132
С_.БОими(^иламимногострадальный двигатель. Общеизвестно, что после сборки он должен пройти обкатку. На оснащенных станциях есть специальные стенды, на которых возрожденный двигатель сделает свои первые обороты. Естествен вопрос: зачем же его диагностировать - ведь все изношенные детали заменены новыми! Ответ прост - так легче оценить качество самой сборки. Рассмотрим простейший график интенсивности появления продуктов износа. На начальном этапе детали прирабатываются друг к другу, поэтому концентрация продуктов износа в масле быстро растет (кривая до точки А). Затем этот рост снижается и становится более стабильным (отрезок кривой после точки А). Известно, что для каждой модели мотора время обкатки примерно одинаково (обозначим его точкой Б). Ну а если время приработки, уже превышено, а интенсивность появления продуктов износа продолжает возрастать (см. участок кривой, обозначенный пунктиром)? Можно предположить, что при сборке была допущена ошибка (не выдержан требуемый зазор, перетянут подшипник, возможно, установлена некачественная запчасть). Где ив каком узле кроются возможные огрехи, не пора ли менять после обкатки масло, наиболее достоверно ответит только анализ проб масла. Перейдем к еще одной распространенной проблеме. В современных автохозяйствах, где немало автомобилей большой и средней фузоподъемности, потребление моторного и трансмиссионного масел, понятное дело, велико. А если есть еще и импортные автомобили, двигатели которых не "переваривают" отечественное масло... Технологии спектрального анализа позволяют установить не только остаточный ресурс масла, но и определить наиболее изношенные детали агрегатов без их разборки. Регулярная диагностика, скажем, при проведении ТО-1, позволит грамотно спланировать сроки очередных профилактических работ, а также текущего ремонта. Это, в свою очередь, значительно снизит затраты на капитальный ремонт и увеличит срок службы агрегата. Допустим, анализ проб масла выявил высокое содержание в нем кремния. Известно, что кремний - это пыль (грязь), и оказаться в масле он мог либо в процессе приготовления (разливе, перевозке и т.д.), либо через систему впуска, минуя воздушный фильтр двигателя. Таким образом, следует срочно заменить масло и проверить систему очистки воздуха, иначе начнется интенсивный износ, приближая тем самым крупный внеплановый ремонт. Рассмотрим другой случай. Одна из деталей какого-либо узла из-за неправильной эксплуатации или по причине производственного дефекта подошла к состоянию критического износа. Процесс ее постепенного разрушения (агрегат-то работает) повлечет за собой лавинообразный выход из строя сопряженных деталей, имевших еще довольно значительный ресурс. Когда узел окончательно откажет, ремонт обойдется недешево. А ведь повреждение нетрудно было выявить на раннейстадии- по составу частичек, попавших в масло! Затратьте незначительную сумму на своевременную диагностику - и вы избавитесь от непредвиденных затрат. Интересное применение методу спектрального анализа масла нашли некоторые западные производители автомобилей, а точнее, их сервисные подразделения. При гарантийном техническом обслуживании они проводят экспресс-анализ проб масла, взятых из агрегатов трансмиссии и двигателя. Горе владельцу, если выяснится, что он заливал присадки, не рекомендованные заводом-изготовителем: такую машину сразу снимут с гарантии. В заключение хотелось бы сказать следующее. Установки, предназначенные для проведения спектрального анализа масла (в России их выпускает завод ЛОМО), - всего лишь инструмент, главное же - корректные методики и опыт их использования, а также накопленная годамистатистика.Отрадно, что значительная часть этих методик разработана в СНГ и доступна отечественным исследователям и работникам автосервиса.ки машины в одних случаях, до потери управляемости или устойчивости - в других. Как не раз уже говорилось, важнейшую роль при этом играет исправность амортизаторов, которые точнее было бы называть по-русски гасителями колебаний. Их характеристики тщательно подобраны для данной модели автомобиля с учетом условий его нормальной эксплуатации (не Недавно я видел, как у идущего станете же вы, например, на стандартных "Жигувпереди автомобиля одно из колес лях" всерьез заниматься автомобильным кросс большой частотой отскакивало сом!). Одна из главных задач амортизатора - гаот дороги. Отчего это происходит сить наиболее сильные колебания. ведь колесо прижато силой в сотни килограммов? Если на автомобиле не работает хотя бы один из амортизаторов, "ответственный" прежде Существуют разные формы колебаний. Навсего за гашение колебаний близлежащего колепример, задний мост может колебаться вверх- са, вы можете наблюдать то, о чем нам сообщили. Насколько важно здесь, прижато ли колесо к вниз как одно целое, либо левое и правое колеса перемещаются в противоположных направлениях. дороге? Проведем несложный расчет. Положим, При определенных условиях возникают и другие собственная частота вертикальных колебаний формы колебаний, ведь сам мост включает в себя заднего моста 15 Гц, его неподрессоренная масса множество узлов, деталей. Как правило, собст80 кг, амортизаторы "отсутствуют' (неисправны), а венные частоты колебаний первого типа более прижат он к дороге силой 6000 Н. Как вы, навернизкие: на современных автомобилях - обычно в ное, понимаете, отрыв колес от покрытия продиапазоне от 1 до 20 колебаний в секунду, но моизойдет после того, как инерционные силы при гут принимать и другие значения. Человек, знакоколебаниях превысят вышеуказанную. Отсюда мый с физикой по средней школе, знает, что соблегко найти пороговое значение виброускорения: J = 6000:80 = 75 м/с2. ственная частота колебаний важна лишь в случае, когда в задаче участвует какой-нибудь возбудиПри одной и той же частоте виброускорение тель реальных, вынужденных колебаний, частота тем выше, чем больше амплитуда колебаний. которых может совпасть с собственной. В этом Последняя же легко вычисляется по известной в случае возникает опасное явление - резонанс, виброметрии формуле: когда размах колебаний, если ничем им не помеа = 25,3 J/f2, шать (не гасить), может увеличиваться теоретигде а - амплитуда, мм, f - частота, Гц. чески беспредельно. На практике же - до поломВ нашем примере получается а = 8,4 мм.ПРОШУ 11 ОБЪЯСНИТЬВажно понять, что (при отсутствии гашения) амплитуда колебаний при развивающемся резонансе быстро превысит эту величину даже при идеальном качестве покрытия - ведь источником колебаний является само колесо, нередко имеющее серьезные погрешности формы или балансировки. Положим, длина окружности дорожек протектора равна 1,8 м - в этом случае колебания с частотой 15 герц возникнут на скорости 1,8 х 15= = 27 м/с или 97,2 км/ч, если колесо имеет на окружности протектора единичный дефект. Но нарушение формы может быть более сложным: например, если колесо похоже на эллипс, то "критический" режим возникнет на вдвое меньшей скорости - 48,6 км/ч. Влияние дисбаланса может быть аналогичным. Небольшую некруглость колеса мы часто не замечаем: эллипсность в 1-2 мм удается обнаружить лишь при достаточно быстром вращении вывешенного колеса, а исправный амортизатор сводит возникающие на ходу колебания к минимуму. Иная картина получается при неработающем амортизаторе, особенно если водитель едет с "критической" для машины скоростью. Колебания быстро нарастают, переходя в отскоки колес от покрытия. Имеет ли значение сила, с которой колесо прижато к дороге? Если вникать в тонкости процесса колебаний - да. Но нельзя рассуждать упрощенно: "прижато - не прижато". Заметьте хотя бы, что чем больше статическая сила, тем сильней колесо после отрыва ударяется о дорогу, чтобы упруго отскочить вновь!132 ЗРЛМ 11/97 А УЕ