132
133
.воимич_лламиGЧПИШЕ, РЕДУКТОР!Характерная особенность практически всех дифференциалов легковых автомобилей (заднеприводных, переднеприводных, полноприводных, межколесных, межосевых) - несимметричное расположение опор (подшипников) относительно зубчатого венца ведомой шестерни. Ближайший к этой шестерне подшипник (на "жигулях" и "москвичах" - левый Изношенные или поврежденные подшипники коробки дифференциала выдают себя непрерывным повышенным шумом при любом режиме движения автомобиля. В этом случае не следует ждать дальнейшего развития событий - подшипники необходимо заменить. Как это сделать - рассказывает Роберт ПО ДОЛЬНИК.дующих затратах на ремонт, а в безопасности.Чтобы получить доступ к подшипникам дифференциала, нужно сначала из-»Рис. 1. Съемник подшипников дифференциала автомобилей ВАЗ2101...2107.2121: 1 - винт; 2 - трааерса: 3 - винт торцевой: 4 - лапка: 5 - упор.по ходу движения) обычно изнашивается сильнее. Полное ("аварийное") разрушение подшипника - дело довольно редкое. И, как правило, вполне предотвратимое. В подшипнике сильнее всего нагружены контактными напряжениями ролики, затем внутреннее кольцо и, наконец, наружное кольцо. В то же время последнее установлено в узле неподвижно, поэтому различные его участки нагружены неодинаково. Именно поэтому питтинг - усталостное разрушение дорожки качения - прежде всего можно обнаружить на сильно нагруженном участке наружного кольца. О том, чем оборачивается износ подшипников дифференциала, говорилось уже не раз. Это - "потеря геометрии", нарушающая точность вращения ведомой шестерни и, следовательно, нормальное ее зацепление с ведущей. Ездить при беспокоящем шуме подшипников нельзя: разрушение хотя бы одного из них обычно выводит из строя весь редуктор - и дело даже не в после1 32 ЗА РУЛЕМ 10/97Рис. 2. Съемник подшипников дифференциала автомобилей "Москвич-403", 407. 408,412,2138,2140 (позиции по рис. 1). CBOHMHCJ воимич^иламивлечь полуоси (ЗР, 1996, № 1), затем коробку дифференциала из редуктора. На "Жигулях" и "Москвиче" последний крепится болтами к картеру балки моста. А на автомобиле "ИЖ-Орбита" "чулки" полуосей запрессованы в картер редуктора, и доступ к коробке дифференциала возможен только с другой стороны, после того как отвернуты болты и снята специальная крышка. В первом случае работать проще: сняв редуктор, оперируют с ним на верстаке. Во втором приходится действовать под машиной. Третий (сегодня нами не рассматриваемый) случай - разрезной мост (например, на ГАЗ-21). 1,5»4S , ^ 3 фаски J5 Здесь, чтобы извлечь коробку дифференциала, нужно разъединять мост. Прежде чем снять коробку, обратите внимание на боковой зазор в зацеплении. Так как шестерни в какой-то степени изношены, этот зазор, наверняка, окажется больше положенного. Но именно таким, каким вы его определите, он и должен оставаться после замены подшипников новыми. При выпрессовке внутренних колец подшипников очень хорошо себя зарекомендовал съемник, эскизы которого представлены на рис. 1,2. Устанавливают внутренние кольца подшипников с помощью приспособления, показанного на рис. 3, но при условии, что коробка дифференциала разобрана. ЕслиC®J-"подшипники требуют замены, а коробка дифференциала в разборке не нуждается, внутренние кольца запрессовывают с помощью оправки (рис. 4). Размеры подшипников дифференциалов в главных передачах заднеприводных автомобилей "Москвич", "Жигули" и на "Ниве" указаны в таблице. О том, как добиться необходимого предварительного натяга подшипников и отрегулировать боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи, вы можете прочитать в ЗР, 1996, № 2.Рис. 3. Запрессовка внутренних колец подшипников: 1 - винт; 2 - опора; 3 - оправка.Подшипники дифференциалов мостов заднеприводных автомобилей и "Нивы"Автомобиль ВАЗ-2101...2107.2121 "Москвич-403". 407.408.412 (2138,2140)" "Москвич-2138". 2140 (403,407,408,412)" 6-7207А 35x72x18,25 3620735x72x17 6-7707У Подшипник Обозначение Размеры dхDхВ мм 33x62x16Шариковый, радиально-упорный, остальные - роликовые конические. ' На моделях, указанных в скобках, допускается применение данных подшипников.Рис. 4. Запрессовка внутренних колец подшипников при собранной коробке дифференциала: 1 - кольцо; 2 - оправка. а - процесс запрессовки; б - оправка для "Жигулей"; в - оправка для "Москвича".ЗА РУЛЕМ 10/97 133