112
113
Водитель проехал на "красный " Дежуривши^ЛШ^РеТрТсТГом инспектор уви, . остановил и... "А я проехал на "желтый", - утверждает водитель. Знакомая ка Выход (давно найденный и успешно применяемый на Западе) один: прибор, фиксирующий нарушение, должен представить ДОКАЗАТЕЛЬСТВО вины. У нас до сих пор в этом качестве выступает инспектор. И лишь "Барьер" (измеритель скорости движения, далее "Б") более-менее удовлетворяет "естественные потребности" в объективных данных. Мы не будем описывать виды радаров, принцип действия (и противодействия) - журнал недавно обращался к этой теме (1997, № 8). Сегодня нас интересуют ответы на самые злободневные вопросы, например: "А моя ли скорость на табло прибора?" Итак - эксперимент. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ- УСЛОВНАЯсти (например - "100"). ИнспекДля эксперимента мы вытор бьет по камертону, а на рабрали одну из первых модифидаре должна появиться цифра каций "Б" шестилетней давно"100". Попробуйте: показания сти: такой прибор имеет нене должны превышать "штатсколько худшие показатели и, ную" погрешность. В любом слусоответственно, должен больчае "Б" не годится для того, ше "ошибаться". Нам повезло с чтобы из ваших "Жигулей" сдепогодой: то жаркое солнце, то лать "Феррари". дождь. В конце километрового Несколько характеристик. участка дороги на патрульной Диапазон измеряемых скоромашине установили радар. "Настей - от 20 до 199 км/ч. Максирушителей" двое: маленькая мальная дальность - 300 мет"Тико" и длиннобазная "Нива". В ров. Погрешность измерения обеих машинах есть антирада± 1 км/ч. Продолжительность ры. Осматриваем "Б". Во-пернепрерывной работы - 8 часов с вых, прибор имеет сертификат, последующим перерывом не меозначающий, что он исправен, нее 15 минут. Срок службы - не поверен и "годен до...". Во-втоменее восьми лет. Самое главрых, нас интересовало, можно ное - "доказательность": как ли что-нибудь подкрутить для только скорость "схвачена", "завышения" скорости. Со вреприбор автоматически начинает мен Левши известно: нет ничеотсчет времени. По прошествии го, что не поддалось бы умельтрех минут данные скорости и цу. "Б" - не исключение. Но в времени автоматически сбрасыГАИ нас заверили: только сумаваются. На более новых "Б" их сшедший рискнет "вскрывать и можно "вызвать" нажатием подкручивать". Если узнают, кнопки "СК-ВР", а сброс происчто сорвана пломба и прибор ходит лишь через десять минут. "врет" - службе конец. И еще: нарушителей скоростного режиЧАСТЬ ВТОРАЯ-РАБОЧАЯ ма хватит на всех. Успокоили? Для начала сверяем покаАх не совсем? Калибровка? Не зания прибора и спидометров на всех приборах, но есть. С поавтомобилей. Одновременно мощью камертона. На нем выпроверяем работу антирадаров. бита цифра контрольной скоро- Машины становятся в начале 112 ЗРЛМ1 / 7 А УЕ 19IIрее. Разброс показаний его скорости - от 74 до 82 км/ч. Велик? Но не забудем погрешность спидометров и то, что водители не автоматы. Именно на эти нюансы (плюс перестраховка от "самочувствия" радара в данный момент) работники ГАИ и закладывают знаменитый порог в 10 км/ч. Другими словами: на дороге разрешено 60, а прибор фиксирует скорость, только начиная с 70 км/ч. По словам инспекторов, наказывать за превышение скорости на 5-7 км/ч глупо. Вот когда будет больше десяти... тут можно и "поговорить". Нас заверили, что "десятка" - гарантированная фора водителей, Только редкие... (так9участка и по очереди "наезжают" на радар со скоростью 60 км/ч. "Тико": на табло - ровно 60. "Нива" - 54. Поскольку "Б" был включен постоянно, детекторы "заверещали", как только машины построились в начале участка. За 470 метров до патрульной машины они пришли в максимальное светозвуковое возбуждение. А на стареньком радаре мы "засветились" только за 260 метров. Да, старость не радость. Первое, что нас интересовало - точность измерений "в группе ТС". На расстоянии от 300 до 200 метров от радара "Нива" и "Тико", двигаясь параллельно, должны поравняться. Но скорость первой машины 80 км/ч, а второй - 40. Это первый замер, повторенный три раза. Второй - машины (по скорости) меняются местами. Результаты шести заездов, скажем так, ожидаемо поразили. Ровно за 260 метров радар фиксировал скорость того автомобиля, который двигался быст-про своих и сказали!) нарушают этот негласный приказ. Второй номер нашей программы: испытание радара при знаменитой игре "навскидку". Инспектор знает, что за 200-300 метров он установит скорость нарушителя. Чтобы антирадар до этого "не беспокоил" водителя, прибор "Б" отключают. Как только автомобиль попадет в зону уверенного приема, инспектор выполняет упражнение "стрельба стоя". В салоне визг хваленого "Вистлера", но экстренное торможение уже не спасет от штрафа. Нас интересует погрешность при таком способе измерений. Делаем заезды: сперва поодиночке, потом "группой ТС". Результаты почти в точности повторяют предыдущие испытания. Разброс - от 72 до 83 км/ч. В данном случае увеличение диапазона объясняется возрастом (и боевыми заслугами?) нашего прибора: после того, как инспектор вскинул руку и нажал курок, любой "Б" должен "поду-л• мать". Наш ветеран "соображал" около пяти секунд, более молодые - одну-две секунды. Заключительным, третьим номером эксперимента стали попытки выяснить, каким способом на "законных" основаниях можно обмануть водителя. Знаем: "Б" измеряет скорость машины, которая едет быстрее остальных. Хорошо. Умница Допплер (чье изобретение положено в основу прибора), помнится, гордился тем, что можно измерять скорость удаляющегося (в нашем случае - от инспектора) объекта. Решили провести два заезда. Первый: "Нива" едет к инспектору со скоростью 60 км/ч, а "Тико" удаляется от него со скоростью 80 км/ч. Второй - наоборот. Оба раза машины должны поравняться на расстоянии 200-300 метров от радара, а инспектор работает "навскидку". Как и ожидали, на табло скорость удаляющейся машины: "Тико" 79 км/ч, а "Нивы" 72. Получается, что инспектор при желании имеет возможность "доказать" водителю несуществующее нарушение. А на дороге с двусторонним интенсивным движением подобная ситуация может ввести в заблуждение и самого честного работника ГАИ. Печально. Правда, чтобы осуществить "коварный замысел", инспектору требуется очень уж "благоприятная" дорожная обстановка и недюжинная сноровка. Представьте: нужно выбрать такое место, чтобы водитель не видел "выстрела" в уходящую (с заведомо большой скоростью) машину. Не забудем и про антирадар. Сложно, но... "Не выдумывайте! обрывает наши мысли командир столичной роты ДПС майор Николай Максимов. - Привыкли делать из гаишников дураков! Пока ты будешь "выслеживать" одного, мимо промчится с добрый десяток "шумахеров". К тому же нормальный инспектор не ищет себе неприПОСЛЕСЛОВИЕ Радар - необходимое и достаточное средство контроля. Невзирая на погодные условия, перепады напряжения аккумулятора (13±2В), габариты и ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ - ИЛЛЮЗОРНАЯ цвет автомобилей. Не будем на Господа водители! Не обиЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ него обижаться: он только "Б" и жайтесь: сейчас мы развеем СОВЕРШЕННАЯ не больше. (В отличие от ручки. два популярных слуха. Первый: Итак, господа, по большому которою инспектор заполняет если перед ветровым стеклом счету у нас нет оснований не протокол...) повесить оптический диск (CD- доверять прибору "Б". Хотя, без И, наконец, о детекторах. ROM). то он сможет сбить с сомнений, спорить с инспектоТо и дело по российским горором (глядя на отсчет дам проносятся слухи о их завремени) мы будем. прещении. Однако действующее Привыкли. Но дорогой законодательство не предусма(нашему кошельку) ратривает наказания за использодар уходит в прошлое. вание детекторов. Все остальНовое поколение изное - местное самоуправство. В мерителей скорости свое время (лет семь назад) в берет на себя повыБелоруссии сумели извлечь шенные обязательства пользу из "кобр", "вистлеров" и по воспитанию уважедомашних конструкций из эления к ПДД. Здесь уже ментов с соседнего радиозавоне подкрутишь отвертда. Элементарно. На опасных кой и не "впаришь" воучастках дорог установили "болдителю скорость удаванки": излучатели с той же чалившегося автомобистотой, как иу "Б", - 10 500 ля - остается развесМГц. И что вы думаете? Резко ти руками и склонить снизилась аварийность. Иной повинную голову. Повопрос, что не должно быть ка это происходит опасных участков,а скорость на только на МКАД. дорогах стоит офаничивать боНа экране монилее разумно. Наверное, со вретора "картинка" дороменем так и будет?.. ги и меню, где выстаДмитрий ЖЕРНОВ влена разрешенная скорость (плюс "фора" Редакция благодарит 3-й отдел ГАИ - 10 км/ч). Камеры и Москвы и лично майора Н. Максиморадары установлены ва, капитана И. Сапачева, а также X. Допплера (1803-1853) за возможтолку прибор "Б". Это не просто на фонарных столбах по центру ность проведения эксперимента. глупость, это - очень опасная дороги. Как только автомобиль глупость! Даже надев на уши, превысит 100 км/ч, на экране Особая признательность пресс-цензасунув в зубы и налепив на фиксируется его изображение, тру управления ГАИ столицы за налоб себе и пассажирам самые скорость, время и дата. При жестойчивость при получении у оуковолании "картинку" можно увелидителей поста-пикета на МКАД разоптические из всех оптических дисков, вы не помешаете рабочить, чтобы разглядеть номер решения на съемку. Редакция выратать радару. Зато болтающаяся автомобиля. Остается подвести жает искреннее недоумение Управперед лицом водителя зеркальводителя к компьютеру и усталению ГАИ РФ, НИЦ ГАИ РФ и всем ная поверхность уже не раз поло попросить "права". Любопыттем отделам (того же ГАИ), которые но, что ив этой ситуации нахона протяжении года создавали вокслужила причиной аварий. Второй: на точность измедятся умники, готовые оспарируг прибора "Б' ощущение "Великой Тайны". И все же - спасибо рений влияет разговор по равать свое нарушение! диотелефону. Поверьте, прибору не только безразлично, с кем вы говорите. Ему не мешает и частота, на которой работают радиотелефоны. Разумеется, как всякий приемник, "Б" чувствителен к помехам. Но только не тем, которые в состоянии создать человек в машине. Есть, есть специальные и дорогостоящие "подавители" сигналов. Однако настолько ли вы богаты, чтобы откупиться от уголовной ответственности? Инятностей. Нынешний водитель (спасибо вашему журналу) свои права знает, а уж жалобы писать..." Что ж, и вам спасибо! За надежду. спектор (прав майор Максимов) не дурак: он сразу увидит, что радар начал "чудить". Остается проверить его исправность на другой машине, а вас попросить "пройти". Прецеденты были.