146
Своими^ воими^иламигрошуОБЪЯСНИТЬ2. Так выглядит подшипник после минуты наварки.1. Подшипник в процессе наварки: а - вдвоем; б - без помощника.Когда после поездки я выключаю двигатель ВАЗ-2108 на минуту-две, повторно его пустить удается легко. То же самое - после стоянки минут в 40-60 и больше. Если же машину оставить на 5-10 минут, завести мотор очень трудно. Почему? Далеко не всякую смесь бензина и воздуха способна воспламенить искра запальной свечи. Слишком бедную смесь (с большим избытком воздуха) или слишком богатую (со значительным преобладанием паров бензина) не может поджечь даже гораздо более мощный источник пламени. В описанной вами ситуации происходит следующее. После выключения двигателя температура карбюраторастановитсягораздо выше, чем при работе двигателя даже с высокой мощностью, достигая таких величин, при которых бензин в поплавковой камере понастоящему кипит. (В этом легко убедиться, быстро сняв верхнюю крышку непосредственно после поездки.) Чем вызван перепрев карбюратора? Тем, что он расположен рядом с раскаленными деталями двигателя, к тому же и коллектор, к которому он присоединен, нагрет примерно до 100°С. В то же время после выключения двигателя факторы, способствовавшие снижению температуры карбюратора, не работают: нет потока воздуха через диффузоры, в которых, к тому же, испаряются капли бензина. Нет и циркуляции бензина в магистралях. Практически не охлаждается карбюратор и снаружи - ведь автомобиль неподвижен и токи воздуха под капотом незначительны. В этих условиях бензин в поплавковой камере начинает бурно испаряться - и вскоре весь объем воздуха, с которым она сообщается, включая и воздухофильтр, насыщается плотными парами бензина, то есть переобогащенной смесью, не способной воспламеняться. Поэтому пуск двигателя в этом состоянии возможен лишь после того, как коленвал сделает число оборотов, достаточное для "продувки" и карбюратора, и впускного коллектора, и цилиндров. То есть, когда в них начнет поступать смесь нормального состава. Современные карбюраторы обычно лишены устройств, "вентилирующих" поплавковую камеру на стоянке (дабы не отравлять воздух парами бензина). Поэтому избежать указанного явления нельзя. Можно лишь ослабить его действие. Например, следя за работой системы охлаждения - чтобы ни двигатель, ни карбюратор чрезмерно не нагревались, и вовремя обслуживая карбюратор, чтобы тот не "переливался" - ведь это способствует дополнительному обогащению смеси. Чтобы ускорить продувку двигателя перед пуском, очень плавно (так, чтобы не включился ускорительный насос карбюратора) нажмите педаль "газа", полностью открыв дроссельные заслонки, и включайте стартер. Примерно через 5 секунд отпустите педаль, продолжая процесс пуска. Ни в коем случае при этом не нажимайте на педаль, пока двигатель действительно не запустится, иначе смесь вновь обогатится, только отдаляя желаемый результат.3. Подшипники, прошедшие наварку на: а - 0,1 мм; б-0,25 мм; в - 0 , 5 мм.тодом гальванопластики, дающий неплохие результаты, но весьма трудоемкий и малодоступный. Вместе с тем существует не очень известный, но достаточно эф ­ фективный способ ремонта. Простота и доступность его таковы, что выполняется он в самых что ни на есть "походных" условиях. Суть его - в нетрадиционном применении принципов контактной сварки, а для осуществлеРис. 3. Ремонт в экстремальных условиях с помощью аккумуляторной батареи: 1 - АКБ; 2 -листы рессоры; ния нужны лишь два листа от рессоры 3 - подшипник; 4 - верстак. и кусок кабеля. Источник тока - аккумуляторная батарея или сварочный трансфорпрогибом вниз, но при этом концы листов могут матор. Особого мастерства или квалификации оказаться в опасной близости между собой, осоне требуется, и любой, кто способен самостоябенно если наваривают небольшой подшипник. тельно хотя бы поменять на машине колесо, Чтобы избежать случайного контакта и ненужного искрения между листами, на их торцы можпросто обречен на успех. Вспомним, как в детстве мы катали пластино надеть брезентовые рукавицы. лин между ладонями. Приблизительно так же Лучше использовать листы рессор, бывших будем наваривать подшипник, поместив его мев эксплуатации. Они, как правило, имеют равножду двумя листами от рессоры (рис. 3). Сначала мерный налет ржавчины, препятствующий подберем два подходящих. Чем больше диачрезмерному росту тока. Это особенно важно метр навариваемого подшипника, тем шире при работе с аккумуляторной батареей, п о ­ должны бьпъ листы. Длина одного из них - окоскольку иначе есть риск вывести ее из строя коло полуметра, другого может быть больше. Так ротким замыканием. удобнее работать. Соединяем каждый лист каСварочный трансформатор, конечно, больбелем с клеммами аккумуляторной батареи, ше подходит для такой работы, но и используя обеспечив надежный контакт. Полярность знаего, рабочие поверхности листов не следует за ­ чения не имеет, все равно подшипник окажется чищать до металлического блеска. Налет ржавмежду листами. чины сохранить! Сварочный ток выбирают в преЗакрепляем больший лист на верстаке делах 100-150 А. Чем он больше, тем быстрее прогибом вверх (так удобнее, края второго не происходит налипание металла, но тем крупнее и будут цепляться за него). Лучше работать вдвоприварившиеся капли. Для увеличения диаметра ем (фото 1, а). Один, насадив подшипник на подшипника на 0,5 мм (исходный 110 мм) требупалку, придерживает его на рессоре и корректиется около пяти минут его накатывания при токе рует движение во время накатки. Другой накрына трансформаторе 150 А. вает подшипник вторым листом и, перемещая При этом режиме подшипник нагревается его влево-вправо, прокатывает несколько раз. незначительно, температура едва достигает Поверхность подшипника при этом покрывается 100°С, а значит, структура его металла не измножеством приваренных бугорков из металла меняется. рессоры (фото 2). Достаточно нескольких обоВосстановленные таким образом посадки ротов, чтобы нарастить его диаметр для ком ­ подшипников в ступицах колес и корпусах коропенсации износа гнезда. Без помощника удербок передач не только легковых, но и большежать подшипник на выпуклом листе сложно, и грузных автомобилей прошли уже не одну тысяего помещают между вогнутыми сторонами чу километров без каких-либо замечаний, поз(фото 1, б). Нижний лист укладывают на верстак волив сэкономить немалую сумму. 1 46 ЗА РУЛЕМ 12/97