158
АвтолюбителейТТУЧШЕ ЧЕТЫРЕ J1 ОДИНАКОВЫХДо позапрошлой зимы я круглый год ездил на "Таврии" с шинами Бл-85, поскольку тогда у меня альтернативы, как говорится, не было. А обуться на зиму "как люди", хотелось очень. И вот мечта сбылась - в магазинах "Колесо" появилась замечательная во всех отношениях "НокияNRW" 155/70R13. Я сразу купил два баллона и установил на передок своей "Таврии", оставив сзади полуизношенные Бл-85. Почему на передок? А куда же еще, думал я: передние колеса и тянут, и при торможении на них основная нагрузка. А задние колеса в переднеприводных машинах, как я считал, не требуют особого внимания - катятся себе и катятся. Как раз в тот день, 2 ноября, пошел сильный снег. Отъезжая от мастерской шиномонтажа на новых покрышках, я был поражен разницей с "бээлкой" - на мокром снегу машина уверенно разгонялась и тормозила, а срыв передних колес в юз происходил очень мягко. Умеют же делать! И когда вечером мы с женой отправились на дачу, я не переставал радоваться послушности машины, несмотря на идущий снег. По моим ощущениям, машина стала цепко держаться на дороге, и это позволило ехать по свежему влажному снегу со скоростью 60-70 км/ч без напряжения. Я обгонял очередной грузовик, но его водитель, хам, нарочно "притопил", и мне пришлось немного увеличить скорость. Машина послушно ускорилась, даже не пытаясь уходить со своей траектории. Обхожу КамАЗ, очень плавно чуть сбрасываю газ и метрах в двадцати перед ним постепенно ухожу правее, на свою полосу. И вдруг без видимой причины, без каких-то намеков задняя ось резко срывается в занос и уходит влево, разворачивая машину. Нормальное явление, я не волнуюсь - раньше специально тренировался выравнивать машину при заносе - чуть прибавляю газ и корректирую движение машины рулем. Но задок, замерев на мгновение, резко пошел в обратную сторону с еще большей скоростью... Так задняя часть машины, все больше болтаясь из стороны в сторону, как на льду, после третьего качка закрутила машину по часовой стрелке. Я, наконец, понимаю, что сейчас что-то будет, но сделать уже ничего не могу. Когда перед носом развернувшейся уже на 180 градусов машины из снежных брызг выплыли фары того же КамАЗа, время пошло как в замедленной съемке. Нас крутит дальше, мы уже скользим правым боком, задок дергается и проваливается куда-то вниз... Бью по тор158 ЗРЛМ1 / 7 А УЕ 19 Сегодня не надо объяснять, что зимой, особенно по заснеженным дорогам, лучше ездить на зимних шинах. Но когда нет денег на полный комплект или хочется сэкономить, покупают лишь две. Что из этого получается, рассказывает Юрий ЕЛИСЕЕВ. мозам. В этот момент в свете фар бессмысленно сигналящего сзади КамАЗа за фонтаном снега из-под моих колес дорога обрывается, и среди придорожных кустов возникает ствол березы. "Держись за сиденье! Ложись вниз!" - кричу жене, сам впиваюсь в повернутый до упора влево руль... Машина, совершив полный оборот, оказывается уже на откосе - ее несет вперед и вниз, к той березе... Пара секунд до переворачивания и удара о дерево растягивается на полчаса: в голове проносятся мысли, где я буду покупать новый кузов, смогу ли поменять его сам или придется вызывать эвакуатор и тащить машину на станцию... Ерунда - главное, самим уцелеть! Все! Переворачиваемся! Вскользь наплывает ствол березы, я левой рукой держусь за руль, правой прижимаю жену подальше от двери и вниз, придорожные кусты в свете фар ложатся влево, удары прутьев о бампер... Эх, береза, а еще мое любимое дерево, я так люблю постоять под ней в лесу! "Держись! Аааааа...". ...Открываю глаза - тишина. КамАЗ так и не остановился. "Как ты? Все в порядке?" - "Да..." Чувствую, что и сам цел. Не пойму, что произошло: черное небо слева, заснеженные кусты и земля справа... Машина, прочесав с заблокированными колесами по крутому заснеженному откосу, остановилась почти параллельно дороге. А береза стоит себе, нетронутая, в нескольких сантиметрах от правого края крыши. Медленно мы передвигаемся вверх, к левой двери, я вылезаю, придерживая машину, помогаю выбраться жене. Правое заднее колесо в воздухе. На дороге остановилась "шестерка" и трое мужиков спешат к нам. А машина? Что удивительно - ни царапинки! Не упала на бок и не перевернулась. Повезло просто. Потом кто-то поймал грузовик, помогли машину вытащить из кювета. Трогаюсь - все в порядке... А испугались мы, уже приехав на место. Вы догадались, в чем было дело? Я давно привык к поведению своей машины, чувствовал, как она держит дорогу, и исходя из этого выбирал скорость. Резко улучшившееся сцепление передних колес на зимних шинах создало иллюзию полного контроля над автомобилем - машина уверенно ускорялась, хорошо тормозила... Когда все колеса были одинаковые, машина, потеряв контакт с дорогой, плыла наружу поворота, не проявляя склонности к вращению. Теперь же, когда сцепление задних колес стало значительно хуже, чем передних, машина в повороте стремится ф уйти во вращение, создавая опасную ситуацию. Так что устанавливая вперед зимнюю резину и оставляя сзади обычную, водитель, наоборот, создает серьезную угрозу своей безопасности. Не лучше, если вы тормозите на льду, а шипы только на передних шинах - мой друг побывал в такой ситуации и на следующий день разорился на вторую пару шипованных шин. На машине с любым приводом сцепление задних колес с дорогой должно быть не хуже, чем передних. А на одинаковых шинах глубина протектора должна быть одинаковой. На переднепри- ф водных машинах ставить назад зимние, оставив спереди обычные шины, вообще бессмысленно - на легком задке они не могут заметно лучше тормозить машину, а на поворотах она упрямо будет пытаться ехать прямо. Я на следующий день попробовал покрутиться на заснеженной площадке задняя ось при определенной скорости на повороте резко срывалась в занос и закручивала машину. Как же я раньше не заметил... Обратно мы ехали медленно. На следующий день я занял у соседей 150 долларов и купил такую же резину назад. На я первый взгляд - никакой разницы. Но, выехав вечером на ту же площадку и вдоволь покатавшись по ней, я понял, что машину стало невозможно закрутить даже при желании - при повышении скорости в повороте ее просто немного сносило вбок и, даже специально пущенная "ручником" в занос, задняя ось легко восстанавливала контакт с дорогой. Короче, друзья, если хотите сэкономить, не покупайте на ваши "самары", "таврии" и иже с ними только два зимних баллона. А если купили, то поставьте их не на переднюю ось, а на полку в гараже и отправляйтесь потихоньку в магазин за второй парой на четырех летних колесах. Не ф испытывайте судьбу!