125
1Г.ЮЙ вероятность попасть в ДТП резко оровые гла ЗР отвеJ J'- Лидия Ивановна, в чем для водителя коварство поздней осени и зимы? С точки зрения офтальмолога, конечно. - Короче дни, хуже видимость на дорогах и, если человек долго находится за рулем, быстрее наступает зрительная усталость. Тем более что в организме зимой меньше витаминов. В этом состоянии очень велик риск не заметить опасность или вообще заснуть. При первых признаках, что глаза устали, надо остановиться и отдохнуть - лучше всего на свежем воздухе, вне машины. Ведь глаза - это мышечный орган, как руки, ноги или спина. Если у человека заболела нога, он же не танцует, правда? - Но именно зимой во время дальних поездок отдыхать-то и некогда: многие водители торопятся успеть к месту назначения до темноты... - Это напоминает мне логику героя известного анекдота: "Почему вы превышали скорость?" - "У меня, товарищ инспектор, отказали тормоза, и я спешил вернуться в гараж, пока не случилась авария". - Ну, хорошо, я съехал на обочину: но гулять на воздухе у меня нет времени, да и не везде это нынче безопасноКак мне быстро снять глазную усталость, не выходя из машины? - Есть ряд упражнений. Крепко зажмурьте глаза - и резко, как можно шире, их откройте. Так несколько раз. Потом делайте круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. А еще надавите костяшками указательных пальцев на височную артерию (она проходит на уровне наружного угла глаза) и вращательными движениями в одну ив другую сторону помассируйте ее. При этих упражнениях кровь обогащается кислородом и сразу улучшается питание сетчатой оболочки глаз. - А как добиться, чтобы глаза в пути не уставали? Водители знают только один способ: держать в чистоте ветровое стекло... - Ну, это само собой. Мы рекомендуем иметь в поле зрения какое-то цветовое пятно - зеленое, желтое, сиреневое, оранжевое (но не красное!). Оно незаметно поддерживает нормальный тонус глазных мышц и сосудов, особенно поздней осенью, зимой и ранней весной, когда в монотонном дорожном пейзаже очень не хватает красок. Это может быть, например, наклейка на панели приборов. Но, конечно, не цацка или побрякушка, которая болтается перед глазами, утомляя их и отвлекая внимание. В последнее время в некоторых нашихФфмагазинах оптики появились специальные очки для водителей - в том числе для тех, кто нормально видит. Цветовая гамма их подобрана так, что они успокаивают зрение, обостряют его в сумерках, а в темноте защищают от ослепления фарами встречных машин. - А можно ли обострить ночное зрение с помощью медикаментов? - Да. Всегда надо иметь в автомобильной аптечке поливитамины с преимущественным содержанием витаминов Аи Е. Перед наступлением сумерек прими таблеточку. Через два-три часа - еще одну. Но больше двух не надо. Кстати, хорошо влияет на зрение и зеленый чай, который стоит брать с собой в дальнюю дорогу. Летом он еще и отлично помогает от жары. - Кстати, о медикаментах. Однажды вечером я воспользовался каплями от насморка и, сев за руль, с изумлением обнаружил, что хорошо знакомая мне дорога поворачивает... в противоположную сторону. - В подобные капли входит адреналин, расширяющий зрачки, отсюда и ваш мираж. Небезопасных для водителя медикаментов много: например седуксен, ношпа, коринфар, валокардин... Поэтому, принимая перед поездкой или во время нее препарат, не поленитесь заглянуть в аннотацию: нет ли там соответствующего предостережения. Нужно быть осторожным даже с валидолом, издавна входящим в состав автомобильной аптечки: расширяя сосуды, он может вызвать резкое падение внутриглазного давления, поэтому после его приема лучше хотя бы четверть часа не садиться за руль..—В борьбе с затемненными стеклами Польша опередила всю Европу. Ее требования строже даже немецких. На практике допускается лишь тонировка, выполненная заводом-производителем автомобиля. В остальных случаях она вне закона. Нововведение, инициатором которого выступило министерство транспорта, призвано повысить безопасность движения. Вместе с тем оно нанесло тяжелый удар множеству мелких фирм, затемнявших пленкой за 100-120 долларов стекла автомобилей. Некоторые из них, применявшие пленку американской фирмы Warstfoll, были уверены в качестве продукции и попытались получить на нее сертификат соответствия. В краковском институте стекла и керамики эту пленку подвергли скрупулезным и недешевым исследованиям. Оказалось, что она достаточно огнеупорна, устойчива к механическим воздействиям, не боится высокой влажности и скачков температуры, но... недостаточно прозрачна. А согласно действующим в Польше (и у нас) стандартам, тонированное ветровое стекло должно пропускать как минимум 75% светового потока, остальные же стекла - не менее 70%. Короче го-1ЕШИМ читателям, которые шьшу на маш ороШеньно зздуматы ли наказать водители крупным штрвфом." т «имиворя, мастера, занимавшиеся тонировкой, переключились на прямо противоположную услугу: удаляют пленку, чтобы вновь сделать стекла прозрачными. Клиентов пока немало, так как изъятые регистрационные документы автомобиля полиция возвращает польским гражданам лишь после такой операции, при этом очевидно, в качестве наказания - требуя пройти внеочередной техосмотр. Иностранцу это не грозит. Изъятое у него свидетельство регистрации полиция пересылает в посольство. Дождись, получи и... езжай себе с затемненными стеклами дальше До очередного цепкого полицейского... А почему же у нас вовсю ездят с тонированными стеклами? Причем с такими, сквозь которые и днем-то не всегда разглядишь опасность на дороге. А уж ночью да в непогоду... В Правилах дорожного движения сказано, что разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Но. как правило, приборов для определения светопроникновения у автоинспекторов нет. У польских полицейских их тоже нет. Там решили проблему, отталкиваясь не от ПДД, а от сертификата соответствия. Автомобиль проходил сертификацию с прозрачными стеклами - следовательно, эксплуатировать его с затемненными незаконно. Вот и все. И никаких гвоздей... Я хотел сказать: "Никаких приборов".