164
СвоимиС; Боими^иламиО А "ЗАПОРОЖЦЕ" МОЩНЫЙ ГЕНЕРАТОРОпыт эксплуатации автомобилей ЗАЗ968М и ЛуАЗ-969М, особенно в зимнее время с коротким световым днем, свидетельствует: установка на базе штатного генератора Г502 не обеспечивает достаточной подзарядки аккумулятора, если одновременно включены головной свет, габаритные огни и отопитель. На дополнительные приборы, например противотуманные фары, автомагнитолу и т. д., мощности вообще не остается. Предлагаемый простейший способ установки на двигатель МеМЗ-969 дополнительного генератора 58.3701 от автомобиля "Москвич" проверен двухлетней эксплуатацией (рис. 1). При этом штатный генератор остается на своем месте, но работает только в качестве вентилятора ик тому же выполняет роль резервного. Если выйдет из строя новый основной генератор 5, прежний может быть легко подключен, а это повышает надежность всей энергетической установки автомобиля. Мощность штатного генератора Г502 на "Запорожце", как правило, не удовлетворяет автовладельцев, использующих машину в зимнее время. О том, как обеспечить "Запорожец" или ЛуАЗ более мощной энергетической установкой, рассказывает Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ. Перейдем к описанию крепежных деталей. Основной элемент - скоба, выгнутая согласно рис. 2. Это стальная полоса шириной 60 мм и толщиной 4,5-5 мм. Выгнуть ее в висборке следует обратить особое внимание на то, чтобы лопасти крыльчатки не задевали за болты. Свободный край пластины должен оказаться на уровне оси вентилятора. Для придания конструкции необходимой жесткости (см. рис. 1) предназначена растяжка 7с двумя отверстиями (рис. 3). Первое (10 мм) должно совпасть с отверстием в нижней проушине генератора, а второе (6 мм) предназначено для установки растяжки под болт крышки распределительных шестерен, расположенный над фланцем бензонасоса. Желательно заменить этот болт удлиненным на 5-6 мм. Петля на конце скобы 2 вводится между проушинами генератора, растяжка 7 устанавливается с внешней Сравнительные параметры генераторов Г502 и 58.3701 стороны нижней проушины и весь этот пакет стягивается специальным длинГенератор Рном(Вт) ^«ЖС|А| ЧЮМ|О6'|«И) «ноы(Д) ^иртя{ии\ ЧмнКЛыин] ным (/=120 мм) болтом М10 или Г502 420 30 3200 20 110 2300 шпилькой с двумя гайками на концах. 58.3701 730 52 2400 32 60 960 Примечание. N - число оборотов коленвала, соответствующее максимальному Деталь, показанная на рис. 4, - натятоку, отдаваемому генератором: N , ^ - минимальное число оборотов коленвала, житель. Один его конец служит для соответствующее номинальному току. крепления к верхней проушине генератора, а другой - с прорезью, для реКак видно из таблицы, генератор Г502 гулировки натяжения ремня с помоотдает ток 20 А только при 2300 об/мин кощью болта. Последний вворачиваем в ленчатого вала двигателя, что соответствуотверстие на направляющем аппарате ет скорости автомобиля на четвертой перевентилятора. Отверстие сверлим свердаче примерно 70 км/ч. Такой режим при ху так, чтобы болт вышел между недвижении в городе не бывает продолжиподвижными лопатками аппарата. Мательным - в среднем за поездку зарядного териал направляющего аппарата мягтока не хватает, и аккумуляторная батарея Рис. 1. Установка генератора 58.3701 на двигатель МеМЗ-969: 1 , 3 - болт М8; 2 - скоба; 4 - натяжитель; 5 - генератор; кий, и толщина его невелика. Поэтому разряжается. Генератор 58.3701 отдает ток 6 - ремень; 7 - растяжка. нужно либо нарезать в нем резьбу с 32 А при оборотах холостого хода (960 об/мин). Таким образом, даже при остановде дуги радиусом 110 мм легко на деревянмелким шагом, либо установить внутри гайку ке у светофора обеспечивается заряд батаном "шаблоне" диаметром 220 мм, а петлю с таким расчетом, чтобы ее можно было зареи. При 3000 об/мин коленчатого вала, что на конце (внутренним диаметром 10 мм) - на хватить ключом. соответствует скорости автомобиля на четстальном прутке. При этом изгибаемый учаЕсли все выполнено правильно, генеравертой передаче около 100 км/ч (быстрее на сток нагревают газовой горелкой или мощтор окажется справа от направляющего ап"запорожцах" редко ездят), частота вращеной паяльной лампой. Скоба крепится сверху парата и не выше последнего. При этом ния ротора генератора не превышает 7500 на направляющем аппарате вентилятора с должно обеспечиваться натяжение ремня об/мин, то есть остается в допустимых препомощью двух болтов 1и3 (М8) с гайками длиной 1250 мм, охватывающего все три делах (до 10 000 об/мин). (см. рис. 1), для чего в полосе и направляюшкива. Перед установкой ремня необходимо Несколько простейших деталей, необщем аппарате сверлят два отверстия. убедиться в том, что шкивы лежат в одной Важно установить полосу так, чтобы плоскости - от этого в большой мере зависит ходимых для крепления дополнительного генератора (эскизы их представлены здесь), расстояние от ее края до обреза направляюего долговечность. В автомобиле ЗАЗ-968М несложно изготовить в домашних условиях с щего аппарата вентилятора составляло 40 потребуется выполнить прорезь "по месту" в помощью обычного слесарного инструменмм. Это обеспечит совпадение плоскостей кожухе вентилятора для прохода ремня. та. Ремень генератора длиной 1250 мм от всех трех шкивов. Отверстия под болты в Может оказаться, что ремень при рабоавтомобиля КамАЗ можно купить, а регуляпластине смещены от ее середины, тогда те будет касаться выходного шланга бензотор напряжения Я112 входит в комплект геони выходят в зазор между неподвижными и насоса. Чтобы устранить это, отверните вращающимися лопастями вентилятора. При шесть винтов крепления верхней части корнератора.mu164 ЗА РУЛЕМ 12/97