57
58
59
УАЗ-46925 лет назад с конвейера Ульяновского автомобильного завода сошел первый УАЗ-469, но и сегодня вопрос о прекращении его производства не возникает. Не из какого-то местного "джипового" консерватизма - "Дефендер" от английского "Лендровера выпускается и вовсе с 1948 года. Просто "козлик" остается воплощением принципа "от добра добра не ищут". Уж что-что, а вмененные ему обязанности утилитарного транспортного средства он ^С"-. V ^ выполняет железно. Впрочем, в 1955 году таких слов еще не знали. Именно тогда начался сбор предварительной информации, которую полагалось учесть при проектировании " н ового "командирского автомобиля". Техническое задание выдавалось основным заказчиком (военными) и уже поэтому было секретным. Итак, в роли "03" выступало МО (Министерство обороны), хотя при этом оно никогда не закупало больше 10% годовой продукции УАЗа. Но и автомобили сугубо гражданские, шедшие в народное хозяйство, должны были соответствовать требованиям "03", поскольку подлежали обязательной регистрации в военкоматах и мобилизации в случае войны. Только этим объясняется абсурдный в суровом • российском климате тент, незащищенный от посягательств капот и еще ряд подобных особенностей.Повседневность испытаний: конец 60-х Первый УАЗ-469 много лет стоял на постаменте у проходной завода.•За рубежом, где не принято побеждать числом, никому не придет в голову мобилизовать "гражданский" автомобиль. Военная техника там слишком специапьна и не имеет ничего общего с цивильными "Чероки" или "Паджеро". Нашим конструкторам пришлось создавать армейский автомобиль, пригодный для гражданского использования. (Заметим в скобках, что это обстоятельство снискало ему на заре конвейерной юности комплимент одного из американских военных экспертов: "самый элегантный армейский джип".) Но вернемся в 1955-й. С конвейера УАЗа тогда шел ГАЗ-69, производство которого передали из Горького. Менять модель собирались лет через 10-15, а то и позже. Тем не менее к этому начали готовиться. Внимательному изучению был подвергнут упомянутый "Дефендер", "Кампаньола" от ФИАТа, некоторые другие автомобили для армий НАТО. З РЛМ 12/97 57 А УЕ Стосильный мотор 421 под капотом 3153.В первых эскизах новый советский вездеход имел заднемоторную компоновку, независимую торсионную подвеску всех колес и плавучий кузов. В конце 1956 года включившиеся в работу представители заказчика сказали, что машина называется "грузопассажирской", а потому должна иметь откидывающийся задний борт. Двигатель "переехал" вперед. А вот независимую подвеску, на которой, кстати, настаивал "03", воплотить вжизнь не удалось: она получилась слишком сложной, изобиловала мелкими деталями - то есть оказалась трудоемкой и малонадежной. Решили вернуться к схеме ГАЗ-69, но с увеличенным дорожным просветом. Пришлось гарантировать заказчику, что и при такой схеме можно добиться необходимой плавности хода (кстати, над шасси работал тогда молодой специалист Георгий Мирзоев, ныне главный конструктор ВАЗа). Первый автомобиль был представлен заказчику осенью 1960 года. Дорожный просвет признали недостаточбостью конструкторской базы, а жестконым. Тогда родилась идея двух варистью требований к армейской технике в антов - "военного" "469-го" с колесСССР. Любопытно отметить, что испытыными редукторами и "народно-хозяйвавшиеся параллельно иномарки были ственного" 469Б с обычными мостасняты с пробега по причине "неспособноми. Такие образцы были построены, сти дальнейшего движения в предложени в 1961 году начались испытания по ных дорожных условиях". А машины-то привычному для заводчан маршруту были чисто армейские. Но прошло еще восемь лет, прежде через Среднюю Азию, Памир к Каспийскому морю с возвращением чем УАЗ-469 сменил своего предшественвдоль Волги. Кроме того, испытания ника. Сам переход на новую модель был на специальных трассах военного осуществлен по непривычной для отечественного автопрома схеме. Затянувшаяведомства. Устранение неполадок, вызванся подготовка производства позвопила ных в том числе и конструкторскими проне постепенно вытеснять старую модель счетами, заняло немало времени. Госу(что было обычной практикой), а замедарственные испытания новый автомонить ее в одночасье: за последним ГАЗбиль прошел только в 1964 году: в декаб69 по конвейеру ппыл первый УАЗ-469. И ре он был рекомендован к серийному проплывут