дитель "Арктик теста",Арьеплуг - маленький городок в самом сердце шведской Лапландии. Вокруг красивейшие, но малолюдные места. Сейчас там уже зима, которая продлится до апреля. Морозы до -30°С, снег по пояс - в общем, идеальное место для зимних испытаний автомобильной техники. Этим пользуются многие европейские фирмы. На специально построенном полигоне, да и просто на дорогах вокруг городка можно встретить еще засекреченные новинки. Например, "Мерседес-А" появился здесь намного раньше, чем на премьере в Женеве. Немало шпионских снимков новой техники сделано пронырливыми репортерами в Арьеплуге. Однако прошедшей зимой автомобильные журналисты прибыли в Лапландию совершенно официально, на мероприятие под названием "Зимняя езда", устроенное фирмой "Скания". Об особенностях зимнего вождения и, главное, о способности грузовика работать в тяжелых условиях холодов шведы, конечно, знают немало. И больше всего - специалисты "Скании". Лесть? Нисколько. Вот доказательства. "АРКТИК ТЕСТ" Так называются традиционные испытания тяжелых грузовиков, организуемые группой северных автомобильных журналов. Наш "проводник" - шведское издание Trafik". В тесте участвовали: "Вольво-FH 12 XL", "Сису-Е11", "Мерседес-Актрос-1840", "РеноПремиум-385 18Т" и "Скания-И1241-А" - все двухосные тягачи с одинаковыми полуприцепами. Моторы мощностью 380-400 л. с. (рабочий объем 11-12 л), полная масса каждого автопоезда - 40 т. За пять дней караван преодолел 910 километров по северным территориям Норвегии, Швеции, Финляндии. Цель была - определить лучший "зимний" грузовик. Победу одержала "Скания", опередив конку24 З РУЛЕМ 11/97 Арентов по нескольким показателям (субъективным и объективным). Самый главный - экономичность. Средний расход топлива у "Скании" - 36,8 л/100 км, следом с небольшим отрывом идут "Актрос" и "Вольво" (37,3 и 38,0 л/100 км соответственно), четвертый - "Премиум" (38,4), на последнем месте - "Сису" (40,9 л/100 км). Испытатели отметили тяговитость и эластичность, а также "типичное ощущение двигателя "Скании", которое трудно передать словами". (Позже я все-таки попробую это сделать и прокомментирую результаты теста.) Почти все время машины шли по обледеневшим и заснеженным дорогам. На одном из подъемов пришлось даже использовать цепи противоскольжения. Некоторые, впрочем, обошлись без них - ледяной склон с первого раза одолели "Сису" и "Скания". Высокую оценку заслужила коробка передач "Скании" - по мнению испытателей, самая удобная из всех механических. "Приглянулся" ретардер (тормоз-замедлитель) - это гидромашина, эффективно переводящая механическую энергию в тепловую. И наконец, кабина. Шведы по удобству работы водителя вышли вперед. "Вольво" и "Скания" набрали равное число баллов за эргономику, комфорт, шумо- и теплоизоляцию. Особо отмечен великолепный дизайн "капитанского мостика" "Скании". Самый ощутимый минус модели 124 LA большая собственная масса. При загрузке автопоездов до полной массы (40 т) "Актрос" принял на борт на 540 кг больше балласта, "Премиум" - на 760 кг. Таковы вкратце результаты соревнований за Полярным кругом. Позже, в Арьеплуге, специалисты фирмы-победителя выступили в роли профессоров зимних дорог, а мы, журналисты, студентов. Результаты "Арктик теста" были уже известны автомобильной общественности, и, наверное, каждый старался найти им подтверждение в собственных ощущениях.На полноприводном (6x6) самосвале желающие штурмовали снежную целину. Заблокировав все пять (!) дифференциалов, проедешь где угодно.МЫ ЕДЕМ НА ПОБЕДИТЕЛЕ Организаторы были немногословны: "Сначала поездим по карьеру, потом сотнюдругую километров по шоссе и завершим программу на полигоне. Помните, что на дорогах очень скользко, так что аккуратней. По машинам!" Как я ни стремился сразу занять место за рулем точной копии победителя "Арктик теста", модели R124 LA - это не удалось: автопоезда пойдут только по шоссе. А сейчас карьер, рабочая площадка самосвалов. Таковых было четыре, все доверху загружены влажным тяжелым снегом. Пожалуй, наиболее интересные - два "капотника" (ЗР, 'АРКТИК ТЕСТ1997, № 4), на которых раньше почти не ездил. "Мой" - самый мощный, с 14-литровым дизельным мотором, развивающим 460 л. с. Дорога к карьеру - укатанный зимник, слепящий своей белизной под ярким солнцем. Осторожненько трогаюсь, плавно вывожу тяжелую машину на дорогу и, не торопясь, двигаюсь под уклон. Один поворот, второй, третий... А ничего, не так уж это и страшно одолевать незнакомую снежную трассу на новом для себя грузовике. Эх, рано обрадовался! Тронуться на небольшом подъеме перед Т-образным перекрестком не удается. Коллега передо мной прошел его с ходу, а