106
107
Марафонская гонка "Мастер-ралли' входящая в программу Кубка мира, сама по себе крупное событие для нашей страны. А нынче в ее рамках впервые прошел чемпионат России по раллирейдам или, выражаясь официальным языком, внедорожным ралли. РОССИЯНЕ ПРОТИВ ВСЕХ История автомобильных марафонов в России началась в 1992 году: 19дневная гонка "Париж-Москва-Пекин" удостоилась записи в Книге рекордов Гиннесса. Спустя три года на ее основе родилось "Мастерралли" и уже в 1996-м было внесено в список этапов Кубка мира. Тогда из-за наводнений в Китае финиш пришлось давать в монгольской столице Улан-Баторе. Нынчеже караван из двухсот автомобилей и мотоциклов и вовсе проигнорировал Дальний Восток. Старт - в Париже, финиш - в Москве, у стен Кремля. Основные скоростные участки проложили в Средней Азии по пустыням и степям бывших республик СССР и лишь малую часть - по российскому бездорожью. Французы и итальянцы довольствовались коротким прологом, а из Венеции в Туркмению участники перебрались на са-монетах авиакомпании "Волга-Днепр". "Ситроен" был настолько уверен в достижении успеха ив "Мастер-ралли", и в Кубке мира, что даже не собирался на последний этап - ноябрьский "Дезерт-Челлендж" в Арабских Эмиратах. Однако, как выяснилось, слегка просчитался. Нет, лавры "Мастер-ралли" у ситроеновцев отобрать никто не сумел - пилотировавшие красные "зетиксы" Ари Ватанен, Пьер Лартиг и Филипп Вамберг без особой борьбы поделили между собой призовые места. Закономерный триумф, обусловленный огромным техническим превосходством. Но, видимо, шеф заводской команды "Ситроена" Ги Фрекелен, "выбивая" у руководства концерна деньги на сезон, не предполагал, что к моменту финиша "Мастер-ралли" одна из команд-соперниц сохранит шансы на титул российская "Нафтекс"! В личном зачете кубка у "Ситроена" все нормально - Ватанен и Лартиг досрочно обеспечили себе первое и второе места. А вот за командный французам предстоит поволноваться. Экипаж "Нафтекса" Михаил Нарышкин-Олег Пялин красиво выиграл предыдущий этап в Австралии, почему бы ему не отличиться ив Эмиратах? Если это произойдет, "Ситроен" в итоговом протоколе окажется только вторым, что равносильно поражению - россияне выступают на "Мицубиси-Паджеро", а ведь "Мицубиси" - давний противник "Сит-Ветеран ралли-рейдов i Жан-Луи Шлессер выступает только на багги собственной конструкции.Такие "ситроены" в горах Узбекистана еще не появлялись. Не видел этих гор и Пьер Лартиг. склонилась в пользу Михаила. Отметим, не так уж много проиграли им КамАЗы, причем Виктор Московских в эти пять дней ехал быстрее Фирдауса Кабирова! Чемпионат состоялся, но насколько он нужен, пока неизвестно. Во-первых, раллирейды - занятие очень дорогое. Во-вторых, не слишком справедлив единый зачет для борцов разных весовых категорий. Ведь заранее ясно, что грузовик джипу не соперник! Проводить же раздельные зачеты при таком малом - всего 10 - числе участников не имеет смысла. С другой стороны, их никогда не станет больше, если не будет чем-тмМИНУТА МОЛЧАНИЯ Увы, трагедии в ралли-рейдах нередки. Достаточно вспомнить, что за годы проведения знаменитого "Дакара" погибло уже пятым. Займи он хотя бы шестое место... Отдельного рассказа заслуживает катеВАЗ", "ГАЗ", "КамАЗ", "УралАЗ", "УАЗ", около сорока человек. Открыло свой траургория грузовиков, где выступали три экипа"ЗИЛ" и (даже!) производственному объединый список и "Мастер-ралли". Наверное, на торжественном финише жа из Набережных Челнов. В самом начале нению "ЕлАЗ"... принять участие в соревногонки арбитры присудили 51 минуту штрафа ваниях "Мастер-ралли-97" на участке Бай8836-километрового марафона в праздничВиктору Московских, Семену Якубову и Наи- конур-Москва". АО "Москвич" почему-то заной Москве, отмечавшей свое 850-летие, у каждого из сотен участников в душе таилю Багаветдинову. Присудили, хотя спортивбыли, но приятно само внимание властей... В казахстанском Байконуре - том салась печаль. Пять дней назад в казахстанный комиссар обещал не применять никаких