78
79
Выбирая моторное масло, очень обидно ошибиться и напороться на подделку. Чем грозят автовладельцу последствия такой ошибки и как уберечь от них свой автомобиль, мы попытаемся рассказать, опираясь на исследования специалистов. $6d)exuc. Прежде всего стоит разобраться, что собой представляют подделки моторных масел. Их можно условно разделить на три категории: к первой отнесем самые "безобидные" - перемаркировку масел, когда на дешевый сорт вешают ярлык от дорогого. Масло, конечно, хуже, чем о нем думает покупатель, но двигатель оно вряд ли погубит. Такой подлог дает "предпринимателям" наименьшую прибыль, но наиболее для них безопасен. Ко второму типу отнесем попытки изготовления самодельного масла по "упрощенной" технологии. Нормальное моторное масло - это "коктейль" из нескольких компонентов, в который входят так называемая база (или основа), стандартный (основной) пакет присадок (один и тот же стандартный пакет может использовать дюжина разных фирм, изготовляющих масла) плюс еще две-три присадки как собственной разработки фирмы, так и закупаемые на стороне. Чем больше присадок, тем качественнее и дороже масло. Ясно, что грамотный подбор присадок - задача для профессионалов, она не по плечу жуликам. А потому "предприниматель" второго типа добывает необходимые компоненты и делает где-то в полуподвале масло собственного разлива. Чтобы "наварить" побольше, присадок добавляет скупо или не добавляет вообще, продавая одну "основу". Или, например, "случайно" забывает самые дорогостоящие присадки. Такое самодельное "масло" для двигателя непригодно: оно многократно ускоряет все негативные процессы (износ, коррозию и т. д.), но мгновенной кончины мотора, скорее всего, не вызовет - эдакая мина замедленного действия. Очевидно, что этот тип подделок куда опаснее первого. Но и это еще не самое худшее. Есть третий, самый гнусный способ обмана автолюбителей, зато самый прибыльный для дельцов. Это разлив по канистрам и продажа какой-нибудь гадости вроде отработанного индустриального масла. Использование такого "продукта" грозит наиболее тяжелыми последствиями, ибо то, что предназначено для сверлильного станка, для двигателя внутреннего сгорания, мягко говоря, не пригодно. А ведь кто-то из нас это масло покупает! И пойми потом, откуда проблемы с вроде бы новым двигателем. Проявляют ли к этому интерес "компетентные органы", сказать не беремся; в основном бороться с фальсификациями пока приходится производителям настоящих масел. Они должны постоянно контролировать продукцию, продаваемую под их тор78 ЗРЛМ 11/97 А УЕомсшлговой маркой. На примере одного такого контрольного мероприятия мы и расскажем, что такое подделка.•Шпак...ХохшроЛМШ закупка. Работа проводилась по заказу НК "ЛУКойл". Цель исследований выловить несколько подделок под "ЛУКойловские" масла и, всесторонне изучив их, принять соответствующие меры. От себя добавим: помочь покупателю научиться отличать по внешнему виду "родное" масло от подделки. Исследованию подвергли пять образцов масел, из которых три образца были куплены как ВЕЛС-2, один образец - как ВЕЛС-супер (контрольная закупка производилась в Москве) и еще один образец, похожий на подделку, был куплен и предоставлен для анализа самим "ЛУКойлом". Уже после внешнего осмотра упаковок специалисты предположили, что три из пяти образцов - подделки. Еще один образец - "Бог его знает". Все в нем хорошо, но вот слово "наддув" на этикетке написано с одним "д"... Немного забегая вперед, скажем, что дальнейшие исследования подтвердили догадки специалистов. Три образца из пяти действительно оказались подделками, а тот любопытный экземпляр, с ошибкой в слове "наддув" - вполне доброкачественным маслом. Результаты испытают. Основные результаты испытаний представлены в табл. 1. Здесь образец № 3 - масло, выдаваемое за ВЕЛС-супер, остальные - ВЕЛС-2. Учитывая, что не все наши читатели разбираются в химмотологии, мы попытались дать