86
87
ВТОРЫ! РУКИНесколько лет назад мы открыли свое дело: нынче это небольшой магазин и несколько торговых палаток. Купили подержанную "Газель". Но через несколько месяцев эксплуатации стало очевидно, что она, как матерый диверсант, способна задушить наш бизнес. В последнее время "автомобиль-тунеядец" приносил одни огорчения и убытки, то и дело простаивая в ремонте. Избавившись от нижегородской полуторки, решили купить машину, которая "везла" бы прибыль, а не заставляла дни напролет валяться под ней, короче, иномарку.шшМЕРСЕДЕСминут на развале запасных частей "бэу" мы подобрали подходящий датчик с клеймом "BMW". Кстати, широкий ассортимент и низкий уровень цен таких деталей для иномарок обнадежил: похоже, проблем с ремонтом нашего "Мерседеса" не будет. Датчик тут же заменили и, заправившись, легли на обратный курс. Лишь две встречи омрачили дорогу - с белорусскими гаишниками и братвой, в лапы которых мы попали, едва выбравшись из Минска. Пришлось заплатить и тем, и другим. Дорога хорошая и незагруженная, легко держали 100-110 км/ч. Расход солярки при этом не превысил 11 л/100 км - очень немного для такой машины. "Газель" едва уложилась бы в 16 литров бензина. Дома, уняв первый восторг, изучили приобретение подробнее. Несущая основа кузова - рама: она из стального профиля омегаобразной (£1) формы. К раме приварен пол фургона. Такая конструкция при малой массе обладает очень высокой жесткостью на кручение, то есть не позволяет кузову "играть" на ухабах и железнодорожных переездах, иными словами, сохраняет геометрию и не дает ему трескаться долгое время. Отменное состояние фургона через двенадцать лет эксплуатации при внушительном пробеге подтвердили правильность принятой конструкторами схемы. Элементы, более других подверженные коррозии (например, пороги), оцинкованы, а точки сварки дополнительно защищены цинковой краской. На днище и арках колес - слой очень эластичной защитной массы и дополнительно - состав на основе полиуретана. Это покрытие хорошо гасит удары гравия и камней и держится так, что даже сейчас отверткой не отковырнешь! Все скрытые полости обработаны антикором, а отверстия в них закрыты пробками. Такая защита кузова обеспечивает ему долгие годы службы. Найти скольконибудь заметную ржавчину так и не смогли. У фургона две очень широкие двери двустворчатая сзади и сдвижная с правого борта - весьма удобно для развозного грузовика. Во-первых, не надо всякий раз пла- ф нировать размещение груза в соответствии с маршрутом (разгрузкой) - ведь через эти двери легко добраться до любого угла кузова. Во-вторых, автомобиль можно подогнать вплотную к палатке, магазину, складу и сберечь силы при погрузке или разгрузке. Кстати, обе двери закрываются не только снаружи, но и изнутри. Значит, в фургоне можно установить сиденья для пассажиров. Что и говорить, фургон отменный, но чего бы он стоил без подходящего мотора? Дизельный четырехцилиндровый двигатель объемом 2,4 л развивает всего 72 л. с, но благодаря высокому крутящему моменту в нижнем диапазоне оборотов (и удачной % кривой момента) он как нельзя лучше подходит для городского движения. При троганье даже перегруженного автомобиля нет нужды "раскручивать" двигатель и "жечь" сцепление, как это обычно бывает. Чуть надавил на педаль газа - и "Мерседес" резво набирает скорость, будто в кузове ничего и нет: момент достигает максимума уже к 2400 об/мин. Причем автомобиль продолжает ускоряться в том же высоком темпе и дальше - ведь полная мощность приходится на 4400 об/мин. Нет боязни "перекрутить" двигатель; максимальные обороты 5400. Удачно подобранные передаточные числа в трансмиссии в сочетании с широким рабочим диапазоном мотора позволя- • ют реже переключать передачи.