40
41
тюнингСТАРЫХВ автомобильном мире тюнинг все более прибавляет в популярности. Настраивают-дорабатывают разные машины - от, казалось бы, самых совершенных "мерседесов" и "порше" до дешевых ФИАТов. Неудивительно, что все больше российских фирм тоже принимается за это дело - наши заводы сколь-нибудь заметного разнообразия моделей не предлагают, а те, что производят, уже сами по себе "побуждают к творчеству"... Тюнинговых фирм у нас сейчас много. Одни занимаются доводкой ходовой части, используя импортные комплектующие, другие «пришпоривают» двигатели, третьи пытаются «оживить» кузов навеской нехитрых деталей порогов, колесных арок и т. п. Дизайн-центр НАМИ избрал свой путь: создавая на основе серийных машины с новым обликом, он, по сути, возродил давно забытое у нас искусство кузовных ателье. Дизайн-центр - не дебютант на автомобильной ниве. На заре перестройки здесь родился автомобиль «Компакт», о котором много в ту пору говорили (см. ЗР, 1990, № 2). Затем были магистральные тягачи, джип, «полуторка» - никем, к сожалению, не востребованные, и тогда взоры дизайнеров обратились к тюнингу. В качестве его объекта были взяты отечественные модели. При этом специалисты дизайн-центра подчеркивают, что их творения - не столько образцы для продажи, сколько демонстрация возможностей потенциальным заказчикам. Волга - торжественная. «Кортеж» лимузин, удлиненный по сравнению с ГАЗ31029 на целых 930 мм! Заднеестекловстало почти вертикально - стойки круто спускаются к задним крыльям. Для этого часть крыши одолжили у «Волги» универсала. Необычное овальное окошко-иллюминатор неплохо вписалось в 40 ЗРЛМ 10/97 А УЕ общий облик автомобиля. Из незаметных внешне нововведений - удлиненный карданный вал. Салон отделан велюром, передние сидения регулируются по высоте, за местом водителя - стеклянная перегородка с электроприводом, а в крыше - люк. В принципе, «Кортеж» можно дооборудовать и любыми другими люксовыми «фантазиями», но давайте прикинем: на кого может быть рассчитан такой экстравагантный автомобиль. Вряд ли его купят даже очень богатые люди - они скорее выберут импортный лимузин. Да и мало кто захочет пользоваться почти шестиметровым авто для повседневных поездок - тесновато будет ему в городе. «Кортеж» подошел бы для представительских целей - возить, скажем, почетных гостей. А еще при взгляде на этот лимузин возникает мысль о свадьбах. Заказать для торжественной церемонии такой автомобиль встанет явно дешевле, чем «Линкольн», а выезд получится куда более праздничный, чем в обычной «Волге». Кстати, белый «Кортеж» уже покидал НАМИ, чтобы обслужить именно новобрачных. «Волга» - спортивная (но не для спорта). В «Престиже» ничто не выдает «Волгу», кроме, пожалуй, характерной формы дверей и ручек. Приметы роскошного авто - салон светлой кожи, электростеклоподъемники, кондиционер, зеркала с электроприводом. «Волга-Пре-В "каюте" лимузина - простор. стиж» интересна еще и увеличенной колеей задних колес. По словам дизайнеров, продиктовано такое решение, в первую очередь, стилистикой: кузов с уклоном в спортивность выглядел бы аляповато на узкой «волговской» колее. Машина, естественно,сталанесколько устойчивей в поворотах (кстати, конструкторы планируют дальнейшее совершенствование стандартной подвески). Конечно, такому автомобилю необходим новый заволжский «406-й» мотор или, например, «Ровер». Что касается общего облика, то, по субъективному мнению, «Престиж» элегантней и, пожалуй, внешне динамичней, чем «Волга» ГАЗ-3110. Он как-то сразу вызывает желание сесть за руль и прокатиться. Потенциальные покупатели у него, думается, найдутся. «Ягуаром» или «Мерседесом» Е-класса автомобиль, конечно, не стал, но новый, несомненно более привлекательный облик, по сравнению с «первоисточником», приобрел. Он может приглянуться тем, кто не в состоянии купить новую иномарку, но может позволить себе автомобиль просторный с намеком на спортивность. Тем более что «Престиж» (впрочем, как и «Кортеж») - это эксклюзив, не предназначенный для серийного производства, а БМВ и «мерседесов» на улицах полно. Кстати, когда мы ехали на «Престиже» по Москве, на машину обращали внимание, в том числе и владельцы «мерседесов». Как отнесутся к «волгам» из НАМИ в эпоху борьбы с иномарками в госсекторе те или иные чиновники, а тем более функционеры ГАЗа, сказать не берусь. Но вообще-то представить в «Престиже» солидного госслужащего• как-то