71
72
73
74
ОБОЗРЕНИЕ ЗР»Современный серийный автомобиль по некоторым параметрам уже превосходит двух-,четырехместный самолет. Летать автомобилю не позволяют, можно сказать, сознательно: монтируют антикрыло, задают аэродинамическую форму кузову, прижимающую его к земле. распределяют соответствующим образом нагрузку на оси. Тем не менее идея полетов на обычном автомобиле буквально носится в воздухе."летающий автомобиль Коиверкар дитя конверсии производства.НАЛ ЗЕМЛЕЙЧитатели постарше помнят, как лихо улетел от полиции на своем "Ситроене" Фантомас. Увы, это было лишь в фантастическом киносериале. Между тем в нашей стране, где на большей части территории с огромными запасами природных богатств почти нет асфальтированных дорог, идея полетов на автомобилях, будь она реализована, способна принести большую практическую пользу. И не только полетов. Нефтяникам, охотникам, связистам, медикам очень пригодились бы плавающие автомобили, аэросани, транспортные средства на воздушной подушке и т. п. Но вернемся к полетам. В самом деле, почему бы автомобилям не летать? Современные модели мощнее некоторых самолетов, да и оснащены не хуже - бортовым компьютером, различными системами автоматики (АБС, системой электронного впрыска топлива, регулирования тяги и т. д.), системой навигации, радиотелефоном... Все это так, но перед серийным автомобилем на пути в небо стоят серьезные препятствия. Именно серийным, с навесным оборудованием, потому что сделать единственный, очень дорогой летающий автомобиль, скажем специально для Фантомаса, можно даже сверхзвуковым. Первая проблема - габарит. Необходим размах крыла 10-12 ми длинная хвостовая часть фюзеляжа. Как их неудобно складывать, транспортировать, хранить! В то же время проблему решить просто, отказавшись от классической компоновочной схемы самолета. Если для воздушного автомобиля использовать крыло малого удлинения, то можно получить аппарат с отличными взлетно-посадочными характеристиками, хорошей устойчивостью и управляемостью, а главное - с прекрасными противоштопорными свойствами. Такой самолет может иметь размах крыла всего 6,6 м. Это значит, что у автомобиля шириной 2,2 м на крыше окажутся два сложенных крыла по 2,2 м. Длина такого самолетоавтомобиля будет около 6 м. Как видим, размеры машины в "автомобильном варианте" даже чуть меньше, чем у грузовика ГАЗ-53. Кстати, отечественные и зарубежные самолеты с крылом малого удлинения ("Бич-20", Х-112, JD-2) представляют собой отличные аналоги летающих автомобилей. Вторая проблема, которая, несмотря на удачные полеты самолетоавтомобилей, возвращает идею летающей машины с неба на землю - сложность управления крылатой машиной, где самым трудным является взлет и посадка. А чтобы их упростить, необходимо снизить посадочную скорость до 40-55 км/ч - тогда полет будет доступен почти любому шоферу. Но сегодня достичь таких параметров удается далеко не всем, кто экспериментирует в этой области. Коснемся еще одной проблемы - подготовки водителей для управления такими аппаратами. Чтобы получить свидетельство пилота, необходимо налетать 40 часов на учебном самолете, из них 28 часов с инструктором и 12 часов самостоятельно для закрепления навыков пилотирования и выЗ РУЛЕМ 12/97 71 А •полнения фигур высшего пилотажа. Сравните: для получения водительских прав в наберется заказ на 160 тыс. машин. Такого автошколе обучаемый должен наездить с количества покупателей не нашлось. инструктором около 30 часов на учебном Наиболее удачным летающим автомоавтомобиле (другое дело, что на практике билем из США считается "Аэрокар", созэто бывает намного меньше). В России в данный М. Тейлором. Практически это наше время надо заплатить $180 за один обычный автомобиль, который при движелетный час при обучении на самолете Як- нии по шоссе вез за собой крылья и хвосто18Т, а полный курс летной подготовки на вую часть фюзеляжа с оперением на приэтом самолете обойдется в $7200. Между цепе. Первый полет он совершил в 1949 гопрочим, теоретическая подготовка и летду, а затем было построено еще семь таких ная программа в некоторых школах США машин. В 1956-м аппарат был даже сертистоит около $2000. Но пока до всего этого фицирован Федеральным авиационным упеще далеко, поэтому вернемся к самим леравлением США. Этот летающий автомотающим автомобилям. биль имел крыло размахом 10,4 ми взлетНачиная с 1917 года таких аппаратов ный вес 953 кг. Крейсерская скорость полеразличного типа было построено всего окота - 160 км/ч, максимальная скорость в авло пятидесяти. Для обзора всех этих машин томобильном режиме - 1 07 км/ч. в довольно короткой статье возможностей, Одна из последних зарубежных работ конечно, нет, и мы остановимся