48
49
Появившись на российском рынке всего три года назад, чешская "Фелиция" стала наиболее популярной среди иномарок своего класса. Московские салоны продают до тридцати машин в месяц. В чем секрет успеха этой модели, попробовал разобраться Вячеслав МАМЕДОВ. Как показал опрос десятка покупателей, среди которых и люди со средним достатком, и представительства фирм и учреждений, "Фелиция" сразу привлекает своей разумной ценой и лучшим, чем отечественные "жигули" и "самары", качеством. Его видно невооруженным глазом: симпатичный автомобиль хорошо окрашен, детали интерьера - из приятного материала, они отлично закреплены и аккуратно подогнаны друг к другу. Под капотом - также "полный порядок". Найти неряшливо проложенный проводок очень трудно. Словом, чехи научились работать, как это принято на заводах концерна "Фольксваген", частью которого "Шкода" стала с 1991 года. Внешне "Фелиция" смотрится современнее "Самары". Особенно удался вариант с кузовом универсал, привлекающий полезным объемом кузова и, кстати, пока не имеющий аналогов в семействе переднеприводных ВАЗов (модель ВАЗ-2111 на базе "десятки" ВАЗ-2110 пока в продажу не поступала). Но по-настоящему приятные неожиданности начинаются, когда открываешь водительскую дверь и садишься в салон. На "Фелиции" высота крыши и косяков дверей относительно дороги больше, чем на "Самаре", поэтому входить в салон и выходить из него водитепю и пассажирам "Шкоды" удобнее. Этому способствует и то, что подушки сидений расположены ближе к порогу - пригибаться и "заныривать" в глубь салона тут не приходится, как и вытирать брюками грязь с порога. По сравнению с ВАЗ-2108, 2109 здесь больше расстояние от нижней кромки рулевого колеса до спинки и подушки сиденья, ощутимо просторнее над головой. Что касается пассажиров на заднем сиденье, то и для них более высокая крыша создает дополнительный комфорт. Расстояние же между спинкой переднего сиденья и подушкой заднего (200-357 мм в крайних положениях) обеспечивает пассажирам очень удобную посадку, что особенно ценно во время длительных путешествий. Кстати, заднее сиденье можно сложить для перевозки длинномерного груза, однако порядок укладки отличается от вазовского: спинка ложится на подушку, которую затем откидывают вперед. Легко превратить автомобиль ив фургон, демонтировав заднее сиденье (в "Самаре" это сделать гораздо сложнее.) Следует отметить, однако, что объем багажника "Фелиции" (0,27 м3) из-за сравнительно короткого заднего свеса кузова маловат (ВАЗ-2108 - 0,33 м3 ). Расположение 48 ЗРЛМ 11/97 А УЕверхней полки позволяет перевозить более высокие предметы, а нижний край задней двери, доходящий до бампера, экономит силы при их погрузке, У "Фелиции" очень малое по сравнению с "Самарой" усилие на педаль сцепления (привод здесь тоже тросовый), да и ход ее заметно меньше. Манипуляции рычагом переключения передач по точности включения и ходам у обеих машин почти одинаковые. Однако принятая для "Фелиции" схема включения не допускает ошибочный выбор заднего хода вместо первой передачи, знакомый неопытным владельцам "Самары". Современная по форме панель приборов функциональна и радует глаз фактурой пластика. И здесь - плюс по сравнению с ВАЗами. На щитке приборов исполнения LX рядом со спидометром - часы. На модификации GLX их место с нынешнего года занимает тахометр. Но автомобиль, который мы собираемся тестировать, наиболее дешевый, поэтому не удивляешься ни отсутствию консоли между сиденьями (рычаг переключения передач буквально торчит из пола), ни неразделенному по ширине (1:2) заднему сиденью. У "Фелиции", предназначенной для российского потребителя, иная, нежели для европейских стран, комплектация: усиленные пружины и амортизаторы в подвеске, электрообогрев и очиститель стекла пятой двери, аккумулятор емкостью 55 Ач (а не 42, как на базовой модели). Без этого набора автомобиль не поставляется в Россию официальным дилерам. Что касается системы питания, то для двигателя 1300 см 3 предлагается выбор изтрех варантов: карбюратор, центральный впрыск и распределенный (его ставят с 1997 года). Довольно старый по конструкции, но подновленный двигатель 1300 - с алюминиевыми блоком и головкой цилиндров, сохранивший нижний распределительный вал и штанговый привод верхних клапанов. Его мощности (40 кВт/54 л.с.) вполне достаточно непритязательному автомобилисту - по скоростным показателям "Фелиция" практически не уступает "Самаре" с двигателем того же объема, а по эластичности работы мотора превосходит ее. 75-сильная "Фелиция" с мотором "Фольксваген" (1,6 л) дороже почти на три тысячи долларов. Двигатель пускается легко, причем воздушную заслонку рукой прикрывать не надо - работает автоматическое пусковое устройство карбюратора "Пирбург" (выпускается в Чехии по лицензии). Это качество, заметим, особенно ценно в зимних условиях. "Фелиция" оказалась хорошо приспособленной к русской зиме. По разгонной динамике "Фелиция" и "Самара" с 1300-кубовым двигателем почти равноценны. Однако выбравшись из города, где машина вела себя очень резво, я ощутил на скорости около 100 км/ч явную нехватку мощности - здесь наш отечественный аналог явно вырвался бы вперед. А как у "Фелиции" с управляемостью? ВЫБОРСразу скажу: тем, кто любит более спортивную езду, рулевое управпение переднеприводных ВАЗов придется больше по вкусу. Так, количество оборотов от упора до упора у "Самары" - 3,2, у "Фелиции" - 3,7. А вот легкость управления "Фелицией" наводит на мысль о наличии гидроусилителя руля. Однако его нет, но по этому параметру, особенно важному для водителей-женщин, автомобиль дает фору конкуренту. На скорости 90 км/ч в "шкодовском" салоне тихо, нет поскрипывания пластмассовых деталей обивки и панели приборов. Звук двигателя заметно нарастает лишь по достижении 100 км/ч. В городе швы на асфальте и прочие выбоины небольших размеров "Фелиция" с двумя людьми проходит менее гулко. чем "Самара". Заметно более мягкая подвеска, с одной стороны, не может не нравиться, а с другой - неожиданно проявляет себя "пробоями" на неровностях, которые "Самара"" не почувствовала бы. Главная причина тревоги за рулем Фелиции" - не наскочить бы на выпирающий из асфальта люк колодца или просто большой камень. Клиренс (нижняя точка автомобиля до дороги), замеренный под коробкой передач, у "Шкоды" - всего 110 мм. Так что установка защиты. не входящей в "российскую" комплектацию, - дело первостепенной важности. А как же антикоррозионная обработка? - поинтересуются читатели. Ее как раз делать не стоит. Заводское покрытие днища, порогов и колесных арок пластизолем настолько прочное, что даже после пробега 70 тыс. км (после трехлетней эксплуатации) выглядит как новое. Тормозная система чешского автомобиля работает превосходно. Передние механизмы имеют невентилируемые диски, как и наши ВАЗы, диагональный привод, усилитель тормозов, отрицательное плечо обката передних колес - весь этот набор теперь уже стандартных требований по безопасному торможению есть иу "Фелиции". Отдельно о шинах. Они бескамерные, размером 165/70R13, поставляемые фирмами "Барум" (Чехия) и "Матадор" (Словакия). Их ходимость по российским дорогам в среднем - около 60 тыс. км, что соответствует долговечности шин-аналогов ведущих мировых производителей. После пробега заезжаю в одну из мастерских, где обслуживают "фелиции". Интересуюсь: как оценивают ее приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту сами механики? Оказывается, если автомобиль куплен у официального дилера, кроме обязательной замены узлов, вышедших из строя в гарантийный период, ТО-1 Подвески 'Фелиции': а - задняя; б - передняя."••••••••••ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ "ШКОДА-ФЕЛИЦИЯ IX 1.3" И "САМАРА" ВАЗ-2109 Модель Двигатель, тип Число цилиндров Рабочий объем, см 3 Материал блока Степень сжатия Максимальная мощность. кВт/л с при об/мин Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин Коробка передач Снаряженная масса, кг Скорость, км/ч Время разгона с места до 100 км/ч. с Расход топлива, л/100 км при 90; 120 км/ч ив городском цикле Объем бензобака, л Габарит, мм База, мм Колея спереди/сзади, мм Клиренс, мм Размер шин Цена. долл. США "Шкода-Фелиция LX" ВАЗ-2109 бензиновый, карбюраторный 4 1289 1299 алюминиевый сплав чугун 8,8 9,9 40/54 45/61 5000 5600 94 98 2250 3500 5-ступенчатая 935 915 145 148 17.0 5.7. 7,7:8.0 42 3855x1675x1415 2450 1420/1380 110 165/70R13 9500 16.0 5.7; 7.8; 8,6 43 4006x1620x1335 2460 1390/1360 160 165/70R13 7900через 1.5 тыс.км здесь также делают бесплатно. Доступ к силовому агрегату в моторном отсеке оценивается на "отлично". Жаль, что о его грязезащите конструкторы толком не позаботились. Заводской недочет - неудачное размещение коммутатора системы зажигания (за правой фарой, где на него попадает вода) - механики на сервисе устраняют сами, перенося прибор выше, на брызговик (в некоторых автосалонах эта операция входит в предпродажную подготовку). Механики отметипи высокое качество сборочных и монтажных работ, выполненных на конвейере. Все детали и агрегаты закреплены надежно, но винты и гайки, тем не менее, при необходимости можно легко отвернуть. Опыт эксплуатации десяти машин до пробега около 70 тыс.км показал следующее. Износостойкость тормозных колодок отличная - передние требуют замены после 30 тыс. км, задние при 70-тысячном пробеге еще вполне пригодны. Стояночный тормоз надежен и не требует частой регулировки (кстати, выполняемой изнутри салона, между передними сидениями). Как недостаток стоит отметить повышенную шумность цепного привода нижнего распредвала после 50 тыс. км. Это вызвано отсутствием натяжителя цепи. Шум свидетельствует о том, что цепь растянулась и нарушились фазы газораспределения. Как следствие - ухудшились мощностные показатели. Заменить вытянувшуюся цепь, не сняв силовой агрегат, сложно, и стоимость этой работы в автосервисе довольно высока. В целом же "Фелицию" оценивают как очень надежный и безотказный автомобиль, конструкцию которого завод совершенствует, учитывая и "русский" опыт. Например, часто отваливающиеся после соленых зимних ванн контакты выключателя фонарей заднего хода теперь заменены надежным клеммным соединением на картере коробки передач. Общий итог: "Фелиция", безусловно, стоит тех денег, которые за нее платят. Иногда спрашивают, почему у нее нет кондиционера, электрических стеклоподъемников и еще многого, что входит в стандартную комплектацию, к примеру, корейских автомобилей. Ответ простой: нашим покупателям дана возможность пробрести самый дешевый вариант. Еспи есть деньги, можно купить Фелицию" с "фольксвагеновским" мотором объемом 1,6 л. Скоро в семействе будет и дизельная. Ясно одно - машина завоевала хорошую репутацию благодаря высокому качеству изготовления, надежности, более современной, чем у российских, внешности, продуманной эргономике. И за это не грех заплатить.З РЛМ 11/97 49А УЕ