На новую мы не тянули, поэтому вновь задумали взять подержанную. Где брать? Москва рядом, только там дорого. В Бресте и Калининграде, говорят, дешевле, но Минск - ближе. Чтобы чувствовать себя уверенно на обратной дороге, отправились в Белоруссию на своей машине, кинув в нее расширенный набор инструментов на случай ремонта и, конечно, буксирный трос. Ранним воскресным утром мы были на месте, но, оказалось, могли не торопиться: экспозиция по-настоящему оживает часам к одиннадцати. Зато смогли не спеша рассмотреть весь ряд грузовичков - в тот раз пятнадцать машин, в основном фургоны вагонной компоновки. "Транспортеры" от "Фольксвагена", фордовские "транзиты", "мерседесы" 200-й серии 1983-1994 гг. выпуска. Цены - от 3 до 12 тыс. долларов. Остановились на "Мерседесе-2070" 1985 года с пробегом 360 тыс. км. Соотношение объявленной цены в 7000 долларов, потребительских качеств и технического состояния показалось приемлемым. Осмотренный на месте грузовик никаких опасений не вызывал: двигатель сухой и чистый, давление масла на прогретом моторе в норме, задний мост и коробка передач не текут, тормоза исправны. Кузов хоть кое-где и подкрашен, но небитый и без ржавчины. Нам повезло: дождик, готовый перерасти в ливень на закате воскресного дня, заставил несговорчивых продавцов уступить целых 500 долларов. Пробная поездка вокруг рынка выявила один дефект. Стрелка указателя температуры воды в прогретом двигателе не поднималась выше 40°С, хотя из "печки" шел горячий (не меньше 70°) воздух. Неисправным оказался датчик. Через десять 86 ЗРЛМ 11/97 А УЕ На иных грузовиках порой возникает чувство, что весь груз тянешь сам, невольно напрягая мышцы - так тяжело идет машина. О нашем "Мерседесе" такого не скажешь - ощущение легкости поведения не проходит, сколько его ни грузи. Немало способствует этому мягкая, без надрыва, работа дизеля. Впрочем, это характерно для двигателей "Мерседес-Бенц". У них разделенная камера сгорания: впрыск топлива и подготовка смеси идут в предварительной камере, а заканчивается сгорание в цилиндре. Главное достоинство такой схемы, как мы убедились, - мягкость работы, а недостаток - труден холодный пуск (из-за потерь тепла сжатого воздуха через стенки предкамеры). Без дополнительного подогрева пустить такой двигатель в холодную погоду непросто. Для этого служат пусковые свечи, разогревающие воздух в предкамере. Они бывают с открытой или закрытой спиралью и соединяются последовательно или параллельно. К сожалению, нашему двигателю достались первые - с открытой спиралью, двухконтактные. Соединены они последовательно, как елочная гирлянда. В случае выхода из строя одной свечи остальные оста-передаче и не затянут "ручник") - заведется и поедет самостоятельно. С "Мерседесом" такого не случится. Мотор "глушат" ключом "зажигания", как обычный бензиновый. Он надежно отключает хитрый механизм подачи топлива (рейка соединена с диафрагмой и перемещается в зависимости от разрежения. При выключенном "зажигании" клапан перекрывает разрежение и рейка встает в положение нулевой подачи). Двигатель впечатляет не только общими конструкторскими решениями, но и продуманностью многих мелочей, что облегчает обслуживание. Например, ремень вентилятора натягивается специальным винтом и работать ломиком в тесноте под капотом, как на грузовом УАЗе, не придется. Но есть, на наш взгляд, и просчеты. Генератор расположен так, что при быстром движении по умеренно глубоким лужам он омывается водой или грязью. И каждый раз, пока не подсохнет, пропадает зарядка. Город у нас маленький, а лужи большие, поэтому придется придумать для генератора специальный щиток. Понравилась подвеска заднего моста на трехлистовых параболических рессорах."Проходная комната" вагона очень удобна при погрузке-разгрузке.