расшифровку некоторых терминов (да простят нас специалисты). Эти результаты позволяют точно сказать, что мы имеем дело с подделками "второго типа", то есть все три подделки - масла кустарного изготовления. Самый наглядный пример - образец № 3. При 100°С масло слишком жидкое, при минус 15°С - слишком густое, а при минус 20°С оно вообще застывает. Для специалиста очевидно, что в масле отсутствуют так называемые загустители, которые уменьшают зависимость вязкостных свойств от температуры. Заниженное щелочное число и повышенная коррозионная активность - тоже следствие недостаточного количества и качества присадок. В образцах № 1 и2 присадок больше, чем в образце № 3, но все-таки заметно меньше нормы. Образцы № 1 и2 определенно менее опасны для двигателя, чем образец № 3. Последний представляет наиболее "тяжелый"случай: такое масло пригодно разве что для смазки петель в сарае, но никак не для двигателя. Сами посудите: щелочное число, характеризующее способность масла к нейтрализации продуктов своего окисления, в 3,5 раза ниже нормы, а коррозионная активность - в 6 раз выше, чем у нормального масла. Ущер5. Сами по себе параметры масел интересны не всем. Куда важнее знать, что будет, когда мы с вами зальем такое "масло" в # двигатель. При оценке ресурса специалисты всегда базируются на имеющемся опыте эксплуатации. Но применить эти знания к нашему случаю вряд ли удастся, поскольку с такой продукцией двигателисты обычно не экспериментируют. Масла класса SE/CB, какими оказались две из трех подделок, допустимо применять на "жигулях", если не жалко машину, но лишь при условии, что нет "проколов" по отдельным параметрам (сам по себе класс масла по API оценивает лишь усредненные свойства). Например, исходя только из усредненных качеств, уменьшение ресурса от применения образцов № 1 и2 (класса SE/CB) будет незначительно. Но средневзвешенные * параметры мало что показывают. Например, один из важных показателей масла - щелочное число. Оно у подделок заметно ниже нормы - следовательно, при эксплуатации такое "масло" надо менять чаще, чем нормальное. Как это учесть? Для образца № 3 (класса SB/CA) снижение ресурса двигателя, в отличие от первых двух подделок, окажется весьма существенным. Повторимся: в современных двигателях такое масло неприменимо вовсе и лучше его нигде (разве что в бытовых целях) не использовать. А теперь попытаемся оценить потерю ресурса двигателя по самому "убойному", в прямом смысле этого слова, параметру. Коррозия медного стержня (стандартный тест) • при испытаниях всех без исключения подде- ' шшргхудшем случае ресурс на "левом" масле будет исчерпан - двигатель просто выйдет из строя. Вероятность такого исхода, к сожалению, велика (см. масло № 3 в таблице). Спасение утопающих - Зедо рук... Эту мудрость в нашей стране должен помнить каждый, тем более автомобилист. Давайте спросим у специалистов, как они по внешнему виду упаковок почти безошибочно угадали, какое масло настоящее, а какое подделка. Вот что они рассказали (табл. 2). А теперь поясним фразу "отсутствует дата изготовления". На этикетке доброкачественного масла против слов "дата изготовления" должны быть нанесены (как будто выдавлены горячим клеймом на канистре) сами цифры. Таким должен быть оригинал. Если цифры пропечатаны на самой этикетке - это подделка. Жулики могут ставить штемлок шла быстрее не на 20-30%, а в 5-7 раз! Это означает, что в 5-7 раз выше скорость окисления цветных металлов, используемых во вкладышах. Как оценить эквивалентную потерю ресурса в этом случае - пытаться учесть замену вкладышей через 20-25 тыс. км, а капремонт через 35-40 тыс.? А как учесть, что один из образцов теряет текучесть не при минус 35°С, как положено, а при минус 20°С? Выходит, попытки завести двигатель "с буксира" при минус 25°С закончатся почти гарантированной поломкой. }(а кого $К пошлет? Можно ли оценить, какой процент автовладельцев страдает от подобного обмана и каков