129
СвоимиС: Боими^илами•" Ж ИГУЛИ " : РАЗБИРАЕМ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОР РАДИАТОРАЭту работу выполняют, когда вентилятор начинает вращаться со скрежетом и шумом или вовсе не включается. Если датчик включения, реле и предохранитель в порядке, причиной отказа может быть длительное бездействие, например зимой, когда коррозия "прихватывает" вал электромотора в подшипнике скольжения и он проворачивается в крышке. Продукты износа щеточного узла могут накопиться в направляющих щеток, тогда они "зависнут" и электроцепь разомкнётся. Наконец, щетки могут просто полностью износиться. Электромоторы вентиляторов на "жигулях" бывают двух типов: разборные и неразборные. Они взаимозаменяемы. На нашей машине был установлен итальянский - разборный. Для работы специнструмента не потребуется. Но будет необходима торцовая головка "на 7" для отворачивания болтов электромотора. Отсоединяем аккумуляторную батарею и провода из разъема питания электромотора вентилятора (фото 1). Отсоединяем провода от датчика включения вентилятора (фото 2). Ключом "на 10" отворачиваем три болта крепления кожуха вентилятора к радиатору (фото 3). Вынимаем его из автомобиля (фото 4) и кладем на верстак. Ключом "на 10" отворачиваем три гайки крепления вентилятора к кожуху (фото 5). Отверткой поддеваем и снимаем пружинную шайбу, фиксирующую крыльчатку на валу электромотора (фото 6). Снимаем крыльчатку с вала. Плоскогубцами вынимаем из вала штифт. Если он не поддается, его можно выбить молотком и подходящей по диаметру выколоткой (фото 7). Снимаем запорное кольцо, ограничивающее перемещение ротора в осевом направлении (на фото 7 указано стрелкой). Инструкция рекомендует использовать специальный съемник, но можно обойтись и отверткой, осторожно поддевая и смещая кольцо от центра. Снимаем текстолитовую шайбу, находящуюся под запорным кольцом. Торцовым ключом "на 7" отворачиваем четыре болта, стягивающие электродвигатель (фото 8). Снимаем нижнюю крышку (фото 9) и осматриваем щеточный узел. Щетки должны быть подпружинены и легко перемещаться в своих направляющих. Если они загрязнены, промываем их в бензине и продуваем сжатым воздухом. Полностью изношенные щетки заменяем. Снимаем верхнюю крышку (фото 10). Если вал ротора электромотора затронула коррозия, то шлифуем его мелкой наждачной бумагой. Ею же обрабатываем ламели коллектора ротора. Сборка - в обратной последовательности.ЗА РУЛЕМ 10/97 129