ТЕХНИКАОднажды из пункта А со средней скоростью 50 км/ч выехал автомобиль. Направлялся он в пункт Б, отстоящий от А на 200 км, и притом нигде не останавливался. В детской задачке спросили бы, когда он туда доберется. Мы же зададим другой вопрос: почему вместо четырех дорога заняла целых семь часов? Да просто-напросто водитель пропустил нужный поворот и сделал крюк. Такое бывает нередко. Недавно инженеры всерьез взялись за проблему, и на автомобилях появились первые системы ориентирования. Мы хотим предложить вашему вниманию свой опыт общения с подобным (германским) устройством, а также рассказать о современных разработках в этой области - американской и российской.В теплый еще осенний денек мы прибыли в Вольфсбург, небольшой германский город, известный, тем не менее, во всем мире: здесь - головной завод "Фольксвагена". После "официальной" экскурсии нам передали ключи от новенького "Пассата-Вариант" с условием "вернуть завтра утром". Наши испытатели уже тестировали "Пассат В-5", так что мы смогли проверить их ощущения с поправкой на то, что они ездили в седане, а нам фирма предоставила универсал. (Кстати, весьма свежая машина - премьера Женевы-97.) Антенна на крыше, небольшой дисплей рядом со спидометром, да еще панелька с пятью кнопками управления чуть ниже магнитолы, на "бороде", - все, чем отличался наш "Пассат" от других, без электронного лоцмана. Включаем его: на экранчике появляется "меню", предлагающее задать цель поездки и "стартовать". Мы рядом с гостиницей "Парк-отель"; набираем адрес улица Нордхоф вблизи завода. Интересен сам процесс набора - экранчик высвечивает весь алфавит, по этому полю средней кнопкой можно "гонять" курсор. Когда он на нужной букве - нажимаем "ENTER", затем ищем следующую букву... Немножко долго - ведь немецкие наименования длинны. Можно, кстати, и подругому. Набрать две-три первые буквы и, задержав палец на кнопке еще на пару секунд, получить весь список названий, начинающихся с этого слога. Но вот место указано, и шесть спутников Земли (из более чем двух десятков), в зоне видимости которых мы находимся, определяют наше местоположение. И выносят неожиданный вердикт: мы вне дороги! Ах да, ведь машина стоит на площадке у отеля! Что же, выезжаем на улицу. Стрелочка показывает в сторону нашего объекта, Нордхофштрассе, дисплей высвечивает расстояние до него, но в остальном "мнение" спутников остается прежним и система синтезированным женским голосом сообщает, что мы все еще там, где нет никакой дороги! Остается ехать по стрелке, как по компасу. Через какое-то вре-На этой схеме видно, как несложно "зациклиться" иа одном месте, если пользоваться навигатором как компасом. Красным обозначен искомый объект, черные стрелки - направление движения, зеленые - рекомендованное направление на экране системы. :мя система неожиданно "узнает" одну из улиц и теперь начинает указывать не направления, а реальные повороты, расстояния до них. Проходит несколько минут - и мы у цели. Впрочем, навигатор на этом не успокаивается - мы уже едем по Нордхофштрассе, а он заставляет повернуть и. проделав небольшой крюк по соседним улицам, вернуться на то же место. Все верно - ведь мы не задавали системе искомый номер дома, вот она и кружит нас около центральной точки" улицы - дескать, тут уж сами смотрите, до места-то вы доехали. Тем первый тур вальса и закончился. Направляемся обратно, к гостинице. Система уверенно ведет нас по стрелке и только минут через пятнадцать мы понимаем, что уехали в пригород, двигаясь при этом в неподходящем направлении! Тут изitИгжшJ*ЗА РУЛЕМ 1197 37