санкций - камазовцы потеряли время в ходе мом, откуда стартуют космонавты, - для ских степях бесследно исчез второй экинелепого конфликта с чересчур неторопливсех российских участников "Мастер-ралли" паж "Нафтекса" - Ринад Фаизов и Алеквой итальянской дорожной полицией. С лих- начался новый отсчет времени. К тем, кто сандр Дубравицкий, и было ясно, что, сковой отыгравшись уже на втором, 600-килоприехал сюда через Париж и Самарканд, дорее всего, их уже нет в живых. Все это времетровом спецучастке в Туркмении, экипаж бавились еще несколько экипажей, интеремя не прекращались поиски с привлечениМосковских на следующий день потерял два сующихся только пятью последними днями ем мобильных групп МЧС России, МВД Качаса - КамАЗ намертво застрял в солон ча- гонки, то есть чемпионатом России. В их захстана, сил наземного базирования косковой трясине. Затем последовали поломка числе - заводчане из Минска на МАЗ-6317 и модрома "Байконур". Самолеты и вертолередуктора и 15-часовой штраф - растаяли два дуэта из Ульяновска на УАЗ-31512. Если ты прочесывали почти безлюдную степь. мечты о победе. Сошел с дистанции и экиминчане с марафонскими гонками знакомы Лишь спустя сутки стало известно, почему паж прошлогоднего победителя Владимира неважно, то в багаже ульяновских спортсне помогли нашим гонщикам ни аварийный Чагина. Фирдаус Кабиров остался один на менов - победы в известном польском ралрадиомаяк, ни спутниковый телефон, котоодин с двукратным чемпионом мира по ралли-рейде "Ельч". Правда, фаворитами не рыми был оснащен пропавший "Паджеро". ли Массимо Бьязоном, выступавшим на фу- считали ни тех, ни других. Наиболее реальМашина была найдена затонувшей в старизовом ИВЕКО, и французом Бутевилленом ными претендентами на победу были "Пад- це реки Куан-Дарья на трехметровой глубина "Мерседесе". Последнего подвела технижеро" Нарышкина и специально подготовне. Оба пилота погибли. "Мы сделали все ка, а с Мики, как прозвали именитого итальленный для ралли-рейдов прототип "Лада- возможное, чтобы спасти Ринада и Алекянца еще в кругах классического ралли, КаСамара-ТЗ" тольяттинца Николая Елизаросандра, - сказал руководитель службы безбиров и его партнеры справились самостоява. (Второй экипаж "АвтоВАЗа" на такой же опасности гонки Рене Метж. - Поиски продолжались неделю. Но все произошло так тельно. Итог - очередная победа КамАЗа в машине до Байконура не добрался.) зачетной фуппе фузовиков (Т4). И претенденты не подкачали. На пробыстро, что мы ничем не смогли бы им потяжении четырех этапов Нарышкин и Елимочь даже через несколько минут". Сергей ЗИНОВЬЕВ заров шли, что называется, ноздря в ноздРОССИЯНЕ ПРОТИВ РОССИЯН Фото DPPI и Леонида Майорова Первому чемпионату России по ралли- рю, и лишь в последний день чаша весов рейдам наше правительство посвятило распоряжение, подписанное Виктором Черномырдиным. Цитируем пункт седьмой: "РекоЛада-Самара-ТЗ" Николая Елизарова и Виктора Винокурова. мендовать акционерным обществам "Авто-рейдах! И все из-за того, что- первый чемпион России I по внедорожным ралли."Мастер-ралли-97" - седьмой этап Кубка мира ФИА. Итоговые результаты Зачет "Автомобили": 1. А. Ватанен-ф. Галахер (Финляндия/Англия, "Ситроен-ZX") I 51 час 14 минут 47 секунд; 2. П. Лартиг-М.Перэн (Франция, "Ситроен-ZX") - отставание на 1:04.37; 3. Ф. Вамберг-Ж. Пикар (Франция, "Ситроен-ZX") - 4:23.28; 4. Ж.-Л. Шлессер-Ф. Моннэ (Франция, "Шлессер-СЕАТ")-12:17.08:5. М. Нарышкин-О. Пялин (Россия, "Мицубиси-Паджеро") - 16:02.56; 6. Н. Елизаров-В. Винокуров (Россия, "Лада-Самара| ТЗ")-20:38.04... 10. Ф. Кабиров-А. Беляев-С. Никитин (Россия, КамАЗ-49252) -33:48.48. Открытый чемпионат России Итоговые результаты: 1. М. Нарышкин-О. Пялин ("Мицубиси") - 18:39.36; 2, Н. ЕлизаI ров-В. Винокуров ("Лада") - 19:05.58; 3. В. Московских-С. Якубов-Н. Багаветдинов (КамАЗ) -21:32.11; 4. Ф. Кабиров-А. Беляев-С. Никитин (КамАЗ) - 22:46.52; 5. В. Чагин-И. Мардеев-С. Савостин (КамАЗ) - 23:47.57; 6. П. Беляков-А. Бесов (УАЗ) - 26:24.09. З РЛМ 11/97 107 А УЕ