•ppСПОРТПЛОХИЕ ДОРОГИ?На многих российских ралли гонщики все время жалуются: дескать, дороги страшно неровные, камней много... Просто они никогда не были на юге Балканского полуострова. Наиболее известное из греческих ралли "Акрополис" считается самым "убойным" в программе чемпионата мира. Не отстает от него по "качеству" и другая популярная гонка - ралли "Эльпа-Халкидики". На этом этапе чемпионата Европы с наивысшим коэффициентом сложности недавно выступили две сильнейшие раллийные команды из России. Помимо "убойности", полностью грунтовое ралли "Эльпа-Халкидики" славится еще и завидной компактностью - на 700 с небольшим километров дистанции приходится 300 км скоростных участков с разнообразным покрытием и профилем. Горные серпантины чередуются с ходовыми участками в долинах, темп езды постоянно меняется, из-за этого крайне сложно настроить машину. Камни, выбоины и колдобины - повсюду, однако их размеры и количество неодинаковы. Что, впрочем, никак не влияет на общую характеристику трассы. Она - настоящий "пожиратель шин", так что уничтожить здесь за два дня комплектов десять добротной резины - пара пустяков. Тем не менее гонщики, всерьез рассчитывающие на награды чемпионата Европы, пропустить "нехорошую" гонку не могли - зачетные очки нужно набирать. Вот и на этот раз "Эльпа" привлекла более 80 экипажей из 12 стран, в том числе три российских. Впрочем, команда "Александров-ралли" не ставила перед собой каких-то сверхзадач. Ее экипаж Сергей Успенский - Алексей Щукин, завоевав звание чемпионов России, приехал сюда, как говорится, себя показать и на других посмотреть. Похожие цели были иу другой нашей команды "Газпром ралли тим" вот, уже третий год упорно штурмующей вершины европейского ралли. Досадно, конечно, но руководство команды давно не может сделать окончательный выбор. Начав сезон с Сергеем Алясовым и Андреем Жигуновым, "Газпром" "на переправе" неожиданно поменял "коней". В качестве ударного экипажа в Греции выступил ижевский дуэт Сергей Балдыков - Антон Зиновьев. А экс-штурман Алясова Виктор Тимковский стал напарником дебютировавшего за рулем раллийного автомобиля московского баггиста Александра Желудова. Первую половину двухдневной гонки россияне провели с максимальной осторожностью. Однако совсем избежать неприятностей не удалось. И если Балдыков просто по110 ЗА РУЛЕМ 11/97 терял драгоценное время - капризничала задняя подвеска его "Форда-Эскорт-RS-Koсворт", отказала турбина наддува, то молодой Желудов быстро прекратил борьбу изза поломки привода, приведшей к сильному и гибельному для "Форда" удару о камни. Впрочем, трасса никому не делала поблажек. В первый же день сошли главные фавориты и кумиры местных болельщиков - греки Арис Вовос и Леонидас Киркос. Вовос, к примеру, вылетел за пределы дороги и просто "посадил" свой "Субару-Импреза WRC" на камни. Балдыков и Успенский на финише первого этапа оказались на весьма достойных позициях - четвертой и пятой. И на старт второго вышли совсем с другими намерениями - попытаться "нажать" и попасть в тройку призеров. Сергей Успенский тут же столкнулся с проблемой надежности "Субару-Импреза". Одна за одной выходили изIстроя стойки передних амортизаторов. Когда кончились запасные, механикам "Александров-ралли" пришлось заниматься "превращением" задних стоек в передние... Между тем, трасса продолжала "косить" всех без разбора - покинули трассу "эскорты" чемпиона Турции Волкана Изика и одного из сильнейших в Европе "грунтовиков" француза Жан-Пьера Ришельми. Нежданно-негаданно впереди россиян оказался лишь один уцелевший соперник поляк Кшиштоф Холовчик, кстати, лидер чемпионата. В итоге Балдыков финишировал вторым, и теперь у него даже появились шансы попасть в призеры первенства,•а Успенский занял третье место. Ну что тут скажешь?! Просто парадокс: ругаем плохие дороги, а часто успеха добиваемся именно там, где они хуже всего! Сергей ЗИНОВЬЕВ Фото Андрея Клещева ЧИТАЙТЕ В ОДИННАДЦАТОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА "АМС-АВТОМОТОСПОРГ"Ну и грязища! - пытаясь свести вместе разъезжающиеся, как на катке, ноги, выпалил Дидье Ориоль на финише последнего спецучастка в первый день ралли "Индонезия". - Честное слово, я предпочел бы проехать доп на "сликах" по льду, чем так мучиться!" Коричнево-красное месиво, в которое тропический ливень превратил в одно мгновение дороги острова Суматра, стало, пожалуй, главным испытанием очередного этапа чемпионата мира по ралли. Добавьте к этому 40-градусную жару и 90-процентную влажность, и станет понятно, почему даже самые отчаянные любители прогнозов предпочитают держать при себе предположения по поводу исхода этой корриды в грязи.ШтшШтшшШШВЕ^КОНЕЦ ПОНа лице Ари Ватанена, обычно невозмутимом, иногда чуть ироничном, появился оттенок грусти, когда посреди казахстанских степей на очередном бивуаке "Мастер-ралли" речь зашла о прощальном выступлении команды "двойного шеврона" на ралли-рейдах. Новый регламент Кубка, вступающий в силу уже на очередном "Дакаре", запрещает участие сверхдорогих заводских спортпрототипов группы ТЗ - таких, как "ситроены-ZX". Пожалуй, не о победах, одержанных в ралли-рейдах, счет которым,DШШШШРОДОСЛОВНОЙвозможно, приостановится с уходом команды "двойного шеврона", взгрустнулось экс-чемпиону мира. Слишком много воспоминаний, радостных и трагичных, связывает Ари с французской машиной. Как это ни покажется странным, все началось в далеком 1984 году, правда, не с "Ситроена", а с его прародителя - "Пежо-205Т16". Вот как далеко - на трассы чемпионата мира по классическому ралли, где царили тогда сверхмощные машины группы В, уходит своими корнями родословная "ситроенов".ПО\шш®шПО-НИЖЕГОРОДСКИМонте-Карло, Хельсинки, По, Москва, Санкт-Петербург - что роднит эти города применительно к автоспорту? Не мучайтесь над ответом - их объединяет то, что по улицам этих городов проводятся кольцевые автогонки. Только если за рубежом состязания на импровизированных автодромах - скорее, дань традициям, то у нас - единственно возможный выход. Ведь, как известно, все кольцевые трассы после распада Союза остались за пределами России. Городские гонки - дело, безусловно, сверхдорогое и небезопасное. Но деваться некуда - вот и приходится проводить состязания на мало приспособленных к этому дорожках стадиона имени Кирова, как в Питере, или Воробьевых гор, как в Москве. Еще более оригинальное место избрали для проведения собственного "кольца" организаторы "Большого приза АО "ГАЗ". В отличие от своих зарубежных и отечественных собратьев, использующих городские улочки, нижегородцы превратили в арену для состязаний путепроводную развязку! Под стать необычной дистанции оказались и результаты нижегородских состязаний...с. А ТАКЖЕ:^ ^Г ^ ^ б ёждает Вильнев.ЗА РУЛЕМ 11/97 111