мне пришлось притормозить и вот - беспомощно буксую на льду. Передачу повыше - никакого эффекта. А если так? Поднимаю третью ось (колесная формула этой машины 6x2), чтобы увеличить нагрузку на ведущую, и снова аккуратно отпускаю сцепление... С третьей попытки, немного раскачав грузовик, выбираюсь на перекресток. Честно говоря, до этого маленького происшествия я немного побаивался: грузовики все тяжелые, напичканные сложной аппаратурой (например, АБС, электронное управление впрыском), редкими для нашей страны устройствами (вроде подъемной оси, гидрозамедлителя-ретардера и т. п.) - справлюсь ли? А в управлении "Скания" оказалась на удивление легкой - к помощи хитрых агрегатов редаточные числа трансмиссии, плюс чертовски приятный на слух "рык" мотора, плюс отзывчивость на все пожелания водителя и при всем этом великолепная экономичность - вот что, пожалуй, составляет то самое "ощущение двигателя "Скании", Замечательным свойством мотор обязан неординарной конструкции - например, составным поршням, электронной системе управления и т. п. (подробнее - ЗР, 1996, № 1), А еще победитель "Арктик теста" примечателен тормозами. Они у него дисковые на всех колесах, что пока нечасто встретишь на тяжелых грузовиках ("Скания" предлагает диски как вариант комплектации). Антиблокировочной системой сегодня никого не удивишь, но на этом тягаче она лишь часть общей электронной тормозной системы (EBS), берущей на себя роль посредника между водителем и тормозными механизмами. Подобная схема реализована и на "Мерседесе-Актрос" (ЗР, 1996, № 11) - очевидно, это общий путь развития, указанный лидерами. Преимущества новой схемы бесспорны - выигрыш в тормозном пути благодаря быстродействию системы составляет несколько метров "жизни" (данные "Скании": при экстренном торможении с 80 км/ч тягач с EBS останавливается на 6м раньше соперника с традиционными тормозами). ЭКОНОМИЧНОСТЬ И МОРОЗ В сравнении с конкурентами "Скания" отличилась малым расходом топлива. А от чего вообще зависит экономичность? Конечно, от конструкции двигателя. А еще? Любопытны исследования специалистов фирмы, которые касаются "внешних" факторов, влияющих на расход топлива.При испытаниях тормозные диски нагреваются докрасна.0>•С холодами топливная экономичность автомобиля ухудшается - он будет потреблять на 1,5 л/100 км больше с падением температуры воздуха на каждые 10°С (данные для автопоезда массой 50 т). К тому же теплого топлива расходуется меньше, чем холодного. Солярки, охлажденной до -10°С, вы используете на 10% больше, чем подогретой до +30°С. Расход топлива зависит, в том числе, и от сопротивления качению, и от сопротивления воздуха. Так вот, после 70 км/ч рост скорости на каждые 10 км/ч увеличивает сопротивление качению на 2,5%. Уменьшение давления в шинах (а это неизбежно в мороз) на 1 кгс/см2 влечет рост на 10%. "Грубый" зимний рисунок протектора добавит до 15%. Еще факт в пользу неторопливости: уменьшение скорости с 90 до 80 км/ч понизит сопротивление воздуха на 20% и сохранит вам 2л топлива на каждые 100 км (напомню, данные для тяжелого грузовика). Плотность воздуха увеличивается на 4% при понижении температуры на 10°С. Это вызывает рост аэродинамического сопротивления и, естественно, расхода топлива - на 0,4 л/100 км. Конечно, это далеко не все параметры, работающие "за" или "против" экономичности. Они приведены как пример тщательнейшего отношения фирмы к проблеме эксплуатации грузовиков зимой. Учитывается буквально все - от возможного обледенения ступенек, ведущих в кабину, до вероятного сквозняка - в результате зимой "Скания" не доставляет никаких проблем, что и доказали нам в Арьеплуге. ...Лапландия, если вспомнить детские сказки, - родина Деда Мороза или СантаКлауса. Будь я на его месте, не раздумывая сменил бы оленью упряжку на что-нибудь помощней и поудобней - благо, подходящие "повозки" иногда подбираются совсем близко к его дому. Антон ЧУЙКИНВторой этап зимних испытаний - караван "ска' ний" на шоссе.Система EBS - в действии. Правые колеса тягача - на гладком льду, левые - на чистом асфальте. Режим экстренное торможение.быстро привыкаешь и начинаешь вовсю ими пользоваться. В общем, после карьера с подъемами, снежной целиной и всевозможными поворотами все журналисты подходили к 20-тонным грузовикам как к собственным легковушкам - привыкли. Ну вот, наконец, и наш герой - седельный тягач R124 LA, с новейшим на сегодня 12-литровым двигателем (6 цилиндров в ряд, максимальная мощность - 400 л. с , крутящий момент 1810 Нм при 1100-1500об/мин).Очень удачная характеристика крутящего момента (постоянство в большом диапазоне оборотов) плюс оптимальные пеЗА РУЛЕМ 11/97 25