124
ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦАТРОЕН-ВИЗЙ"С интересом прочитав статью "Ситроен" за 2000 "зеленых" (ЗР, 1997, № 2), наш читатель из Мончегорска Мурманской области Альберт ХУЗИН решил поделиться впечатлениями от эксплуатации автомобиля "Ситроен-Виза". В среде автолюбителей бытует недоверие к "экзотическим" автомобилям, в частности старым французским, которые, как правило, изобилуют техническими новинками (своего времени). Например, гидропневматическая подвеска или "хитрый" двигатель "Ситроена-ВХ14" - с коробкой передач в общем картере с коленвалом. На мой взгляд, подобная компоновка силового агрегата, напротив, имеет свои преимущества. Во-первых, его длина сильно уменьшается, во-вторых, сокращается количество необходимого крепежа, в-третьих, детали коробки передач в зимнее время меньше изнашиваются, так как быстрее прогреваются от тесного соседства с мотором. На моем "Ситроене-Виза-И Супер Е" установлен двигатель именно такой конструкции, только меньшего рабочего объема - 1,1 л. Марка двигателя XW7; он также встречается на "Пежо-205" и некоторых других автомобилях. Расположение - поперечное, цилиндрами к задней стенке моторного отсека, что позволяет помещать там запасное колесо, домкрат и некоторые инструменты. Автор статьи о "Ситроене-ВХ14" указал на то, что при ремонте демонтировали двигатель через подрамник вниз. На "Визе" монтируем воздушный фильтр. Отсоединяем привод сцепления, отворачиваем болты крепления двигателя (их три), отсоединяем бензопровод, привод троса спидометра и трубу глушителя, снимаем распределитель зажигания со свечными проводами, отсоединяем приводы заслонок. Затем демонтируем капот. Генератор, стартер, коробка передач, сцепление, водяной насос и даже ремень его привода оставляем на двигателе. Автомобиль располагается на горизонтальной площадке так, чтобы трос лебедки находился над серединой двигателя. Снимаем расширительный бачок и трубопроводы системы охлаждения, а радиатор с тыльной стороны защищаем картонкой. С помощью лебедки и такелажа (для подсоединения его есть проушины) приподнимаем двигатель на 10-15 см, затем в подвешенном состоянии смещаем его рукой вправо или влево, а другой рукой выдергиваем одну из полуосей из коробки передач (полуоси в коробке не фиксируются - они подпружинены). Подаем двигатель в другую сторону и выдергиваем вторую полуось. После этого окончательно извлекаем мотор и буксируем машину назад. В двигателе XW7 воплощены, по-моему, все особенности, которые присущи "мокрые" гильзы. Но после 150 тыс. км пробега (из них львиная доля в условиях Заполярья) гильзы и поршневая группа оказались практически в идеальном состоянии. Единственное, что пришлось ремонтировать - одно из коромысел: в месте его контакта с распредвалом появился износ в виде поперечной канавки. Это произошло изза засорения форсунки, через которую к рабочим поверхностям рычагов и распредвала подается масло (рис. 1). Интересно, что кулачок распредвала при этом остался "цел". Для ремонта применили порошковое напыление металла: такое покрытие прочнее родного материала - и вот уже больше 20 тыс. км коромысло работает идеально. Удивительно надежна подвеска типа "Мак-Ферсон". Когда отказала правая передняя стойка, я аккуратно просверлил отверстие в ее корпусе, заправил амортизатор жидкостью и закрыл отверстие болтом, как пробкой (рис. 2). Чтобы улучшить уплотнение штока, погрузил стойки (до ремонта) той частью, где находится основной сальник, в керосин на полчаса. Вот уже более 10 тыс. км стойки работают великолепно. Конечно, ремонт вышел несколько кустарным, однако позволил сэкономить 260-280 долларов, так что в качестве крайней меры вполне годится. Особенно если есть возможность проверить амортизаторы на специальном стенде. Мне это удалось - и отремонтированные мной стойки оказались не хуже новых. Что касается расходов, машина мне досталась тоже за 1100 долларов, а за два года эксплуатации я вложил в ремонт Рис. 2. Ремонт амортизатора: Рис. 3. Так на деталях "Ситроена' около 500 долларов. Са1 - корпус; 2 - гайка (привариуказан год их выпуска. мой дорогой покупкой бывается); 3 - болт-пробка; ли подшипники правой зад4 - шайба; 5 - резиновая прокладка; 6 - герметик. ней полуоси. На счету мое"идеальному" двигателю для СНГ (помнитго "Ситроена" и поездки на Украину, и пося, однажды в журнале была опубликована вседневная эксплуатация в условиях Запостатья на эту тему). Это и непосредственлярья. Кстати, чтобы при покупке не ошиный привод маслонасоса (от коленвала), биться с годом выпуска машины, обратите цепной привод распредвала с гидронатяжи- внимание на маркировку в виде часов телем, привод клапанов коромыслами, (рис. 3) - она нанесена на многие детали и электронное зажигание, водяная помпа агрегаты автомобиля ив пояснениях, дуснаружи и т. д. Единственный недостаток - маю, не нуждается.•Рис. 1. Механизм привода клапанов на двигателе XW7: 1 - распределительный вал; 2 - коромысло; 3 - ось коромысел (полая); 4 - болт регулировки теплового зазора; 5 - клапан; 6 - форсунка подачи масла на кулачок распредвала. Стрелкой показано место износа коромысла из-за дефицита смазки.я извлекал его вверх (лебедкой) всего за 1,5 часа, причем без посторонней помощи. Радиатор, фары, переднюю решетку снимать не пришлось. Порядок таков: из теплого двигателя сливаем масло, "Тосол", де124 З РУЛЕМ 11/97 А