144
Своими^ воимич^иламиВМЕСТО ГЕРКОНА КОНТАКТНЫЙ ВИНТВ № 5 журнала за 1997 год была опубликована статья Олега Рупчева "Электромагнит вместо иглы" - о переделке карбюратора. Статья привлекла внимание читателей, которые, в свою очередь, предлагают улучшить систему Рупчева. Интересный вариант прислал Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ из Подмосковья. ток коммутации составляет всего 1 мА на чисто активной нагрузке, что исключает возникновение искры. Клапан срабатывает даже при переходном сопротивлении в месте контакта в несколько тысяч ом, что га Следует помнить, что ручная подкачка топлива теперь возможна только при включенном зажигании. В качестве топливного клапана используется недорогой электромагнитный клапан от элек-Напомню: суть того предложения - в замене запорного клапана карбюратора электромагнитным клапаном, который управляется поплавком карбюратора с помощью датчика на герконе. Как признает сам автор, его система не лишена недостатков: трудно отрегулировать положение магнита на поплавке, а его крепление должно быть весьма надежным, к тому же требуется точно выдержать зазор между магнитом и герконом, причем масса магнита должна быть весьма мала, чтобы не перегружать поплавок. Решив развить эту идею, я заменил геркон контактным винтом, ввернутым через изоляционную втулку в крышку поплавковой камеры карбюратора таким образом, чтобы поплавок по достижении заданного уровня топлива касался своей верхней частью этого винта, замыкая электрическую цепь. В этом случае отпадает необходимость что-либо крепить к поплавку, а уровень топлива в карбюраторе можно регулировать, просто отворачивая или заворачивая контактный винт, что очень удобно: разбирать карбюратор не нужно. В принципе, этого было бы достаточно для управления электромагнитным клапаном, так как даже при возникновении искры между контактным винтом и поплавком воспламенение очень плотных паров бензина невозможно: над поверхностью бензина - переобогащенная смесь, как, например, в топливном баке, где тоже работают способные искрить устройства, однако пожаров по этой причине не бывает. Тем не менее, идя навстречу сторонникам полной безопасности, а также стремясь сделать работу системы более стабильной, я разработал несложный электронный усилитель, схема которого показана на рис. 1. Усилитель обеспечивает безыскровую коммутацию клапана и работу системы даже при очень малых токах. При выбранных параметрах элементовВход^=ЩlisРис. 1. Схема усилителя. Рис 2. Установка контактного винта в крышке карбюратора: 1 - винт; 2 - контргайка; 3 - провод; 4 - изолирующая резьбовая втулка; 5 - крышка; 6 - г айка М12х0,75.рантирует надежность работы системы. Кроме того, при повышении уровня топлива поплавок сильнее прижимается к винту, так что даже в случае сильного загрязнения произойдет срабатывание клапана. Схема подключения устройства показана на рис. 2. Коротко остановлюсь на отдельных элементах схемы. Диод VD служит для защиты выходного транзистора от ЭДС самоиндукции, возникающей в обмотке клапана при его отключении. Транзисторы могут быть и других типов, но обязательно структуры "р-пр", причем выходной транзистор VT2 должен быть рассчитан на ток коллектора не менее 2Аи иметь коэффициент усиления не менее 500. Весь усилитель может быть выполнен в виде брелока и служить, как у Олега Рупчева, в качестве противоугонного устройства.трофакельного устройства запуска автомобиля КамАЗ. В заключение - несколько слов о контактном винте 1. Он ввинчивается в резьбовую втулку 4, сделанную из текстолита. Вилка имеет наружную резьбу М 12x0,75, что позволяет установить ее в отверстии диаметром 12 мм в крышке 5, затем "подтянуть" низкой гайкой 6 - из тех, что используются в электротехнике для крепления стандартных выключателей-тумблеров. Дополнительно этот узел укреплен эпоксидным клеем. Отверстие в резьбовой втулке имеет резьбу М4. Наконечник провода 3 прижимается к втулке 4с помощью контргайки 2 (она же удерживает винт 1 от самопроизвольного отворачивания). Разумеется, вы можете сделать по-своему, как вам удобнее...БЫВАЕТЖЕТАКОЕ...Однажды летом случилось мне в очередной раз перебирать мотор моей старенькой "трешки". После уже третьей по счету расточки блока приступил к сборке. Погода стояла отличная, поэтому работал прямо на улице перед гаражом. Дело это для меня привычное, все операции отработаны почти до автоматизма, но я не спешил, руководствуясь правилом "семь раз отмерь...". В общем, на все про все ушло два дня. И вот, наконец, первый пробный выезд. Чувствую - перегревается мотор. Поначалу списал это на повышенное трение во время приработки деталей. Но вот вышли все сроки, а ездить невозможно - кипит вода в радиаторе, и все тут! Причем термостат открывается, циркуляция по большому кругу отличная, вентилятор работает, никаких воздушных пробок нет, уровень воды стабильный. Мне уже соседи по гаражу говорят: "Что-то ты не так собрал, надо перебирать мотор поновой". Да как же "не так", когда я до этого десятка три моторов сделал: и себе, и друзьям, и за деньги... Уж про "жигулевский" мотор мне, вроде бы, все известно. Единственное, что показалось ненормальным - излишне быстрое движение жидкостичерез радиатор (я открыл его пробку) при не полностью прогретом моторе. Как будто бы рубашка блока заросла накилью и циркуляция по малому кругу затруднена. Но ведь перед сборкой и радиатор, и блок, и отопитель были промыты каустиком до первозданной чистоты! Делать нечего - снимаю движок, разбираю, смотрю. Ага, в рубашке блока какие-то непонятные сгустки. Начинаю промывать всю систему под давлением, и с потоком воды выходят... остатки пчелиного гнезда. И тут я вспомнил, что, когда машина была разобрана, в патрубок отопителя, выходящий в моторный отсек, время от времени залетали пчелы. Через некоторое время я, правда, заткнул отверстия, но, видно, было уже поздно - насекомые успели слепить гнездо. И вот когда мотор заработал, поток горячей воды устремился в отопитель, вымывая насекомых и их жилище в двигатель. Особенно досталось тонким каналам, через которые жидкость идет из головки блока на подогрев впускного коллектора и далее в приемную трубку помпы. Все они были наглухо замурованы вареными пчелами, а связующим веществом в этой "кладке" послужил расплавленный воск. После кропотливой прочистки каналов и полостей системы охлаждения мотор был собран. Но облегченно вздохнул я только после того, как убедился, что температура воды в норме. А история эта стала поучительной для меня и, надеюсь, для вас, уважаемые читатели. Владимир АПЛЕВИЧ144ЗА РУЛЕМ 11/97