16
17
GG'I [й" r>c-3Придать семейному автомобилю спортивные черты не так-то легко, если, конечно, речь не идет лишь о внешних атрибутах - спойлерах, накладках порогов и прочей "навеске". Самое сложное - сохранить приемлемый баланс между спортивностью и практичностью. Обычный водитель, владеющий темпераментным автомобилем, не должен испытывать неудобств. Помимо выдающихся ездовых качеств, ему подавай легкость управления, объемистый багажник, высокую пассивную безопасность, немалый ресурс агрегатов и прочие ценные свойства. Подобной стратегии отвечают новые модели "Вольво" с индексом "Т4" - самые быстрые машины семейства S40/V40. Справедливости ради отмечу - обычные седаны S40 и универсалы V40 обладают довольно яркой внешностью, не лишенной к тому же спортивных черт. Их дизайн вполне современный - стремительные линии, клинообразная форма кузова. Чтобы выделить S40/V40-T4, добавлено всего несколько штрихов. На эти автомобили устанавливают 'эксклюзивные" 16-дюймовые колеса из легкого сплава с шинами 205/50ZR16. Фары головного света тоже новые - составные двухсекционные, с гладкими рассеивателями без какого-либо рисунка. Довершает картину широкая овальная выхлопная труба. Своеобразный намек на мощный двигатель, который должен "дышать" свободно. Однако основные достоинства модели Т4 не снаружи, а внутри. Судя по данным изготовителя, у нее нерядовой мотор: "четверка" рабочим объемом 1855 см 3с турбонаддувом способна развить мощность 200 л.с. и момент 300 Нм в диапазоне от 2400 до 3600 об/мин. Много это или мало? Для наглядности сравним S40-T4 с большим "Вольво-850 -Т5", оснащенным 2,3-литровым пятицилиндровым силовым агрегатом мощностью 225 л.с. Удельный (с литра рабочего объема) момент - 162 Н-м/л у Т4 против 130 Нм/л у Т5. Надеюсь, комментировать эти цифры не надо. Попробовав автомобиль на ходу, могу подтвердить - двигатель действительно хорош. Впечатляют не только разгонная динамика и максимальная скорость. Он резвый, но не резкий - тяговит почти с холостого хода и, главное, не страдает четко выраженным "подхватом" на средних оборотах, который свойствен многим другим агрегатам с турбонаддувом. А вот звуковое сопровождение явно рассчитано на любителя быстрой езды. Стоит повернуть ключ в замке зажигания, как слух начинает ласкать жесткий и достаточно громкий Г рокот. С ростом оборотов он уси- ^ ливается, но так и не переходит в раздражающий шум. Все хорошо в меру, даже гоночный аккомпанемент. Думаю, не каждый захочет, чтобы в пути рев горластогоh^ u Ьmd!IDШ[AJ IbLilLLГРГТ7ГП."боевого" мотора перекрывал звук магнитолы (а она в "Вольво" есть, и неплохая). Спортивный стиль обычно подразумевает лишь один тип трансмиссии. "Вольво S40/V40-T4" комплектуют только механической коробкой передач от старшего модельного ряда S70/V70. Это пятиступенчатая, полностью синхронизированная (включая задний ход) коробка с тросовым приводом для мягкого и четкого переключения. Шасси седанов и универсалов Т4 основательно переработано. Стали жестче пружины, амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости. Для улучшения управляемости увеличен продольный угол наклона оси поворота колес. Кроме того, внесены изменения в реечный механизм рулевого управления и гидроусилитель. В стандартной комплектации модели Т4 оснащают подвеской "динамик", на заказ - вариантом "спорт" (она еще жестче, а дорожный просвет ниже на 20 мм) или "комфорт". Как новинки повлияли на поведение автомобиля? По сравнению с обычными S40/V40 ход подвески у темпераментных Т4 стал коро-"Вольво" S40-T4, V40-T4 - спортивные модификации (седан и универсал) семейства S40/V40 (ЗР, 1997, № 1). Автомобили оснащают бензиновы-1 ми четырехцилиндровыми двигателями с турбонад- В дувом рабочим объемом 1,9 л, мощностью 147 кВт/200 л.с. Коробки передач - только механические пятиступенчатые. Предусмотрено несколько вариантов подвески: "динамик" в стандартной комплектации, "спорт" или "комфорт" - на заказ. че, уменьшились крены в поворотах, повысилась чувствительность рулевого управления. Несмотря на более жесткие амортизаторы и пружины, машина осталась комфортной. Да, на неровностях потряхивает чуть сильнее, но на пологой волне раскачивает меньше. При этом дорогу держит отлично, виражи проходит уверенно. Короче говоря, шасси "динамик" - тот самый удачный компромисс между спортивностью и степенностью. Но ничто не дается даром автомобиль стал строже в управлении понятно, в разумных пределах. Во всяком случае, каких-либо специальных навыков от водителя он не потребует. Низко посаженный