80
81
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛЮБИМОМКак я нашла своего АдамаМоим первым собственным автомобилем был "Запорожец", о нем я поведала в "Женском клубе" ЗР, 1997, № 2. Прошел ровно год, и теперь у него уже другой хозяин, а у меня - другой автомобиль.Сказать, что я просто любила свой "Запорожец" - это значит не сказать ничего. Каждому, кто соглашался слушать, я рассказывала, какая у меня замечательная машина, и когда слушатели узнавали ее модель, их интерес неизменно возрастал. Однако говорить - это одно, а ездить - совсем другое. Ездил он, несмотря на все мои похвалы, совсем плохо. Поэтому покупка другого автомобиля стала для меня просто необходимостью. Несмотря на обилие объявлений о продаже, купить то, что нужно, непросто. У меня на поиск машины ушло два месяца. Практически ставший народной мудростью тост гласит: "Пусть твои потребности совпадают с твоими возможностями". У меня же здесь была полная дисгармония. Обилие красивых машин на дорогах никак не способствовало снижению моих потребностей. Пределом же моих возможностей была сумма в $3000. Что я реально могла купить на эти деньги? Из новых машин ничего, даже на "Оку" не хватало (хотя "Ока" меня бы вполне устроила). Способов покупки подержанного автомобиля не так уж много: рынок, газета и знакомые. Я начала с рынка. Здесь, "как в Греции", было все. Начиная от любых отечественных моделей любого возраста доМИХАЛЫЧ СОВЕТУЕРано или поздно наступает момент, когда автомобиль нуждается в ремонте. И эмансипированные его владелицы начинают поиск специалистов.Как-то в гостях мне довелось услышать любопытный диалог автомобилисток. - Слушай, я знаю, ты давно ездишь. Посоветуй, что делать. Последнее время шум какой-то, прямо на нервы действует. У мужа спрашивать не люблю, он сразу ворчать начинает. А я ездить-то езжу, но что у нее там внутри... - Да не волнуйся ты! Сначала у меня было то же самое: беспокоилась, дергалась, пока не поняла - надо найти своего мастера. - Легко сказать, а где же его найти? - Поговори со знающими людьми, они посоветуют. Я, например, уже четвертый год езжу к Михалычу. Хороший мужик, главное, честный. Если сказал, что деталь нужно менять, значит, уж точно починить ее невозможно. Да и берет он недорого. - Моя машина-то новая, вроде бы ездит нормально, хоть и шумит - на сервис рано... - Ну и зря, я тоже так думала, а потом умные люди подсказали, что наши машины хоть они и новые, а все равно нуждаются в мастере. Когда первый раз приехала к Михалычу, он сделал "протяжку". Знаешь, что это такое? Закрутил как следует все гайки и болты, потому что на заводе этого не делают. Там лишь бы выпихнуть машину за ворота - и все. Михалыч сделал антикоррозийку, поставил подкрылки, отрегулировал что надо. Теперь езжу, горя не знаю. Решила ия встретиться с этим Михалычем. И вот что он мне поведал. Больше всего работников сервиса раздражают те дамы, которые сразу предъявляют целый список имеющихся, по их мнению, неисправностей. Но кое- таких иномарок, названий которых я ни щ до рынка, ни после него больше так и не встретила. Располагая столь скромной суммой, я сознательно уменьшила до минимума свои требования. Прежде всего автомобиль должен быть на ходу и прослужить при постоянной эксплуатации хотя бы пару лет. И, конечно же, он должен быть достаточно экономичным, чтобы я могла себе позволить ездить на нем постоянно. Хотелось купить распространенную европейскую иномарку, и по этой причине меня прежде всего интересовали "Фольксваген-Гольф", "Форд-Эскорт", "Форд-Фиеста", "Опель-Кадет", "ОпельАскона"... Однако то, что соответствовало моим минимальным потребностям, стоило никак не меньше $5000-6000. Надо сказать, что подавляющее 0 большинство машин было не просто помыто, а так отполировано, что все блестело и сверкало. Обилие или, точнее, изобилие автокосметики на бамперах, панелях, дисках и прочем превосходило все разумные пределы и затрудняло поиски. Двадцатилетние "старушки" сверкали как новенькие, и если бы не мои бдительные помощники, которых интересовало состояние двигателя и кузова, а не их внешний вид, то я бы, навер-ное, клюнула на эту "предпродажную подготовку". Проведя на Люберецком рынке пару выходных, "эксперты" пришли к неутешительному выводу: найти здесь автомобиль с требуемыми характеристиками за имеющуюся у меня сумму не удастся. Не помогли и газеты: их ежедневное чтение, возможно, и расширяло кругозор, но никак не приближало к заветной цели. Можно было подводить печальный итог - ничего. Но я знала, что все равно найду нужную мне машину, хотя время шло и настроение становилось все хуже и хуже. Однако машину я все-таки купила. Помогли друзья. Это был малиновый "Опель-Кадет", хозяин которого немало над ним потрудился, проведя полную переборку двигателя и окраску кузова. Конечно, у этой машины было много