148
CBOHMHCJ воими^иламиБЕНЗИН ВАШ, ИДЕИ - НАШИОпытом усовершенствования отопителя ЛуАЗа делится наш читатель Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ. Вероятно, этот разговор может заинтересовать и многочисленных владельцев "запорожцев". ствии клапана бензин из системы питания двигателя всегда подавался бы на поплавковый клапан отопителя (даже летом, когда "печка" не используется) и при малейшей неисправности последнего переполнял бы камеру и стекал на землю по дренажной трубке. Итог - неожиданное повышение расхода топлива, запах бензина, опасность пожара. Можно было бы включить клапан непосредственно в цепь питания отопительной установки, чтобы он был постоянно открыт при работе "печки". Но тогда поплавковый клапан отопителя оказался бы под давлением, развиваемым сразу двумя бензонасосами, что, как показала практика, опять-таки чревато частыми переливами из-за невысокого качества этого узла. При показанной схеме включения клапана он открывается Рис. 1. Схема включения отопителя: 1 -бензонасос двигателя; примерно на 0,5 с на 2 - электромагнитный клапан; 3 - задатчик импульсов зажигания; 4 - карбюратор; 5 - катушка зажигания отопителя; 6 - свеча; 7 - отопитель; 8 - электробензонасос ходе всасывания электотопителя, 9 - задатчик импульсов насоса. Синими и фиолетовыми линиями показаны робензонасоса и за это штатный и дополнительный бензопроводы. Красными - электрические цепи. время полностью обесэлектрода катушка зажигания питается копечивает отопитель бензином. Штатный темроткими импульсами с частотой следования пературный переключатель отопителя комоколо 4-5 Гц. При этом катушка почти все мутирует здесь только цепь питания вентилявремя обесточена и лишь на 20 мс на нее тора, что необходимо для продувки камеры подается питание, чего вполне достаточно сгорания после выключения отопителя. Пусдля накопления энергии в первичной обмоткают систему, вытягивая штатную кнопку ке. Понятно, что при случайном срыве горесразу во второе положение. Если же отказал ния не более чем через 0,2 с очередной разтемпературный переключатель, то пользоваться отопителем все равно безопасно, ряд вновь подожжет поступающее топливо. После всех этих переделок отопитель только при выключении следует сперва утапстал работать очень надежно, требуя лишь ливать кнопку на один щелчок - для продувизредка очищать изолятор свечи от нагаки, а затем (через 1-2 мин) полностью. лечить надежное горение в отопителе после его выхода на режим, свеча зажигания не отключается, пока работает отопитель, а для уменьшения потребления тока и выгорания ра, что не трудно, поскольку у свечи удалена резьбовая часть и изолятор ничем не закрыт. Функциональная схема отопителя показана на рис. 1. Как видно из нее, магистрали топливопроводов двигателя и отопителя объединены через электромагнитный клапан 2, управляемый от задатчика импульсов 9 бензонасоса 8. Для чего это сделано? При отсутТеперь остановимся на отдельных элементах системы. 1. Электробензонасос. Его доработка заключается в том, что на неподвижный контакт надевается изолирующая ПВХ-трубочка так, чтобы исключить его замыкание с подвижным контактом. От этого же контакта делается дополнительный вывод, который затем подсоединяют к задатчику импульсов 9.Едва ли не каждый обладатель автомобиля Луцкого или Запорожского заводов с двигателями воздушного охлаждения сталкивался с ненадежной работой бензинового отопителя. Наверное, поэтому в популярной литературе несть числа советам, как усовершенствовать этот агрегат. Однако практика показала: каждое из этих рацпредложений в отдельности не решает проблему полностью, к тому же наряду с улучшениями привносит и недостатки. Например, электроискровой розжиг хорош экономичностью в потреблении тока, но не способен надежно поддерживать горение после отключения свечи при выходе отопителя на расчетный режим работы. Автор, ездивший с 1989 года на "Запорожце", а затем на ЛуАЗе, прошел через несколько ступеней модернизации отопительной установки и тогда принял решение объединить ряд предложений, тем самым устранив недостатки отопителя и обеспечив его надежную работу. Пожалуй, самый капризный в системе электробензонасос, точнее, его контактная система (она автоматически включает втягивающий соленоид этого насоса). Поэтому я решил проблему радикально - выбросил эту систему, а насос стал работать от специального задатчика импульсов, частоту повторения которых я подобрал опытным путем так, чтобы заведомо обеспечить потребность отопителя в топливе. Некоторый запас по производительности здесь не страшен, так как карбюратор отопителя имеет поплавковый механизм, как ив карбюраторе двигателя, отсекающий лишний бензин. Однако на ЛуАЗе я столкнулся с загадочным явлением: на стоянке "печка" работала отлично, а при движении гасла через 15-20 минут работы. Долгие поиски показали, что виной всему были паровые пробки в бензопроводе к насосу, проложенном по лонжерону примерно в сантиметре от выпускной трубы двигателя. Вероятно, можно было перенести его на внешнюю сторону лонжерона, но я поступил по-другому. Системы питания отопителя и двигателя объединил в одну общую таким образом, что на ходу бензин в отопитель подается основным бензонасосом, а на стоянке работает электробензонасос отопителя. Еще одним шагом в модернизации отопителя стала видоизмененная система электроискрового розжига. Для ЛуАЗа это весьма актуально: ведь отопитель в нем служит также предпусковым подогревателем двигателя, а свеча накаливания, потребляя ток около 20 А при розжиге, ставила под сомнение последующий запуск двигателя стартером, особенно после длительной стоянки при неполностью заряженной батарее. Чтобы обес1 48 ЗА РУЛЕМ 11/97