120
ЧРИИРРМРИРРИУЧЕНЬЕПервый раз за руль я сел (точнее, меня усадил на свои колени отец) лет, наверное, в восемь. С тех пор все поездки на дачу не обходились без моего водительского совершенствования. Постепенно состарившимся "Жигулям" было не сладко. Затем они сменились бортовым "уазиком" - "головастиком", которому я тоже не давал покоя. ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ С восемнадцатилетием пришла возможность начала "легальной" автомобильной жизни. К этому времени я уже учился на III курсе автотранспортного факультета Ставропольского политеха и кое-что "шарил" в технике. Как выяснилось, "права" можно получить тремя путями. Первый - учиться на курсах, второй сдать экзамены экстерном, третий - купить. Последние два пути отпали из-за их дороговизны (откуда деньги у бедного студента!), да и навыки вождения и знания, которые можно получить на курсах, не казались мне лишними. Обучение на категорию "В" в то время стоило 300-600 тыс. рублей, а на "В" и "С" - 500-900 тысяч, кроме того, во многих местах обучающийся еще оплачивал бензин. Меня сразу заинтересовали курсы, которые обязывались "вылепить" профессионального "водилу" всего за 400 тыс. рублей и три месяца. Кроме того, речь шла не о какой-то частной "шараге", а о серьезном государственном учреждении с гордым названием "Учебно-курсовой комбинат". Знойная женщина-секретарша, приняв деньги за обучение, заверила, что у них самая современная техника, наглядные пособия, компетентные преподаватели и самые низкие цены. Правдой было только последнее. Современной техникой оказались "слегка убитый" ЗИЛ-130 и два ржавых "пирожка". На стоянке доживал свой век парализованный ГАЗ-53 в конечной стадии разграбления. Под наглядными пособиями понимался неаккуратно распиленный нижнеклапанный двигатель ГАЗ-51 да десяток пожелтевших плакатов, оставшихся, вероятно, с лучших времен."Компетентным" преподавателем по устройству автомобиля и Правилам дорожного движения оказался "старорежимный" пенсионер, с ностальгией вспоминающий хлеб по двадцать копеек и контактную систему зажигания. По его словам, он плохо разбирался в устройстве "новых" переднеприводных машин, а понятия "двигатель с впрыском топлива" и "дизель" считал тождественными. Петр Ильич, как он себя представил, монотонно рассказывал об устройстве ЗИЛ-130 и ГАЗ-24 по плакатам 1979 года. 120 ЗА РЛМ 1247 УЕ Причем никаких отступлений, никаких современных конструкций! Все как двадцать лет назад: контактная система зажигания, шкворневая и рессорная подвески, барабанные тормоза. Какие-либо вопросы задавать было бесполезно по причине неважного слуха Петра Ильича. Занятия по ПДД заключались в самостоятельном изучении Правил и решении задач из билетов, где вначале под руководством Ильича исправили кучу ошибок. Многие, в том числе и я, вскоре усомнились в полезности таких занятий. Через месяц после начала учебы посещаемость стала около 50%, снижаясь в "критические" дни процентов до двадцати. Для занятий по вождению вывесили специальный график. Каждый должен был "кататься" раз в две недели по три часа. На один день приходилось по три человека. Один должен прийти к восьми утра, другой - к одиннадцати, третий - к трем часам дня. Все достаточно продумано и удобно. Прибыв в назначенное время, я не обнаружил ни машины, ни инструктора. Выяснилось, что он уехал за картошкой и сейчас "подскочит". Появившись через час, отечески похлопал по плечу, поинтересовался умением ездить, разрешил называть Петровичем. ЗИЛ оказался чудом дизайнерской мысли и незаурядного кругозора Петровича. Кусочкам изоленты, вымпелам и неприлично огромным бюстам не было конца. Покатались, похвалил, сказал, что встретимся на... экзамене! На мои возражения резко ответил, что на меня у него нет ни времени, ни бензина, ему надо учить тех, кто ездить не умеет (а я, значит, все умею...). Итого моя ездовая практика на этих курсах заняла минут 20-30, зато, подписывая в конце учебы какую-то бумагу, я с удивлением обнаружил, что уйму времени посвятил езде по городу, езде на легковом автомобиле, ночной езде, езде в буксируемом и буксирующем автомобиле, а также в других сложных дорожных условиях. Самое интересное, что были ребята, которые вообще не садились за руль учебного автомобиля! До получения "прав" предстояла еще одна малоприятная процедура - медкомиссия. Такую услугу, вероятно, благодаря ее оплачиваемости, с радостью оказывают практически все поликлиники. Разброс цен велик. Узнав цены в поликлинике по месту жительства, краевой и студенческой, я предпочел последнюю. Видимо, студенты вызывали жалость у медиков своей неплатежеспособностью. В специальном кабинете с меня взяли плату, попутно продали бланки справок, объ-ОТ ОТДЕЛА АВТОМОБИЛЬНОЙ жизниДействительно, о том, как сейчас учат в автошколах, можно рассказывать анекдоты. Хотя смешного мало - слишком велика цена этих "анекдотов". Недоучки за рулем "средств повышенной опасности" ежедневно выезжают из дверей автошкол на наши дороги, угрожая собственной и нашей жизни. Как-то так случилось, что обучение вождению стало одной из разновидностей шарлатанства. Практически любой профессионал (не педагог, заметьте, а водитель) может стать инструктором. И уж чему и как он будет "инструктировать" учеников - никому нет дела. Правильно ли "рулит" будущий водитель, умеет ли пользоваться зеркалами заднего вида, да и вообще - может ли спокойно тронуться с места - неважно. Главное - на экзамене "вписаться" в стойки "бокса" и развернуться в три приема. Впрочем, и это не всегда нужно. Недаром рекламные газеты пестрят объявлениями: "сдача экзаменов в ГАИ гарантирована". Пусть сколько угодно убеждают, что это означает лишь организацию процесса сдачи - не верится. Иначе зачем в конце обучения почти узаконенные поборы "для экзаменатора"? Они есть почти везде, сумма их колеблется от 50 до 500 тыс. рублей. Да, "права" сегодня покупаются и продаются, и об этом знают все. В принципе, и устраивает это всех: ученики не слишком обременяют себя учением, учителя и сотрудники ГАИ легко зарабатывают на хлеб с маслом. Государство получает деньги за лицензии, продаваемые автошколам, и "снимает" с них налоги. И если бы не рост ДТП, не гибель и увечья людей, можно было бы успокоиться. Или даже призвать, переняв "передовой опыт" Мексики, вообще отменить экзамены на получение права управления автомобилем. Пришел, зарегистрировался, заплатил деньги - и получил водительское удостоверение. Как ты будешь ездить - твое дело. Нет, наше общее. Поскольку никто не хочет оказаться на одной дороге с водителем-неумехой, не знающим Правил, никто не хочет рисковать жизнью и здоровьем. Поэтому сегодня мы приглашаем к разговору всех, кто имеет отношение к обучению вождению. Всех, от кого зависит ситуация, кто знает, как изменить положение к лучшему. Тех, кто может грамотно оценить выпускаемые в огромном количестве "пособия" для подготовки водителей. В системе и методах водительского образования пора навести порядок.