ущерб от него в масштабах страны или, хотя бы, города? Давайте попробуем. В нашем случае процент подделок оказался высоким - два образца из четырех, то есть ровно 50% (напомним, один образец-подделку выловил и предоставил сам "ЛУКойл", он не в счет). По другим данным, подделок в торговой сети все-таки меньше - от 5 до 12%. Даже если исходить из оптимистических оценок, приняв за фальшивку только каждую десятую канистру, то получается, что хоть один раз среднестатистический автомобилист зальет в двигатель своей машины просто дрянь. Тот, кто не брезгует покупать масла в сомнительных торговых точках, рискует куда больше. Истории о двигателях, прошедших до капремонта тысяч шестьдесят, а иногда втрое меньше, приходится выслушивать довольно часто. Порой сказывается брак в двигателе, но основная причина столь "смешного" ресурса - выбор масла по принципу "что под руку попало". Насколько даже одна заправка непонятной "технической жидкостью" снижает срок службы мотора? Все зависит от того, насколько "качественно" выполнена подделка и как мотор эксплуатируется. Но вСвойство масла Наш комментарийтпели, как раньше на билетах в кино, - это тоже дешевый трюк, не попадитесь на него. Конечно, мы проанализировали лишь один конкретный случай, касающийся подделок под "ЛУКойловские" масла, но и это показательно. Этим. Борьба со всяким злом может быть упорной, но неэффективной, если вести ее одиночными выпадами на страницах отдельно взятого журнала. Но если каждый член "зарулевского братства" расскажет хотя бы одному знакомому, как отличить подделку от настоящего масла, а тот, в свою очередь, просветит еще кого-нибудь, то нас будет уже более миллиона. А если среди читателей попадутся шибко грамотные, которые Закон читали о правах потребителя... А там, глядишь, другой производитель масел со страниц журнала расскажет, как правильно выбирать его продукцию. Может, сообща одолеем, изведем подпольщиков?.. Александр БУДКИН Фото Владимира Князева Редакция благодарит 25-й ГосНИИ МО РФ и НК "ЛУКойл" за предоставленные материалы.Таблица 1 (в скобках указаны значения 1ля образца № 3) i Нормальное значение параметра Вязкость кинематическая при 100"С. сСт Вязкость динамическая. сПз.при-15,С(-го-С) Температура потери текучести. =С Щелочное число, мг КОН/г при услов. температ. работы масла Определяет легкость пуска зимой Пуск двиг теоретич. невозможен Антиокислительная стабильность Короозия медного стержня Стандарт тест на корр % Т=230=С. t=3 ч Огггическ. плотность ОП акт. с цвета, металл. Комплексный контрольн показа-ель Заявленн. класс по АР! Фактич. класс no API чем ниже.т^° образцов111,926.4441439.93250412,1511.89.3-12.5 (12.5-16.3)не соотв. не соотв. не более 3500 4400 2745 2920не соотв. не соотв. не выше минус 3536•0 23.3323,0•6 3 7,5 1.7 0.2SF/CC SF'CC-36 6.8 1.90.22не соотв. не соотв. не менее 5.0 (9,5-11.0)5.010.3не соотв. не соотв. 10,4 10.2ем лучше 0.39 0.36чем чиже. тем выше класс качеств 1046SF/CD SB/CAУсловный уровень качества см. вышеSF'CCSF'CC SE'CBSF'CC SF/CCТаблица 2 Герметичность Пробка без защитыSE/CBне соотв. не соотв не соотв. ВыводСостояние этикетки Качество бумаги нормальное. но этикетка только с одной стороны канистры, а не с двухПодделка Подделка ПодделкаНорм.Норм.Образец № 1 ВЕЛС-2 подделкаДата изготовления Не указанаСсылка на сертификат Отсутствует№2 ВЕЛС-2 подделкаКачество бумаг/ и клея плохоеЗащита пробки нарушенаНе указанаОтсутствует, одобоено к применению АС "АвтоВАЗ"№ 3 ВЕЛС-супер подделкаКачество бумаги и клея плохоеЗащита пробки нарушенаНе указанаОтсутствует, одобоено к применению фирмой "Мерседес-Бенц" и институтом НАМИ№4 ВЕЛС-2 нас-оящееКачество бумаги и клея нормальноеЗащита пробки не нарушена26.02.97Сертификат № РОСС. АЯ02Н04874 от 19.04.96. Одобоено АО 'АвтоВАЗ'№ 5 ВЕЛС-2 настоящееКачество бумаги и клея нормальноеЗащита пробки не нарушена'003.97Сертифика- № РОСС. АЯ02Н04874от 19.04.96. Одобрено АО 'АвтоВАЗ" ЗА РУЛЕМ 11/9779