лишь на са- четырехместный "самолет-автомобиль", мых интересных конструкциях. построенный в США (рис. внизу на стр. 58) После окончания второй мировой войфирмой "Эс-Ти-Ви-Ди" (STVD) в 1995 году. ны американские самолетостроительные Он оснащен двигателем мощностью 180 л. фирмы в ходе конверсии производства рес. и имеет взлетный вес 637 кг. По утвершили создать крылатый автомобиль. В ждению создателя конструкции К. Вернике, 1947 году построили небольшую машину стоимость единичных экземпляров будет "Конверкар", на которую устанавливали "самолетный комплект" - крылья, двиАзроглиссер Ка-ЗОВ с кузовом микроавтобуса РАФ. гатель с воздушным винтом и хвостовую балку с оперением. Автомобиль был снабжен мотором мощностью 26 л. с. и авиадвигателем "Лайкоминг" мощностью 180 л. с. Летный комплект монтировали на крыше автомобиля (рис. справа вверху) с помощью трех несущих узлов и блока, соединяющего системы управления самолетом с рабочим местом водителя. Фирма "Конвер" объявила, что съемный комплект будет стоить 15 тыс. долларов, если 72 ЗА РЛМ 12/97 УЕПланер для танка А-40 (KT).около $500 тыс., а при малосерийном производстве не превысит 100 тысяч. Так уж случилось, что первой крылатой машиной в СССР оказался "внедорожник", а точнее, легкий танк. Это было продиктовано суровым военным временем. В 1942 году под руководством О. Антонова спроектировали и построили грузовой планер А-40 (он же КТ - крылья танка). На серийный легкий танк (рис. слева вверху) сверху крепился планер с размахом крыла 18 м. Управлял планером пилот, сидевший в кабине танка. Таким образом предполагалось перебрасывать танки через линию фронта в расположение партизан. "Крылатый танк" совершил несколько полетов, но дальше экспериментов дело не пошло - не оказалось подходящего самолета-буксировщика. Стало быть, танки в небо не поднялись. Летать на автомобилях мы тем более не будем - против этого категорически возражает Воздушный кодекс России, оставшийся с прежних времен. Однако проблема есть. О том, что дорог в России мало, особенно на Севере и за Уралом, знает каждый. Просторы огромны. Зимой они занесены снегом. Летом - множество рек, озер и водных, заболоченных преград - и на танке не проедешь. Отсюда - большая потребность во внедорожном транспорте: аэросанях, аэроглиссерах, аппаратах на воздушной подушке, легких экранолетах. Над этим у нас задумались давно. В 1959 году в вертолетном конструкторском бюро Н. Камова был '.разработан автомобиль-аэросани "СеверФ 2". Серийная "Победа", установленная на лыжи и снабженная авиационным мотором АИ-14 мощностью 260 л. с , превратилась в быстроходный транспорт для северных районов страны в период зимнего бездорожья. Пробег аэросаней "Север-2" составлял 12-15 тыс. км в год при средней скорости движения на почтовых трассах 30-35 км/ч. Маршруты аэросаней проходили по целинному снегу, торосистому льду, в мороз до 45-50°С. Они выполняли регулярные почтовые и пассажирские рейсы в районах Сибири, Дальнего Востока и Казахстана. В конце 60-х годов в ОКБ Н. Камова были созданы аэросани Ка-30 с кузовом микроавтобуса РАФ (фото на стр. 56) и тем же авиационным мотором мощностью 260 л. с. В конструкции аэросаней были использованы агрегаты автомобиля ЗИЛ-130. МаФ ксимальная скорость хода - 100 км/ч, максимальная коммерческая нагрузка - 1000 кг. Долгие годы аэросани Ка-30 выпускали серийно. Установленные на два поплавка, они превращались в аэроглиссер. Эта модификация Ка-30В могла двигаться по мелководью и при высоте волны до 0,5 м со скоростью 60 км/ч. Существенный недостаток этих аэромобилей, так же как и многих американских летающих автомобилей, - использование мощного авиационного мотора, дорогого в эксплуатации, в частности из-за большого расхода бензина (до 40 литров в час) и масФ ла. Да и стоимость авиадвигателя почти в 10 превышает стоимость автомобильного такой же мощности. Используя авиационный двигатель, нельзя сделать дешевый аэромобиль или автомобиль-самолет. В 1991 году в Московском авиационном институте совместно с фирмой "Маккин" был разработан проект аэросаней и•Нива" с воздушным винтом (экспериментальный образец).