седан S40-T4 с подвеской "спорт" удалось попробовать на настоящей трассе для автомобильных кольцевых гонок. Конечно, "Вольво" далек от обутых в слики специально подготовленных монстров, что участвуют в чемпионатах. Но для дорожной машины справился с каскадом скоростных поворотов весьма неплохо. На гладком асфальте "кольца" трудно найти неровности, встречающиеся в повседневной жизни. Но стоило чиркнуть колесами бордюр, чтобы почувствовать - шасси "спорт" куда жестче, чем "динамик". Автомобили S40/V40-T4 оснащают мощными тормозами. Спереди - вентилируемые диски диаметром 281 мм, сзади - диски диаметром 260 мм. Помимо вакуумного усилителя и антиблокировочной системы, в стандартную комплектацию входит и новинка - система электронного распределения тормозного усилия (EBD). Она помогает машине сохранить курсовую устойчивость при замедлении. Еще одна полезная электронная схема управляет тяговым усилием. Если одно из ведущих колес начинает вращаться быстрее задних, то в компьютер управления двигателем поступает команда снизить подачу топлива, чтобы скорости вращения колес выравнялись. Действие происходит почти мгновенно за тысячные доли секунды и не мешает водителю. Полное название электронного помощника - система динамической стабилизации (DSA). Она работоспособна во всем диапазоне скоростей и позволяет ускоряться на любом покрытии без потери сцепления с дорогой, сохраняя устойчивость и управляемость автомобиля. Перечисленные ухищрения несколько отдаляют Т4 от спорта, зато повышают активную безопасность. Что касается пассивной безопасности "Вольво", то о ней, вероятно, наслышаны все водители. Вместо детального описания новинок в этой области приведу лишь один факт. Летом в Европе состоялись независимые испытания 13 автомобилей так называемого компакт-класса. Седан S40 получил — [ Такие двухсекционные фары устанавли-1 ? Спортивный универсал способен . вают только на спортивные "вольво". t разогнаться до 235 км/ч. креплен широкий откидной подлокотник. В поднятом состоянии он практически не мешает, а вот в опущенном затрудняет переключение передач, особенно людям рослым. Этот атрибут шикарной жизни откровенно не вяжется с характером автомобиля. В вальяжном лимузине он смотрелся бы куда лучше рядом с селектором автоматической коробки передач. Но если подлокотник на крэш-тестах высшую оценку так уж необходим именно в Т4. что мешало закрепить его не на водительском, а на пассреди всех участников. Салоны S40/V40-T4 почти тасажирском сиденье? Второе новшество кие же, как у других моделей сеспортивный кожаный руль, которым оснамейства. Отличий всего два. Перщают все машины с индексом "14". Здесь вое, прямо скажем, спорное, Мевопросов нет - в динамичном автомобиле жду передними сиденьями на он вполне уместен. Концепция "волка в овечьей шкуре" приспинке водительского кресла зажилась ив нашей стране. Многие водители хотят получить в придачу к семейному автоТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ "BOAbBO-S40-T4" мобилю и мощный двигатель. Одни обраща(в скобках - отличающиеся параметры универсала "Вольво- V40-T4") ются в тюнинговые фирмы, чтобы оживить Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1300 (1320) кг; максимальная скорость - 235 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 7,3 с средний расход топлива - 9,5 вазовскую "восьмерку" или "девятку". Друл/100 км; запас топлива - 60 л. Размеры, мм: длина - 4483; ширина - 1717; высота гие, более состоятельные, покупают запад1411(1413); база - 2550; колея колес: передних - 1454, задних -1474; дорожный просвет ную технику. В России поклонников "Вольво" 150. Двигатель: бензиновый, четырехцилиндровый, рядный, 4 клапана на цилиндр, с турнемало, и среди них наверняка найдутся побонаддувом; расположен впереди поперечно; диаметр цилиндра и ход поршня - 81x90 купатели спортивного автомобиля по-шведмм; рабочий объем - 1855 см 3 ; степень сжатия - 8,5; мощность -147 кВт/200 л.с. при 5500 об/мин; максимальный крутящий момент - 300 Нм при 2400-3600 об/мин. Трансмиссия: ски - практичного, надежного, комфортапривод - на передние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая; перебельного, безопасного и быстрого. даточные числа: 1-3,38; 11-1,91; НИ,19; IV-0,89; V-0.65; з.х - 3,30; главная передача - 4,25. Вадим КРЮЧКОВ Подвеска: передняя - независимая, типа "Мак-Ферсон", задняя - независимая многоФото автора и "Вольво" рычажная. Тормоза: с усилителем и АБС, впереди - дисковые вентилируемые, сзади дисковые. Размер шин - 205/50ZR16. З РЛМ 11/97 17 А УЕ