143
С^воимиСлламибез подходящего инструмента не удастся, поэтому "примерять" колпачок не рекомендуем: снимая, вы неизбежно его повредите. На рис. 3 показано, как должны быть запрессованы втулки (штатная либо доработанная): обратите внимание на размеры 12,5 и 16,5 мм. Штатную втулку можно хорошо запрессовать и выпрессовать с помощью оправки, показанной на рис. 4. Доработанную - на рис. 5. В этой оправке использован направляющий стержень от старого клапана. Выпрессовать такую втулку удобнее оправкой, показанной на рис. 6. Последние две оправки позволяют запрессовывать втулки и выпрессовывать их со стороны маслоотражательного колпачка. При выпрессовке это позволяет не "прогонять" часть втулки с нагаром через посадочное отверстие в головке. К тому же удары (при обеих операциях) наносятся по оправке не со стороны седла клапана. Отсюда меньший риск его повреждения. (После удара молотком по седлу иногда приходилось заменять головку блока.) После выпрессовки старых втулок отверстия в головке блока цилиндров рекомендуем развернуть до диаметра 15,120... 15,142 мм - под ремонтную втулку, обычно имеющую увеличенный на 0,15 мм наружный диаметр: 15,172. ..15,184 мм. После запрессовки новой втулки отверстие в ней нужно развернуть до диаметра 8,008...8,026 мм. При этом овальность и конусность не должны превышать 0,006 мм. После этого полезно проверить прямолинейность отверстия "фирменной" оправкой диаметром 7,995 мм, которая должна проходить всю длину втулки свободно, без заедания. Втулки бывают металлокерамические и чугунные. Первые рекомендуется предварительно пропитать моторным маслом в течение не менее 1,5 часа. У вторых часто бывает очень твердой внутренняя поверхность (диаметр 7,2 мм), что способствует уводу инструмента и нарушению соосности диаметров dиD (см. рис. 2), тем более что после запрессовки такой втулки увеличить диаметр внутреннего отверстия до 8,008...8,026 мм только с помощью развертки не удастся - сначала необходимо его рассверлить до диаметра 7,9 мм. Иногда наружный диаметр D ремонтных втулок бывает равен 15,3 мм - в этом случае их обрабатывают до номинального размера (15,022...15,034 мм) и запрессовывают в отверстия головки без развертывания последних. Напомним: во всех случаях натяг в соединении втулка-головка должен быть в пределах 0,025...0,064 мм.ПТУЛОЧКА U ДЛЯ СТУПИЦЫС появлением переднеприводных автомобилей потребовался компактный и надежный подшипниковый узел ведущего колеса. Однако детали его, включая и подшипник, не из числа вечных. Подшипник, правда, можно заменить. А как реставрировать ступицу, объяснил Росс ТВЕГ. негодность посадочную поверхность. Между тем новую ступицу непросто купить, а тем более - изготовить, особенно владельцу иномарки - жителю глубинки. Внутреннее шлицевое отверстие требует специального инструмента. Остается ре ­ ставрировать старую ступицу, устранив повреждения. Случается, необходимость реставрирования возникает и без предварительного разрушения подшипника. Дело в том, что внутренние кольца подшипника удерживаются от проворота на ступице не только за счет затяжки гайки ступицы, но и посадкой с натягом, с о ­ ставляющим (в среднем) 0,02...0,03 мм. Если натяг очень мал, а гайка слабо за ­ тянута, внутренние кольца могут (после некоторого обмятия микронеровностей на посадочных поверхностях) приобрести подвижность и, начав проворачиваться, становятся причиной ускоренного износа посадочной поверхности ступицы, после чего Рис. 1. Токарная обработка поврежденной ступицы. даже новый подшипник натяга в посадке не получит. Например, «-.'"45? ступицу "Ауди" на | 2 фаски 0.63' нашей СТО мы ремонтировали следующим образом. И спользуе ­ мый здесь под ­ шипник 309245 А; 309245 В; ВАНВ 633791 имеет размеры dхDх В= = 42 х 75 х 37 мм. Рис. 2. Ремонтная втулка. Ступицу устано ­ вили в центрах цесс разрушения развивается постепентокарного станка и проточили посадоч85 но. Начальное усталостное выкрашиваную поверхность до диаметра 36 +о,ь°б ние дорожек качения - питтинг - чаще мм, а по торцу - до размера 38 мм (рис. всего ощутимо по неравномерному вра1). Изготовив стальную втулку по эскизу щению колеса (правда, при этой провер(рис. 2), напрессовали ее на ступицу. ке вам мешает привод, вращающийся После этого обработали ее наружную цивместе с колесом). Подшипник с дефеклиндрическую поверхность до диаметра тами нужно немедленно заменить новым, 42 taool мм, необходимого для правильне дожидаясь более серьезных разрушеной посадки подшипника. ний: нередко бывает, что лопнувшее внутреннее кольцо, проворачиваясь относительно ступицы, совершенно приводит в Одна из особенностей двухрядных шариковых подшипников ведущих колес переднеприводных автомобилей - смазка "на весь срок службы". Но еще любопытнее такая же "бессрочная" регулировка. Чтобы подшипник нормально смазывался (причем невзирая на сильный нагрев от диска тормоза), в нем должен быть обеспечен сборочный осевой зазор: 0,04...0,06 мм. Это достигнуто подбором размеров колец и шариков, а также за ­ тяжкой гайки ступицы до полного исчезновения зазора между внутренними кольцами подшипника. Момент затяжки этой гайки у переднеприводных автомобилей - около 20 кгсм , то есть при плече силы на ключе 0,5 м эта сила составляет 40 кгс. (Точнее: ВАЗ-1111 - 19,6... 23,5 кгсм ; ЗАЗ-1102 - 15... 20 кгсм ; ВАЗ2108 - 23... 25 кгсм ; "Москвич-2141" 18... 20 кгсм). Если подшипник не затянут, он изнашивается гораздо быстрее, но сам проЗА РУЛЕМ 11/97 143••