заднего "дворника" и т.д.), но мне безапелляционно объяснили: доукомплектовывать нечем, берите другую или никакую. Поскольку "Жигули" расхватывали, как колбасу в годы застоя, взял некомплект, решив, что ВАЗ-21083 с длинным крылом за 37,5 млн. того стоит. На сэкономленные деньги докуплю все необходимое дома.Кассирша бодро и без всяких язвительных реплик по поводу того, что купюры уложены не картинка к картинке, пересчитала их на "дур-машине" и сразу выдала все, что положено, включая липкую ленту для транзитных номеров. Кстати, за них берут почему-то 100 тысяч, хотя по госцене положено 13 тысяч рублей. С чем яи убыл на площадку хранения. Здесь проверил уровень масла в двигателе и коробке передач (он был в норме), влил в мотор флакончик американского средства ER. Испытательный центр "АвтоВАЗа" этого, может быть, и не одобрит, но реклама ER ("освободителя энергии") была настолько грамотна и доходчива, да еще с инструкцией на русском языке, что я не устоял. Слаб человек, если он к тому же еще и автолюбитель!В ПУТЬ-ДОРОГУ С ПОКУПКОЙОт Тольятти до Армавира ведут дороги трех типов. Худшие - по которым совсем не хочется ездить на купленной за свои деньги машине, а только на рейсовом автобусе или служебном транспорте. Здесь приходилось снижать скорость до уровня, при котором становится ясно: до дома в этом месяце не доеду, а еще панель бренчит, как мелочь в копилке. Будь везде такие дороги, я не был бы автолюбителем. чВстречались и другие - плохие, по моей классификации, по которым, вроде бы, можно безбедно ездить в "Ниссан-Патруле", "Джипе" с колесами-"баллонами", в крайнем случае, только на УАЗе или "Ниве". Подвеска "МакФерсон" и такие дороги - антагонисты. Наконец, попадались и удовлетворительные - это трассы типа "Кавказ" (бывшая "Ростов Блиц"), широкие, ровные, без ямок. Если , й , „ ' бы не шершавый гра*4B| зий, выпирающий из ' асфальта и вызыва' ющий неприятный гул в машине, все было бы отлично. Когда встречадействительно эший асфальт, то пробуждает ель о пятой пере' дача и... недостаточной мощности двигал еля , потому что иномарки, как низколетящие самолеты, легко обходят тебя. Кстати, чем хуже дорога, тем больше ограничений скорости и меньше информативных табличек. Хотя, предварительно изучив маршрут по атласу, я заблудился лишь в Волгограде, который, в отличие от Саратова, нельзя объехать стороной. Поскольку ГАИ - слепок нашего общества, то и автоинспекторы разные. Всего меня за 1510 км остановили раз десять. По мере удаления от центра производства "стальных коней" проверки участились, достигнув апогея в Ставропольском крае. Проверки организованы как надо: стоят автоматчики в бронежилетах, кое-где и БТРы. Остановка, проход в помещение, "ваши документы!", запись в журнал - откуда и куда, беглый взгляд в лицо - не пьян ли, ну и, в зависимости от воспитанности, "спасибо" или "счастливого пути!". Оштрафовали всего один раз, под Ставрополем, когда проехал знак "Стоп", укрепленный на открытых воротах (?!). Старшина с укоризной, но вежливо проводил в вагончик, где офицер (звания за широким воротничком и тулупом не разглядел - может, "старлей", а может, капитан) сделал мне разъяснение и начал выписывать квитанцию. На мое привычное "квитанции не надо" строго сказал: "Я сам решу, надо или не надо". В душе комфортно стало - есть еще гаишники, которые честно выполняют свои обязанности; хотя мог бы и "состричь" с меня 15 тысяч.fА вот в Калмыкии ... Я был подготовлен к дороге серьезно - имел новую ( за 250 тыс. руб.) автоаптечку, цена которой меня до сих пор возмущает. Так вот, сержант после долгих и бесплодных попыток обнаружить нарушение (а ведь мог бы, если бы учил уроки в ГАИ, - машина была укомплектована одним левым зеркалом заднего вида, на правое у ВАЗа не хватило денег, не было заднего "дворника", стекло забрызгано грязью) предложил мне "съездить в магазин". Безграмотная наглость меня возмутила. Вежливо (как учит журнал "За рулем") попросил разъяснить мне мою вину. Горькая тоска проглянула в глазах сержанта: "Езжайте!". Через неделю товарищ гнал "четверку" тем же маршрутом, так на границе шахматной Калмыкии с него взяли 15 тысяч за "проезд через территорию республики". А в общем, культура работников ГАИ (это вполне серьезно) стала выше, выросла бдительность. Кстати, камуфляжная форма сына, которая должна была сыграть роль как бы защиты (купил-де машину с охранником), в Ставрополье сработала наоборот. Видимо, близость братской Ичкерии и Буденновска сыграла свою роль. На каждом посту вопрос - кто с вами? куда? почему? и т.