160
/автолюбителей55L JE ПО СЕНЬКЕ ШАПКА"Иметь на своей Таврии" двигатель от "восьмерки" мечтает едва ли не каждый владелец. Не был исключением и наш автор. О том, хорошо ли быть владельцем малосерийного ЗАЗ-1122, рассказывает Юрий ЕЛИСЕЕВ, известный читателям как большой знаток этой машины (см. ЗР, 1996, № 4 и 8; 1997, №6). В Таврии" же ему приделали четвертую - это все та же "таврическая" верхняя правая опора, но привернутая не к блоку, как на родном моторе, а к двум хиленьким шпилькам впускного щелчки. Оказалось, торец одного из клапанов был косым - заводской брак. Про коробку передач 2108, сравнивая ее с "таврической", кратко сказал бы так: масла много, а толку маКогда пробег моей старушки Таврии" перевалил за 230 тыс. км, мысль о том, что пора подыскивать ей замену, стала навязчивой. Брать новую Таврию" в магазине не хотелось - в тот период в продаже были лишь машины простейшей комплектации: без тканевой обивки, обогрева и очистителя заднего стекла, не говоря уже о чешских фарах с гидрокорректором, и, что особенно существенно, без карбюратора "Солекс". И тут подвернулась подержанная машина со всем вышеперечисленным, очень свежая и, главное, с двигателем и коробкой передач ВАЗ-2108. Первое впечатление от управления "Супер-Таврией" было противоречивым. Я ожидал, что двигатель будет не только более мощным, но и менее шумным. Оказалось, нет. Меня, привыкшего к достаточно тихой работе родного движка, удивил сильный гул в салоне при оборотах двигателя 4000-4500 в минуту, тугое сцепление и жесткий ход рычага переключения передач. Неприятно также и характерное "рычание" шарнира на валу управления переключением передач - он имеет люфт и при вибрациях силового агрегата "дробит", особенно сильно при скорости 110-120 км/ч на высшей передаче. С тем, что "запаска" теперь будет жить в багажнике, а не под капотом, я заранее смирился. Но это все минусы. А плюсы? Как показалось, их всего два: заметно возросшая динамика машины и... дурацкое ощущение, что двигатель-то "восьмой", как иу презирающих тебя "самар", так что при желании ты можешь их обойти. Только вот - зачем? Опытные автомобилисты знают, что для себя отечественный автомобиль (отнесем сюда и Таврию") нужно перебрать, чем яи занялся после покупки машины. Прочитав статью "Восьмое" сердце Таврии" (ЗР, 1997, № 4), я, к своему огорчению, обнаружил, что выполнены далеко не все доработки кузова под другой мотор, заявленные заводом. Во-первых, никаких усиленных лонжеронов тут не увидел - все как обычно, а об отсутствии привычной "таврической" "лыжи" - продольной балки моторного отсека - остается только пожалеть. Во-вторых, "специальные" кронштейны подвески двигателя не только безобразно изготовлены, из-за чего уже имели трещины, но и еще хуже спроектированы. Это обнаружилось уже при первом троганье задним ходом: отклоняясь вперед, силовой агрегат ударял кронштейном генератора по правой реактивной тяге, противно дребезжа. Замеры показали, что двигатель висит слишком низко, да еще и косо. Пришлось переделывать передний кронштейн, чтобы сдвинуть мотор чуть назад и приподнять. Но это - полбеды. На ВАЗ-2108 силовой агрегат, как известно, покоится на трех опорах. 160 ЗРЛМ1 / 7 А УЕ 19Слева - Таврия" с двигателем МеМЗ-245, справа - с двигателем ВАЗ-2108. коллектора. И если вазовские подушки опор ло. Конечно, я допускаю мъюль, что ЗАЗ мог мягкие, с большим ходом, то эта, дополнительприобрести по дешевке и некондиционные агная, подается от силы на пару миллиметров. регаты. Соответственно, на нее и эти две бедные Все остальные дефекты оказались знашпильки приходится основная нагрузка. Когда комыми, "фирменными": голые (без грунта) и кронштейн ломается, владельцы его усиливаржавеющие уже на заводе внутренние полоют, приваривая дополнительные ребра. Когда сти, которые нужно "тектилить" вплоть до обламываются шпильки - их заменяют на крыши, непременно стучащий рулевой мехапрочные болты. После этого снова не выдернизм, незатянутые гайки и болты в салоне и живает кронштейн... т. д. Не закреплен был даже кронштейн рулеЯ поступил иначе - отремонтированный и вой колонки, так что баранка не только враусиленный кронштейн приспособил к подушке щалась, но и ходила вверх-вниз, как штурвал от "сорокового" "Москвича". По размерам она самолета. идеально подошла, а благодаря своей мягкоЧтобы довести машину до ума, работал сти, которую я еще увеличил, подточив резину, много. Переделал почти всю схему электрозначительно снизила знакопеременные наоборудования. Например, изменил алгоритм грузки в этой точке, устранив причину поломок. работы очистителей и омывателей стекол, Из описанных в той статье прочих измевведя прерывистый режим, сделал отдельным нений конструкции под вазовский мотор я на включение противотуманных фонарей. Как досвоей Таврии" обнаружил немного. Например, полнительное оборудование смонтировал очипередний жгут электропроводки оказался стители и омыватели фар, а также проводку обычным, от ЗАЗ-1102. Разве что два провода магнитолы, сигнализации и другие мелочи. Пек датчикам удлинены, причем места соединеределал корпус воздушного фильтра и установил автоматический регулятор температуры. ний замотаны изолентой. Трос сцепления был проложен так, что не Поставил шины "Кумхо" 165/70 - машина помог не перетираться (первый хозяин поменял шла заметно мягче и тише, а, главное, колеса его после 10 тыс. км). Положение улучшил перестало пробивать до обода на выбоинах специально изготовленный крючок, направлядорог. Это позволило ездить без камер, что гораздо удобнее. ющий трос у входа в кронштейн коробки. Справедливости ради отмечу, что и изгоВ дальнейшем выяснилась еще одна осотовитель двигателя - ВАЗ по части дефектов бенность Таврии". Как известно, на углы устане отстал. Сцепление работало рывками, за новки задних колес у нее никто внимания не какие-то 20 тысяч практически полностью изобращает, поскольку они заданы геометрией носился ведомый диск. Под клапанной крышбалки подвески и не регулируются. Но мне покой временами раздавались непонятные неволе пришлось этим заняться (см. рис.). Ког-