144
С^воимиСиламиГРАМБЛЕР - НА СТЕНДЕ 1И ПОД КАПОТОМБудем считать, что вы утвердились в своих подозрениях - хандрит именно распределитель. Не торопитесь демонтировать его - кое-что можно проверить на двигателе. Опускаем обязательную процедуру внешнего осмотра. Регулировка начального угла опережения зажигания (УОЗ) описана во всех инструкциях по эксплуатации. Теперь проверьте угол замкнутого состояния контактов (УЗСК), который, напомним, дает более точную оценку работе прерывателя, нежели зазор в контактах. Для этого "бывалые" в свое время придумали немало приспособлений, представленных в ЗР десяти-пятнадцатилетней давности. Теперь в них особой нужды Распределитель зажигания (трамблер) - прибор довольно тонкий и деликатный, а потому его настройку считают делом непростым, подвластным лишь специалистам, - дескать, самому туда лучше не лазить. Это верно лишь отчасти: некоторые операции можно выполнить самостоятельно (например, заменить или отрегулировать контактную группу), о других желательно иметь представление, чтобы не вслепую доверяться мастерам сервиса. Послушаем, что говорят по этому поводу специалисты - авторы журнала Матвей ЗДОРОВ и Олег ИОСЕЛЕВ.легкую "слабину" (ни в коем случае не натяг), так как на малых оборотах "центробежник" работать не должен. В противном случае часть УОЗ будет выбрана на холостом ходу. В отличие от первой, вторую пружинку устанавливаЦентробежный автомат "жигулевского" распределителя окажется как на ладони, если снять "бегунок". Длинная пружинка (на фотовнизу) вступает в работу первой, короткая, со свободным ходом второй. В"москвичовском" распределителе "центробежник* спрятан глубоко в корпусе. Для регулировки пружинок придется"проникать" инструментом (с узкими губками) через отверстие.нет - в продаже найдешь удобные тестеры, позволяющие оценить этот и другие параметры. Если эту статью (и вообще раздел "Своими силами") вы читаете не ради праздного любопьпства - такой прибор вам пригодится. Собственно регулировка трамблера это настройка двух автоматов, вакуумного и центробежного, которые должны обеспечивать оптимальный момент зажигания во всем диапазоне нагрузок и оборотов коленчатого вала двигателя. Для их проверки распределитель желательно держать в руках. Цетробежныи автомат - два грузика и две пружинки; его задача - увеличивать УОЗ по мере роста оборотов. Самая первая и простая его проверка (работает - не работает) пошевелить ротор-"бегунок". Он должен с небольшим усилием поворачиваться относительно вала распределителя на величину срабатывания автомата (примерно на 30 градусов). Случается, ротор "жигулевского" распределителя прилипает к валику и они работают как единое целое, оставляя таким образом центробежный автомат не у дел - угол опережения зажигания он изменить не может. Особое внимание - пружинкам. Они различаются длиной (числом витков) и способом установки: более длинную принято называть первой - по времени вступления в работу. Она должна быть установлена без люфта, но иметь1 44 ЗА РУЛЕМ 10/97ют со свободным ходом - она включается в работу примерно при 2500 об/мин коленчатого вала. Проверяют это на специальном стенде. Теоретически, конечно, можно провести регулировку и проверку на двигателе, но на практике это выливается в чрезвычайно большую работу, причем с недостаточно точными результатами. Лучше обратиться к специалистам, имеющим нужное оборудование (например, на сервисную станцию). Итак, как это делается? Трамблер ставят на стенд, определяющий угол опережения зажигания при разных оборотах, отключают вакуумный регулятор (вернее, просто не подают к нему разрежение) и сравниваютхарактеристики центробежного автомата с табличными (табл. 1). К примеру, значения УОЗ при высоких оборотах получаются большими - плохо работает вторая пружинка, слишком далеко "отпуская" ротор от валика распределителя. Следовательно, ее надо подтянуть, подогнув "усики" и тем самым заставив работать раньше и активнее. К сожалению, не всегда можно добиться "табличного" угла, экспериментируя с пружинками, - бывает, ломаются и они, попадаются бракованные или неподходящей жесткости. В общем, это требует определенного навыка и сноровки. Подгибать усики пружинки нужно буквально на доли миллиметра. Еще надо проверить, не заедают ли грузики - они должны ходить легко. Если при низких оборотах автомат не обеспечивает требуемого угла, несмотря на все старания, можно откорректировать его начальным, установочным углом, повернув корпус распределителя. Эту "поправку" необходимо иметь в виду при дальнейшей регулировке. Есть еще такое неприятное явление, как асинхронизм - когда значение угла нестабильно. Это видно в луче стробоскопа: при регулировке начального угла опережения зажигания метка "прыгает" около штифта на несколько градусов. Причина асинхронизма - неточное изготовление или износ контактов прерывателя, деформация вала, люфт в подшипниках. Предельное значение отклонений от заданного угла - 1-2 градуса поТаблица 1Характеристики центробежных автоматов опережения зажиганияМодели автомобиля, двигателя Модель распределителя 1000 ВАЗ-1111 ЗАЗ-1102 (двигатель МеМЗ-245) ВАЗ-2108.2109 Все модели "жигулей", "Нива", АЗЛК-2141 АЗЛК-21412 (двигатель 331.10) "Москвич", ИЖ (двигатель 412) АЗЛК-214122 (двигатель 3317) 55.3706 53.3706 40.3706 30.3706 47.3706 Р147-А 4701.3706 151 3,5 0 4,5 3 1500 4,5 9591 8,5 6 2000 8 13 9 13 3 12,5 10 Угол опережения зажигания, град, при скорости вращения коленчатого вала, об/мин 3000 16 21 14.5 21,5 9 21 15 4000 24,5 24 18 26 14,5 26 20 5000 33 27 25 30 19 30 25