94
95
лл/ВОЛЬТНЫЕ*рическое сопротивление и создавать наименьшие помехи радиоприему. Известно, что импортные высоковольтные провода по сравнению с нашими имеют большее значение распределенного по длине провода электрического сопротивления. Зачем? Чтобы создавать меньше помех радиоприему. Но мы знаем: бесплатный сыр - только в мышеловке, и чтобы не вышло как в популярной сегодня притче - "хотели как лучше, а получилось как всегда", решили, помимо прочего, особенно тщательно проверить, как повлияет "лишнее" сопротивление в проводах на выходные характеристики электрического разряда. Характеристики разряда измерялись вw. J ДЛЯ "САМАРЫ"Наверное, каждый автомобилист имеет собственное мнение о том, какие запчасти или комплектующие покупать для своего любимца автомобиля. Часто мнение это формируется сложным, дорогим и опасным методом проб и ошибок. Материалы рубрики "Экспертиза", появившейся в этом году в "За рулем", как мы полагаем, помогут вам избежать некоторых ошибок и их последствий. Сегодня речь пойдет о высоковольтных проводах. Для проведения экспертизы были куплены шесть комплектов высоковольтных проводов "на девятку", охватывающих весь диапазон цен. Самыми дешевыми, как и следовало ожидать, оказались старые, хорошо известные автолюбителям провода синего цвета отечественного производства (фото 1) с "изящным" названием ПВППВ-40. Их мы приобрели в магазине за 30 тыс. руб. Самой дорогой покупкой, и это тоже не стало для нас неожиданностью, были высоковольтные Bosch (фото 2). За них мы отдали 140 тысяч. Все остальные провода расположились в этом интервале цен довольно близко друг к другу: нашумевшие "Цезарь" белого цвета, изготовленные специально для России - 65 тысяч (рис. 3), американские Web Wire R-200 69 тысяч (фото 4), Champion - 70 тысяч (фото 5) и английские Jan More - 80 тыс. руб. (фото 6). При наличии свободного времени все это можно было бы найти и подешевле. Характеристики проводов приведены в табл. 1. Всем комплектам предстояло пройти комплекс испытаний в лаборатории систем зажигания и сигнализаций НИИ автоэлектроники, где подобные эксперименты проводили еще во времена СССР, так что опыта в этом деле накопили достаточно. Прежде чем обращаться к результатам испытаний, остановимся ненадолго на том, какими должны быть провода, исходя из существующих стандартов. Сравнение российского стандарта ТУ 16-К81.02-91 и международного ISO 6856-90 выявляет некоторые отличия. Например, международный стандарт предъявляет более жесткие требования к работе проводов при высокой температуре: 180°С против наших 110°С, но он не столь привередлив к работе при низких температурах. К холодной зиме, судя по отечественным стандартам, мы готовимся лучше: наши провода должны исправно работать при минус 40°С в умеренном климате и при минус 60°С в холодном. Есть и еще один повод порадоваться за нас, любимых: только наши российские провода должны быть стойки к воздействию "плесневых грибов" (именно так записано в стандарте). И все же праздновать победу еще рано, ведь стандарт оговаривает лишь нижний уровень требований, а кто из производителей дальше уйдет от него - это еще вопрос. Требования общего стандарта оговаривают далеко не все характеристики проводов, и куда важнее, чтобы высоковольтные провода не просто были "качественными", но и оказались впору каждому конкретному автомобилю. Для этого они должны подходить по длине, иметь вполне определенное элект•в шz~z:SPARK PLUG WIRt SITь^Ь^Я94ЗА РУЛЕМ 12/97 ЭКСПЕРТИЗА ipiipinpiiijiдвух различных комплексах испытаний: первый из них соответствует ГОСТ 28827-90 и проводится только с одним центральным проводом. Второй соответствует отраслевому стандарту ОСТ 37.003.073-85. В этом случае проверялись цепочки "центральный провод самый длинный провод", соединенные между собой, как и положено, через "крышку распределителя". В первом случае требовалось получить длительность разряда не менее 1,6 мс и ток разряда не менее 75 мА - именно таково требование ВАЗа к высоковольтным проводам. Во втором случае - чем больше получим, тем лучше. Результаты испытаний приведены в табл. 2. А теперь небольшой комментарий к полученным результатам. Все типы проводов, кроме Web Wire R-200, имеют параметры искрового разряда соответствующие требованиям ТУ (технических условий), согласованных с ВАЗом. Главный недостаток американских Web Wire R-200 - ошибка в комплектации набора проводов, иначе это не назовешь. Вместо обычной длины 270-300 мм центральный провод здесь длиной 510 мм. Такой провод обычно применяется при установке бесконтактной системы зажигания на "жигулевскую" классику, но на "Самаре" этот "шнурок" не нужен. Из-за чрезмерной длины провод имеет "рекордное" значение электрического сопротивления, а это очень сильно портит характеристики высоковольтного разряда. Однако это отнюдь не значит, что