174
АвтолюбителейЕще в 1817 году мюнхенский каретник Георг Ланкеншпергер (Georg Lankensperger) запатентовал рулевое управление с поворотными кулаками. Для конных экипажей эта конструкция показалась малополезной и почти не применялась. Лишь через 75 лет Карл Бенц вспомнил и усовершенствовал это изобретение, получив в 1893 году патент на "устройство управления экипажей с тангенциальными к колесам окружностями упНеобходимость создания рулевого механизма, отличного от общепринятого равления". На машине "Бенц" движение от на конных экипажах (там передняя ось просто поворачивалась вертикальной рулевой колонки с маленьким относительно своей средней точки), поняли уже конструкторы первых рулевым колесом-штурвалом и располоавтомобилей. Такое устройство было непригодно хотя бы потому, что у женным ниже червячным колесом передаавтомобиля гораздо меньше плечо управляющего рычага, не говоря уже о валось через двусторонние зубчатые рейки том, что при езде по кривым все четыре колеса должны катиться по дугам, на вильчатый рычаг, который был связан с имеющим один общий центр. Как инженеры шли к современным колесами через рулевые штанги-тяги. конструкциям рулевых механизмов, рассказывает Сергей КАНУННИКОВ. Появление наклонных рулевых колонок совпало по времени с распространением на концах. Это позволило и повысить точливали на тяжелых грузовиках, причем рарулевых механизмов в корпусе, заполненность управления, и сохранить небольшое ботали они от сжатого воздуха или от разном смазкой. Причем сразу появились два усилие на руле. режения во впускном коллекторе; позднее Появление независимой передней под- появились гидроусилители, которые и понытипа таких механизмов. Первый представлял собой винтовую передачу, не остались бы "монополигайка которой была связана с стами", если бы на малых марулевой сошкой и двигалась шинах не стали все чаще успо винту вверх и вниз. Второй танавливать усилители элект- включал в себя червячный рические. сегмент, сцепленный с рулеОтметим здесь, что необвым червяком. Обе конструкходимость установки передних ции, в принципе, знакомы по колес под определенным угсовременным автомобилям. лом (то есть схождения и разПреимущество обеих сисвала) поняли еще каретные тем - способность к самозамастера. Исходя из практики, тормаживанию, которая была опытным путем старались они к тому же тем больше, чем достичь максимального комменьше шаг резьбы и, следофорта при быстрой езде. Завательно, чем "легче" руль. дачи автомобильных конструкКонструкторы боролись за торов усложнило наличие разудобство управления. В США личных шин и конструкций разработали механизм, где с подвесок. О типах последних Рулевое управление каретного типа на одном из первых автомобилей рулевой сошкой был связан мы расскажем в другой раз. палец (а не гайка и не зубчатый сегмент), вески привело к появлению трех раздельПока же обратим внимание на то, что некотосцепленный с резьбой червяка. Дальнейшее ных рулевых тяг, и уже в 30-х годах на аврые конструкторы мечтают вообще прервать развитие этой идеи заключалось в том, что томобилях с такой подвеской применялось жесткую механическую связь между рулем и палец установили на ролики для уменьшереечное рулевое управление, по конструкколесами, заменив ее чисто электрической. ния трения. Оказалось возможным также ции близкое к современному. Более того, самые смелые из них предлагают сделать рулевой червяк с переменным шаВ тех же 30-х заявили о себе усилители заменить руль - скажем, джойстиком по типу гом - меньшим в средней части и крупнее рулевого механизма. Сначала их устанавкомпьютерного. Бог мой, к чему мы идем!Д/ГЕЖДУ РУЛЕМИ КОЛЕСАМИЛJsFtbГТРОШУ ОБЪЯСНИТЬ...На моем ВАЗ-2107 (пробег 90 тыс. км) чашка правой пружины, приваренная к балке заднего моста, странно отогнута книзу в задней части. То же я обнаружил на машине моего приятеля. Что могло привести к этому? Это обычное следствие эксплуатации автомобиля с сильно изношенными резино1 74 ЗА РУЛЕМ 1247выми втулками в штангах задней подвески. Последние выполняют функцию направляющих элементов, позволяя заднему мосту перемещаться по отношению к кузову так, как это предусмотрено конструкцией. Пока штанги и их резинометаллические шарниры в порядке, движение балки моста вверх или вниз сопровождается лишь незначительным (заданным геометрией подвески) перемещением в продольном направлении. Исправные штанги не позволяют также заднему мосту произвольно смещаться вперед-назад при разгоне или торможении автомобиля. Если же резинометаллические шарниры "разболтаны" (изношены или порваны резиновые втулки, к тому же сильно изношены металлические), то даже не оченьбольших продольных усилий достаточно, чтобы мост начал смещаться в соответствующем направлении гораздо сильнее, чем это допустимо. Так, при торможении, сопровождающемся перемещением моста кверху (наезд на бугор), чашка правой пружины может краем зацепить гайку крепления поперечной штанги к кронштейну кузова. Удар оказывается достаточно сильным, чтобы край чашки отогнулся вниз. Таким образом, подобная "отметина" на правой чашке однозначно указывает: задняя подвеска "Жигулей" нуждается в немедленном ремонте. Вряд ли необходимо доказывать, что подобная "свобода" заднего моста означает ухудшение устойчивости автомобиля.