трудно, даже если выкрасить машину в традиционный черный цвет. Спортивный стиль, к которомустремилисьи которого, в принципе, достигли дизайнеры, ну никак не вяжется с представлением о государственном муже. «Нива» - монстр. «Былина» - помесь тольяттинского джипа и... «Испано-Сюизы». Создатели признают, чтостилистикаграничит с китчем, но такова была воля заказчика (по всей видимости - большого оригинала). У машины шириной 2200 мм (больше чем у ЗИЛ41047!) задний мост от брянской «полуторки», передняя подвеска - расширенная «нивовская». Ведущий мост - задний, колеса 16-дюймовые. Первоначально предполагалось поставить под длиннющий капот мощный импортный двигатель, но, по не зависящим от конструкторов причинам, сейчас на «Былине» стоит обычный мотор ВАЗ-21213. Говорить о потребительских качествах этого автомобиля бессмысленно. На столь своеобразный аппарат, может, и нашлись бы охотники, но содержание (агрегаты) должно все-таки соответствовать форме (дизайну). Думается, это машина скорее коллекционная памятник времени зарождения нового российского капитализма. Почти по Ильфу и Петрову: «Вот что можно сделать из простой швейной машинки...» Впрочем, сейчас дизайнеры вынуждены выполнять и такие заказы. «Нива» округлая. «Улан», несомненно, ближе к земным потребностям. Дизайн его кузова решен в модном сейчас «пляжном» стиле. По сравнению с работами других фирм тюнинг от НАМИ более глубокий, здесь действительно создают новый образ. Исчез аскетизм «нивовского» дизайна, присущий стилю 70-х. Представить «Улана» в роли дачного работяги трудно, но ведь городские вседорожники вошли сейчас в моду по всему миру. Есть интерес к ним иу нас. Кстати, автомобили, разработанные дизайн-центром, постепенно начали продвигать на рынок, и первым среди них как раз и стал "Гренадер" - УАЗ в "москвичовсхой шкуре".«Улан». Его могут оснащать или только навесными панелями и новой светотехникой, или подготовить по полной программе - от внешнего тюнинга до доработки подвески, установки гидроусилителя руля, АБС, турбонаддува. «Москвич» - труженик села. «Гренадер» стоит особняком среди работ НАМИ. В данном случае предпринята попытка сделать машину нового для нас класса - вседорожный комфортабельный пикап наподобие известного «Мицубиси-ны «Гренадера» обнаруживаешь даже при короткой поездке. Мотор УАЗа слабоват - для уверенного разгона нужно давить педаль в пол. Однако под капотом места много (вместо большой подкапотной «москвичовской» «печки» в кабине стоит «жигулевская»), и туда поместится любой более современный двигатель, адаптированный к УАЗу. Несмотря на удлиненную раму, «козлиная» прыгучесть в общем-то осталась, но трамвайные пути и ямы «Гренадеру» не страшны. Впрочем, эта машина явно не городская. А в деревне, возможно, смирятся с вялой динамикой и тяжелым рулем (создатели «Гренадера», кстати, уже примеряют к нему гидроусилитель, тоже отечественный). Вопрос, конечно, в цене, узнать которую можно будет, только если начнется производство. Машина побывала уже на четырех выставках и, говорят, «в глубинке» вызвала интерес. А в НАМИ уже работают над полноприводной версией пикапа на базе ижевской «Орбиты». К этой работе дизайн-центра, в отличие от всех остальных, проявляет интерес завод - Ижевский. Автомобили разные нужны. Это - аксиома. Может быть, придет пора, когда в НАМИ будут создавать умопомрачительные концептL200». Под внешностью пикапа кары. Но пока жизнь требует земных машин, и «Москвич-2335» скрывается удлидизайнеры выполняют конкретные заказы, ненное шасси УАЗа. Грузоподъеминогда, мягко говоря, своеобразные, как в слуность - 750 кг, хотя и ее, как считачае с «Былиной». Качество автомобилей, сделанных в дизайн-центре, конечно, во многом ют разработчики, можно увеличить. «Гренадер» вызывает противозависит от их серийных «основоположников», речивые чувства. Одни считают, что, а эти машины даже самым обстоятельным тюсоединив две не лучших и не самых нингом намного лучше не сделаешь. И все же современных машины в одну, ничего достойна уважения попытка вернуться к традихорошего не получишь. Оппоненты циям кузовных ателье, предложить нечто невозражают, полагая, что в реальных обычное, оригинальное, уже одним этим выроссийских условиях нужна именно годно отличающееся от серийной продукции такая машина - простая, крепкая, автозаводов. Сергей КАНУННИКОВ недорогая. Слабые и сильные стороЗА РУЛЕМ 10/97 41