двигатель вообще не сможет работать. Просто в наиболее тяжелых случаях, например на "убитом" моторе с "переливающим" карбюратором, ухудшатся характеристики сгорания, усложнится пуск двигателя, чаще будут возникать пропуски воспламенения. Основная проблема проводов Bosch это опять же повышенное сопротивление (см. табл. 1). В том, что у этих проводов очень хорошая помехозащищенность, мы не сомневались, но, увы, длительность разряда оказалась довольно низкой. Все же говорить, что Champion лучше, чем Bosch, или наоборот, в данном случае нельзя. Можно лишь констатировать, что одни из проводов лучше подходят для "Самары", чем другие, да и то с оговоркой. Если для вас важнее всего качество звучания музыки в машине, то, возможно, именно Bosch окажется предпочтительней, при этом какого-либо "ухудшения" работы двигателя вы, скорее всего, не почувствуете. Если же ваша машина давно просит капремонта, компрессия -вi f•хуже некуда, карбюратор не отрегулирован, а вам надо завести двигатель в лютый мороз, то ничего лучше отечественных проводов для этих целей придумать невозможно. Наряду с измерениями характеристик разряда проводились климатические тесты. Наихудшие характеристики здесь показали теплолюбивые американцы Web Wire R-200 и... наши ПВППВ-40. Оба комплекта при минус 40"С "дубеют", хотя функции свои продолжают выполнять: в исследованном диапазоне температур - от минус 40 до плюс 85°С - активное сопротивление всех проводов изменялось не более чем на 13%, что практически не влияет на разрядные процессы системы зажигания. Помехозащищенность проводов экспериментально не определялась - подобные тесты крайне сложны. Однако вообще забыть об этом было бы нечестно, ведь именно в этом наши провода заметно уступают импортным. Этим объясняется, что в отечественных системах зажигания устанавливают дополнительные резисторы для подавления помех. Напряжение пробоя также не измерялось, но по другой причине: системе зажигания ВАЗ-2109 на пробой "не хватит сил". Наверняка среди читателей есть люди, которые скептически относятся к отечественной продукции, и то, что наши ПВППВ-40 поХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОВОДОВ Таблица 1 лучили высокие оценки, они назовут предвзятостью, вспомнив, что наши провода могут в Параметр Марка случае чего и током стукнуть, и показать, что Длина, мм Диаметр, мм Цвет Изоляция Цена,руб. (страна-изготовитель) такое "северное сияние". Видимо, стоит объПВППВ-40 (Россия) центр. - 275; 1 - 515; 2 - 552; 3-649; 4-736 8 синий 30000 яснить, отчего это происходит. Дело здесь не BOSCH (Германия) центр.-301;1 -491; 2-534; 3-631; 4-691 8 серый силикон; 140000 в плохой изоляции, а, скорее, в худшем сочлетермополимер нении контактов на изношенных отечественэтилен, ных проводах. Даже у наших новых усилие пропилен расчленения контактов 6 кгс, против 7 кгс у -ЕРМД импортных проводов, не говоря уже о том, 7 силикон Цезарь (Англия) центр. -287,1-510; 2-551; 3-634.4-735 белый 65000 что наконечники последних имеют пукли (вы7 силикон Web Wire R-200 (США) центр.-510; 1-437;2-492; 3-619; 4-665 черный 69000 давленную круглую выпуклость), а отечест7 силикон JAN MORE (Англия) центр. - 237; 1 - 480; 2 - 473; 3 - 572; 4 - 680 фиолетовый 80000 венные могут похвастать только отогнутыми Champion (Англия) 8 силикон 70000 центр. -293; 1 -517,2-545:3-650; 4-731 красный лепестками. Со временем "лепеРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ ПРОВОДОВ Таблица 2 стковое" соединение перестает Параметр надежно "держать" контакты, и Сопротивление, Испытания по ГОСТ 28827-90 Испытания по ОСТ 37.003.073-85 В диапазоне температур -40 + 85°С часть электрического разряда, Марка Длительность Ток Длительность Ток Повреждение кОм Изменение особенно в сырую погоду, уходит разряда, мА разряда, мс изоляции разряда, мс разряда, мА сопротивления не туда куда надо. Свою роль игц.-0,72; 1-1,41; в норме нет" 82 1,80 82 ПВППВ-40 1,80 рает и то, что наши провода более 2-1,46;3-1,67; склонны к растрескиванию изоля4-1,98 ции. Однако, отмечая все эти мив норме 82 1,20 82 нет BOSCH ц-4,70; 1-9,76; 1,60 нусы, мы не должны забывать, 2-10,50:3-13,65; что отечественная продукция в 4-15,04 данном случае действительно поЦезарь ц-4,76; 1-8,30; 1,28 нет 1,60 82 72 в норме зволяет получить лучшие харак2-8,85,3-9,76; теристики высоковольтного раз4-13,20 ряда и при этом оказывается в 82 1,30 нет' Web Wire R-200 ц-8,60; 1-6,23; 72 в норме 1,30 2-5 раз дешевле. 2-6,74:3-8,48; Александр БУДКИН4-9,40 JAN MORE 4.-3,95; 1-7,62; 2-8,15;3-8,89; 4-10,90 Champion ц-2,92; 1-4,71; 2-4,68:3-6,70, 1,80 1,68821,4082енорменет821,5082в норменетРедакция благодарит отдел аппаратов зажигания и систем тревожной сигнализации НИИ автоэлектроники за помощь в подготовке материала.•4-8,70'При температуре минус 40°С изоляция становится жесткой. ЗА РУЛЕМ 12/9795