аэроглиссера на базе автомобиля ВАЗ-2121 "Нива" (см. фото) с приводом воздушного винта от штатного мотора. Серийная "Нива" с помощью навесного оборудования за двадцать минут превращалась в аэросани или в аэроглиссер. Воздушный винт, размещенный на кронштейне в задней части кузова, приводился от карданного вала через клиноременный редуктор; лыжи или поплавки крепили на колесах "Нивы". Скорость движения такого транспортного средства по снежной целине превышает 110 км/ч, а по воде - 70 км/ч. Был разработан и проект аэромобиля на базе вседорожника "Форд-Бронко" с двигателем мощностью 260 л. с. (не путайте с внедорожником - транспортным средством, не предназначенным для движения по дорогам общего пользования). Проведенные исследования показали, что использование воздушного винта в качестве движителя особенно эффективно для легкого автомобиля (массой около 750 кг) однообъемной компоновки. Поэтому в 1994 году в МАИ разработали проект "Летающий автомобиль" на базе машины "Рено-Твинго". Причем машина превращается не только в самолет, но и еще в шесть транспортных средств. Первые два - глиссер и яхта - не требуют переделки серийного автомобиля, однако необходимы спасательные жилеты для экипажа. Автомобиль наезжает на два поплавка, соединенных жестким мостом в катамаран. На поплавках колеса автомобиля закрепляют. Откидная рулевая колонка катамарана - с гребным винтом, она снабжена силовым и рулевым приводом от передних ведущих колес. С автомобильным двигателем мощностью 65 л. с. глиссер разовьет скорость 60 км/ч при высоте волны до 0,5 м. Если вместо съемного багажника на крыше закрепить крылья-паруса, убрать откидную колонку, автомобиль превратится в экологически чистое транспортное средство; яхту-катамаран с жестким аэродинамическим парусом. Скорость хода 11-12 узлов даже при скорости ветра 5-7 м/с, благодаря аэродинамическим качествам парусов. Для других преобразований автомобиль "Рено-Твинго" придется оборудовать воздушным винтом, который с помощью ременного редуктора приводится во вращение двигателем автомобиля. Подшипниковый узел винта закреплен на кронштейне на задней стенке кузова машины. Для движения по снегу на колесах автомобиля закрепляют стеклопластиковые лыжи с полиэтиленовым или фторопластовым покрытием полозьев. Масса лыжи - 7 кг, скорость движения аэросаней с двигателем мощностью 65 л. с. по плотному снегу до 110 км/ч. Скорость движения аэромобиля на поплавках в варианте аэроглиссера - 80 км/ч. Причем, в отличие от глиссера с поворот-Аэросани-Север-2" с кузовом автомобиля "Победа". ной колонкой и гребным винтом, он может двигаться по мелководью, преодолевать небольшие отмели, а также заросшие мелким кустарником водоемы. Следующие две трансформации автомобиля - аппараты на воздушной подушке. Первый - на статической воздушной подушке, при этом каркас несущей платформы прикреплен к кузову машины. Воздух под днище платформы нагнетается воздушным винтом - за ним расположен ковшеобразный воздухозаборник. Ширина аппарата на воздушной подушке (АВП) - 2,4 м, площадь воздушной подушки - Ю м2 .| Самолет-автомобиль SJVD. IМаксимальная ск ° Р 0СТ * „ I шоссе-всего 105 км/ч, зато в | I воздухе-427.Еще одно транспортное средство - аппарат на динамической воздушной подушке - экранолет, который совершает полет на небольшой высоте над поверхностью земли или воды, используя так называемый экранный эффект. Высота полета - 1,5-2 м,скорость до - 120 км/ч, которую обеспечивает все тот же автомобильный двигатель мощностью 65 л. с. Минимальная посадочная скорость экранолета - 45 км/ч, максимальная масса - 1100 кг, размах крыла 6,7 м, а площадь - 20 м2. Конечно, стоимость любого такого внедорожного экипажа будет ниже, чем стоимость аэросаней или классической яхты, потому что в основе их конструкции - серийный автомобиль. И наконец, последняя модификация нашего автомобиля-трансформера - летающая. Для четырехместного автомобиля-самолета со взлетным весом 1050 кг нужен двигатель мощностью хотя бы 120 л. с. Размах крыла - 6,7 м. Консоли крыла во время движения в автомобильном режиме складывают на крыше машины. Автомобиль имеет крыло малого удлинения, толкающий воздушный винт. Он может взлетать и садиться также и на воду. Подготовка к полету - 10-15 минут. Если выпускать крылатые автомобили для коммерческих целей, такой самолет должен иметь сертификат летной годности. Итак, есть идея, осталось воплотить ее в жизнь. Юрий МАКАРОВ Рисунки Александра КрасноваКомментарии отдела науки и техники. Возможна некоторые утверждения ото ра ) '.• - пъи :порными, но в том, что многие автомобилисты хотели бы расширить "вездеходные возможности своих железных коней сомневаться не при ходится к сожалению не можем порадовать их тем что комплекты для переобору а, • 1ння м ) :• 1ва >росани яхтыит п. выпускаются серийно, хотя вроде бы особых 1ятст8ий дл< Hei Что же касается "самолетоавтомобилей го, крометех сих сложностей существуют и другие в частности организационные связан ныес сертификацией и г. п. Заметим что интерес к российским разработкам есть и JO границей в 1996 го л\ авгор статьи Ю Макаров был награжден золотой медалью 45 го международно го салона изобретений в Брюсселе за описанный выше проею трансформации авгомобиля ' Рено Гвинго