недостатков: 16 лет - более чем почтенный возраст (а с другой стороны, все эти годы на нем ездили по дорогам Германии), крашеный кузов (но красился он с полной разборкой и такого цвета на дороге я не встречала), всего три двери (но я-то на заднем сиденье ездить не собираюсь), поношенная низкопрофильная резина (конечно же, зиму на этой резине я не проезжу, но пятнадцатидюймовыеколеса - одно из главных украшений моего автомобиля!). За те два с небольшим месяца, что я владею своим "Кадетом", я накатала без проблем шесть с лишним тысяч километров. И только один раз мои бескамерные колеса загадали мне загадку. Однажды на дороге (я в машине была одна) спустило колесо. Что ж, "нет такой плохой ситуации, которая не могла бы стать еще хуже". Я порадовалась, что хоть нет дождя и тепло, остановилась и самостоятельно его накачала. В этот же день, пораньше освободившись от дел, поехала в шиномонтаж. Больше часа сначала один мастер, а потом несколько пытались найти причину утечки, но, увы, безрезультатно - колесо оказалось целым! Больше эта история пока не повторялась, но как знать, ведь какая-то причина все-таки была... Основателя фирмы "Опель", как известно, звали Адамом, именно так яи зову про себя свою машину. Меня пока устраивает мой старенький Адам, но я-то знаю, что нам недолго оставаться вместе, и уже задумываюсь над тем, каким же будет мой следующий автомобиль... Наталья МАЛЫШЕВА, студентка МАДИшщкто из слесарей пользуется этим, и результатом может стать замена вполне нормальных деталей. Это касается и мужчин, но, как известно, к женщинам за рулем отношение особое, поэтому и пострадать они могут в большей степени дескать, все равно ничего не смыслят в "железках". Правда, по словам мастера, сейчас среди них появляется все больше что-то понимающих в устройстве автомобиля. Это, как правило, приходит с опытом. Сей факт Михалыч отметил с удовлетворением. Но его советы предназначены, скорее, начинающим автомобилисткам. Необходимо поскорее найти "своего" мастера. Здесь как с врачом: когда чтото серьезно заболит, ищешь того, кто это заболевание действительно сможет вылечить, а не идешь в районную поликлинику к случайному доктору. Предприятие автосервиса, куда вы все-таки рискнули заехать без рекомендаций знакомых, должно обязательно иметь сертификат соответствия. Этот документ доказывает, что оно аттестовано на проведение того или иного вида работ. Если сертификата нет, то бегом отсюда. Вам не дадут гарантии, а если и дадут, то она не будет иметь ровным счетом никакой юридической силы. Лучше всего, приехав на СТО, объ-яснить, что беспокоит в поведении машины, не делая при этом своих "специальных" выводов, и ждать рекомендаций мастера. Мастер есть мастер и разбирается в устройстве автомобиля лучше вас. Нередко просьбы женщин бывают наивны. Многих раздражает, когда что-то скрипит, шумит, хотя им надобно знать, что в наших автомобилях детали живут своей самостоятельной жизнью. Так, устранить какой-то скрип или писк пластмассы в панели приборов можно, но это в общем трудоемкая, дорогая и, главное, не слишком нужная операция. На безопасность эти звуки не влияют, и можно не обращать на них внимания. Бывают и специфические просьбы автомобилисток. Некоторые сетуют на слишком "тяжелую" педаль сцепления, или тугую педаль газа, или на то, что уж очень противно "шумит мотор". Опытный мастер не оставит эти жалобы без внимания: женский слух - не мужской, и часто женщины чувствуют неполадки инстинктивно. А вот делать ТО каждые 10-12 тыс. км Михалыч рекомендует настоятельно: тогда вероятность внезапных поломок будет сведена до минимума. Кроме того, это еще и забота о собственной безопасности. Бытует мнение, что в мастерских автосервиса женщин обманывают ча-ще, выжимая лишние деньги. Это не совсем так. Как правило, работники сервиса - неплохие психологи, они способны сразу определить, что собой представляет заказчик, насколько он "бЗбочен", по их терминологии. И здесь не важно, кто перед ними - мужчина или женщина, способы обмана применимы ик тем, и к другим. Раньше, например, частенько завышали при расчете объем работ, проконтролировать который неспециалисту очень сложно. Сейчас, чтобы содрать больше денег, недобросовестные мастера, как уже было сказано, "починят" вам даже то, что вполне работоспособно. А вот "свой" ремонтник, как правило, дорожит постоянным клиентом, его невыгодно обманывать. Есть и другой способ избежать обмана, но он займет много времени: можно съездить в несколько мастерских и сравнить результаты "обследований". В заключение Михалыч обратил внимание на то, что женщины чаще всего забывают делать: регулярно проверять давление в шинах, а также уровень масла и "Тосола". Ведь восстановить загубленный двигатель - задача не из легких, к тому же требующая больших затрат. Елена БУЛАВИНАЗА РУЛЕМ 12/97 81