125
ГАЗ-53Автомобиль ГАЗ-53 появился в 1961 году и первоначально до 1964 года - оснащался шестицилиндровым двигателем, затем известной V-образной "восьмеркой". ГАЗ-53 продержался на конвейере до января 1993 года и тем самым побил тридцатилетний рекорд ГАЗ-51. Был он основным в транспортных предприятиях городов, занимавшихся перевозкой продуктов и промтоваров, служил заправщиком комбайнов на селе, молоковозом, самосвалом и т. д. Сейчас, когда потребность в грузовиках такого класса сократилась, многие хозяйства либо списали старые автомобили, либо продали частным лицам, оставив себе поновее. Тем, кто купил подержанный ГАЗ-53 или его модификацию, расскажем о некоторых особенностях этого автомобиля. Двигатели, изготовленные Заволжским моторным заводом, заметно отличаются один от другого качеством сборки. Объединяет же их, как правило, один главный недостаток - течь масла из-под прокладок. Поэтому при ремонте двигателя не поленитесь дополнительно нанести герметик: потратившись на него, вы больше сэкономите на сохраненном масле. Сначала двигатели имели центробежную систему очистки масла, более поздние - бумажный фильтрующий элемент. Если в первом случае достаточно было разобрать и промыть "центрифугу", то на модернизированном (заводской индекс ЗМЗ-53-11) замену фильтра надо проводить более аккуратно: в основании корпуса есть уплотнительное кольцо, при неправипьной установке которого может пропасть давление масла. Поэтому для надежности кольцо лучше менять вместе с фильтром. Не следует удалять или отключать масляный радиатор (особенно летом) - он обеспечивает дополнительное охлаждение двигателя. Не забывайте смазывать водяной насос, тогда он прослужит дольше. После пробега 100 тыс. км желательно заменить поршневые кольца и вкладыши коленчатого вала. Эту рекомендацию завода-изготовителя игнорировать не стоит. Сцепление. Его механический привод, несмотря на архаичность, довольно надежен и долговечен, как и ведущий диск (в народе - "корзина"). Менее долговечен ведомый диск. Одна из причин кроется в том, что водители часто трогаются на пустом автомобиле со второй передачи. Если вы хотите реже менять ведомый диск - трогайтесь всегда на первой. Не забывайте также чаще смазывать выжимной подшипник, для этого к нему должен быть прикручен специальный шланг. Если его нет, а выжимной подшипник пора менять, то вместо штатного установите "волговский". Для этого надо лишь чуть проточить посадочное место на муфте. Эта небольшая переделка избавит вас от трудной процедуры смазки (на "Волге" устанавливают необслуживаемые подшипники). Коробка передач. Следите регулярно за уровнем масла и проблем не будет. Часть машин комплектовали коробками с синхронизатором лишь на III и IV передачах, причем по внешнему виду коробки это трудно определить (у новых машин приклеивали бумагу на ветровое стекло "КПП Г51"). Поэтому для подстраховки пользуйтесь двойным выжимом, как на ГАЗ-51. Это и сохранит синхронизаторы, и продлит срок службы шестерен. Карданный вал. Если своевременно подтягивать карданные болты и через каждые 2-3 тыс. км смазывать крестовины и подвесной подшипник, менять их придется нескоро. Задний мост, на мой взгляд, имеет очень удачную конструкцию. При регулярной проверке уровня масла он не вызовет у вас головной боли. Передний мост немного требовательнее. Шкворневое соединение даже при регулярной смазке служит до замены 120-150 тыс. км. Такая же ситуация с наконечниками рулевых тяг. Замена их не вызывает осложнений. Другое дело шкворневые соединения. Если их своевременно не смазывать, то для того, чтобы заменить, придется попотеть. Тогда потребуются кувалда и хороший клин. Чтобы упростить процедуру, снимите крыло или проделайте отверстие в брызговике крыла и ломом выбейте "ненавистный" шкворень. Рулевой механизм - надежный, неприхотливый в работе. Жаль, что без гидроусилителя. Тем не менее передаточное число механизма позволяет довольно легко управлять автомобилем. Кабина и оперение. Кабина ГАЗ-53 это аналог американских моделей конца 50-х годов. Как иу всех наших грузовиков, она нуждается в дополнительной антикоррозионной обработке. Наиболее подвержены коррозии пол, особенно в местах крепления к раме, и бока, закрытые крыльями. Рабочее место водителя довольно аскетично, тем не менее на щиток приборов выведена практически вся необходимая информация. Окраска кабины и оперения произведена добротно, и если за покрытием ухаживать, оно долго сохраняется. Диски, колеса. При снятии и установке колес обязательно запасайтесь гайками, шпильками и футорками (особенно для задних колес). Дело в том, что при откручивании колес вы, как бы ни старались, обязательно сорвете резьбу. Советуем ежедневно контролировать давление в шинах, дабы продлить срок их службы. В зависимости от того, радиальные они или диагональные, ходимость составит от 10 до 30 тыс. км. Тормоза. На автомобиле установлена гидравлическая тормозная система. С 1961 по 1986 год она была одноконтурной, после модернизации (заводской индекс машины ГАЗ-53-12) стала двухконтурной, с двумя вакуумными усилителями и главным тормозным цилиндром новой конструкции. Недостаток ее в том, что вакуумные усилители расположены на раме под кузовом и поэтому подвержены воздействию агрессивной окружающей среды. Для увеличения срока службы желательно закрыть их брызговиком. Раз в год меняйте тормозную жидкость. На первых моделях использовалась рабочая жидкость ГТЖ ("зеленка"), на последних - "Нева". Тормозные колодки требуют замены при езде по городу через 30-40 тыс. км. Учтите, что промышленность выпускает ремонтные накладки, поэтому вам придется воспользоваться услугами токаря, так как надо будет протачивать барабан или новые колодки, а то и все вместе. Не ищите самодельщиков, лучше обращайтесь в автохозяйства, где у работников больше опыта. Рассказ получился бы неполным, если не упомянуть о том, что к ГАЗ-53 подходят некоторые запасные части от легковых автомобилей ГАЗ, а также машин Ульяновского автозавода. А самое главное - машину в случае поломки отремонтируют в любом гараже. Москва Владислав КОЗЬКОЗА РУЛЕМ 11/97 125