ются без питания. А обойти ее куском провода без специально подобранного сопротивления нельзя - есть риск сжечь остальные. Пока работают все, но при первой возможности купим и поставим одноконтактные свечи с параллельным подключением. Приятные особенности заметили у стартера: постоянные магниты статора и планетарный понижающий редуктор. Значит, невелик потребляемый ток и высока "живучесть" щеточно-коллекторного узла и аккумуляторной батареи - не самой дешевой запчасти. Еще одно решение нас порадовало способ остановки мотора. Дело в том, что любой отечественный дизельный автомобиль можно пустить, даже не забираясь в кабину. Толкнул его сзади (если стоит наЩиток приборов скуп на информацию, хотелось бы большего.Болты колес со сферическими головками не оставляют воронок в диске даже при сильной затяжке (на легких грузовиках такое бывает нередко).На пустом автомобиле работают только два листа. Третий, концы которого плавно отогнуты вниз, вступает в работу по мере увеличения нагрузки - иными словами, играет роль подрессорника. В результате подвеска мягкая при любой загрузке машины. Это очень приятно. Концы рессор прикреплены к раме через резиновые втулки - никакого лязга и стука, как на наших машинах, и не надо без конца смазывать пальцы рессор. Благодаря столь удачной подвеске у машины малая погрузочная высота, а значит, низкий центр тяжести. Поэтому в пово-Техническая характеристика автомобиля "Мерседес-ьенц-207Р" Общие данные, полная масса - 2800 кг, грузоподъемность - 1680 кг; запас топлива -75 л. средний эксплуатационный расход -11-12 л/100 км Размеры (габаритные), мм: длина - 4300, ширина - 1950; высота - 2200; грузовой отсек: длина - 2820, ширина -1680. высота - 1550. Размер шин -185 R14 Двигатель дизельный, четырехцилиндровый; рабочий объем - 2399 см3 ; степень сжатия - 21; максимальная мощность - 53 кВт/72 л. с. при 4400 об/мин; максимальный крутящий момент - 14 Нм при 2400 об/мин.ротах "Мерседес" почти не кренится, хотя у него и нет заднего стабилизатора поперечной устойчивости. Даже на разбитой дороге автомобиль не раскачивается и не "плывет", как "Газель", чего трудно было ожидать. Полуоси заднего моста полуразгруженного типа, как на "Жигулях", но подшипники конические. Регулировка их натяга при установке не требуется, а появляется зазор - меняют весь подшипниковый узел. Поставить новый легко и просто, но это, увы, пока не про нас - нам дешевле заменить подшипник. Внимательно осмотрели и шкворни поворотных кулаков: они прослужат еще не одну сотню тысяч. Дело не только в качестве материалов, а в эффективной схеме их обслуживания. Пресс-масленки шкворней в крышках на их торцах, а не сбоку, как на наших грузовиках. При закачке смазки она распределится по всей поверхности пары втулка-шкворень, а не только ее части. Отдельной похвалы заслуживают тормоза, легкие и цепкие, как на легковушке! Передние - дисковые, а в колодках стоят датчики износа. По конструкции они примитивны обычные стержни с графитом, но сложнее и не надо. По достижении предельной толщины они соприкасаются с "массой" (тормозным диском), замыкается электрическая цепь и на приборной панели загорается лампа - колодки изношены - просто и удобно. Крутиться по узким улочкам или во дворе магазина на "Мерседесе" - одно удовольствие. Угол поворота передних колес 52 е , поэтому машину можно развернуть почти на месте, как погрузчик. Причем рулевое колесо от упора до упора делает всего четыре оборота(!), а не семь, как у "Газели". Заметим, усилие на руле такое же легкое. Судя по всему, автомобиль окупит себя за короткое время, как ни одна отечественная машина. Если дело пойдет хорошо, нам, вероятно, понадобится еще один грузовичок. Разумеется, мы будем ориентироваться на подобный. Об отечественном теперь никто не заговаривает. Можайск Вадим ПИСКУНОВ ЗА РУЛЕМ 11/97 87