д. Я, конечно, не в претензии, наоборот, когда видишь возросшую бдительность, становится спокойнее - на Ставрополье уже не спят.до или идти на переборку, или брать "Джип", или ... оглохнуть. Это бренчание слышат все, кроме ВАЗа, причем "самары" по шуму одинаковы. К автомобилю, как известно, должна быть инструкция. Сейчас эта книжечка превратилась в пособие для человека, который видит авто в первый раз. Если же у вас разрегулируется зажигание, лопнет зубчатый ремень и т.д., доставать эту инструкцию и листать бесполезно - ничего не найдешь. Для тех, кто отважится на покупку авто вдали от дома, напомню перечень необходимых документов, чтобы не пришлось возвращаться за сотни километров: паспорт транспортного средства, справкасчет, квитанция (счет) об оплате товара, копия лицензии торговца (непросроченная) на право продажи, сервисная книжка с печатью-клеймом "Предпродажная подготовка произведена" (даже если ее и не делали), два транзитных знака (сдаются в ГАИ). Насчет сверки номеров двигателя кузова (машины) не говорю - очевидно. Ну а что докупать к машине - это уже решает каждый сам по необходимости, возможностям, вкусу и т.д.ДА, СТОИТ!А сейчас более подробный ответ на вопрос, вынесенный в начале статьи. У кого нет лишних денег, а есть время, кто не хочет "кормить" ленивцев из расплодившихся по стране торговых фирм и фирмочек, кто, наконец, солидарен с Пржевальским ("...а жизнь хороша еще тем, что можно путешествовать"), тому рекомендую ехать за машиной в Тольятти. Созваниваться, списываться и договариваться заранее смысла нет - обстановка меняется очень быстро и данные устаревают, а по схеме, указанной в первой части, вы за два часа выберете то, что можете и хотите. В крайнем случае, если нет лишних денег вообще, при въезде в Тольятти (если едете в автобусе из Сызрани) попросите водителя остановиться у автомагазина - их по пути будет штук пять-шесть. Слухи о грабежах и налетах, по-моему, преувеличены. Но все-таки будьте осторожны, в пути не останавливайтесь где попало, ночуйте у стационарных постов ГАИ (им, кстати, дано указание не препятствовать ночным стоянкам), не подсаживайте попутчиков или возьмите второго водителя - тогда вопрос с ночевкой отпадает вообще. Кроме автоатласа имейте туристский компас: когда заблудитесь в городе типа Волгограда - езжайте по компасу, чтобы сильно не отвлекаться на расспросы местных жителей или поисками их глухой ночью. В остальном руководствуйтесь классовым (водительским) чутьем, ПДД и житейскими правилами: тише едешь - дальше будешь и чем меньше времени в пути, тем меньше вероятность происшествий. Армавир Юрий ПРОКОФЬЕВЗА РУЛЕМ 10/97 71А КАК ПОКУПКА?Упрекать товарища Каданникова мне лично не в чем, за исключением легкой "слезливости" почти на всех стыках системы охлаждения. Проехал весь путь за 26 часов без домкрата, насоса и канистры с бензином и под капот не заглядывал. Осмотрев дома все, никаких отклонений не нашел. Конечно, наша специфика все-таки дала о себе знать: "Литола" везде с избытком - на заправке, открывая лючок горловины, всегда пачкался. А больше претензий нет, вот только 72 силы полуторалитрового "движка" не чувствую, слабо тянет супротив ВАЗ-21063. Но "умы" с местной СТО подсказали, что полуторалитровые двигатели "по силам" дозревают к десяти тысячам километров. Внушали некоторую тревогу советы пройти антикоррозионную обработку в первый год эксплуатации и затем каждые два года. И я это сделал. "Вскрытие" показало наличие тонкого слоя "Мовиля" там, где можно было его обнаружить. Обработчик дома постарался (не бесплатно, конечно), и 4 литра "Мовиля 2М" было загнано под компрессором всюду, где возможно, так, что с машины неделю капало, а "аромат" стоит до сих пор. Шины "Матадор" 165/70 у избалованных южан вызывают ухмылку, но после нашей "Таганки" я не боюсь их шумности, зато ходят, говорят, по 50 тысяч. Как и ожидалось, бренчит передняя панель - но тут на