они до сих пор, правда, под другим индексом: в соответствии с отраслеизводству. Столь долгий путь к заветному вервой нормалью "469-й" после модернизадикту Госкомиссии определялся не слации называется 3151, а народно-хозяйст-Представители нынешнего поколения "уазиков": 31514 - с металлической крышей, нижним расположением стеклоочистителей и другими нововведениями (вверху) и 3153 - с удлиненной базой.1ПШ\шт IIвенный 469Б - 31512. С августа нынешнего года на легковой нитке главного конвейера УАЗа стали появляться совсем непривычные 3160, о которых мы рассказали в октябрьском номере журнала. За четверть века произведено почти 1,3 миллиона "уазиков", снискавших марке добрую славу. Нынешней осенью смог попасть в Книгу рекордов Гиннесса "Дефендер", забравшийся на высочайшую вершину Европы - Эльбрус (5621 м). Известно, что экспедиция готовилась больше года и стоила немалых средств. При этом как-то позабыли, что УАЗ-469 побывал в этих местах Кавказа в августе 1974-го: здесь проходили его испытания на скороподъемность и способность работать на больших высотах. Перепад в 2000 м был преодопен за 38 минут. Достигнутая высота ледника - 4000 м. При этом автомобили58З РЛМ 12/97 А УЕ были совершенно стандартные, без лебедок и противобуксовочиых цепей. Машин быпо три, и всю дорогу туда и обратно они преодолели без помощи вертолетов. Это - пример из ряда экстремальных. Но именно "469-й" своей надежностью и проходимостью породил известное высказывание: "Чего только не придумают эти русские, лишь бы не строить дорог!" Самое время задать вопрос: близится ли конвейерная кончина славного "469го"? Ответ короток и однозначен - "нет". Относительно спокойно автомобиль выпускался в 1972-1975 годах. Дальше начались модернизации. Из приведенной таблицы видно, что наибольшее количество улучшений приходится на последние пять пет - в условиях рынка основной заказчик, не забирающий теперь и 10% выпускаемых машин, уже не может диктовать свои ограничения. Заводу необходимо отслеживать запросы потребителя, которому недостаточно плавности хода, рассчитанной для артиллерийского боевого расчета с ящиком снарядов и пушкой на прицепе. Металлическая крыша, эффективный отопитель, более удобные сиденья, потерявшая "дубовость" подвеска на малолистовых рессорах, цельное ветровое стекло, двигатель стеклоочиститепей, спрятавшийся под панель приборов, - все это лишь первые шаги в большой модернизации ветерана. В свое время, при проектировании принципиально нового 3160, конструкторы были жестко ограничены требованием как можно меньше "тревожить" основное производство. Для конструкторов это, конечно, плохо. А вот для старины "469-го" оказалось просто здорово! "Папаша" имеет все шансы получить наследство отсобственного "сыночка". Речь идет ио более эластичной подвеске сипового агрегата, и о пятиступенчатой коробке передач, о мелкомодульной малошумной "раздатке", о гидроусилителе руля и надежных неразрезных мостах. Все перечисленное найдет себе место в хорошо знакомой модели 3151. При этом, в отличие от "шестидесятки", у нее значительно более дешевый кузов. Конвейерное долголетие английского "Дефендера" подтверждает правильность расчетов ульяновцев. При наличии "навороченного" и дорогогоОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ УАЗ-469 (1980-1997 гг.) Телескопические амортизаторы (все четыре - одинаковые) Двигатель модели 414 - 77 п. с. Закрытая система охлаждения с расширительным бачком Вакуумный усилитель тормозов Двигатель модели 417-90 л. с. Коробка передач с синхронизаторами на всех передачах' Металлическая крыша' Цельное ветровое стекло Передняя подвеска на пружинах' Двигатель модели 421 -100 л. с. Нижнее расположение стеклоочистителей Радиальные шины' 'На части выпуска. 1980 1983 1984 1988 1989 1989 1993 1994 1994 1996 1997 » * * " 'шРаботы над новыми модификациями старого "уазика" не прекращаются. Перед вами - опытный пикап.иереи) горJ-£, ЯРМдРКдЗЭ§Л0Т<"Рейндж-Ровера" в программе фирмы остается место для "старичка" 1948 года рождения. А у него, в свою очередь, достаточно поклонников. Либо небогатых, либо тех, кому нужен действительно джип, а не некое чудо цвета - "металлик" на больших колесах с "глубокомысленной" трансмиссией. Сможет ли УАЗ занять место в нише дорогих джипов, покажет время. А вот на рынке техники для настоящих мужчин он вполне может расширить свое присутствие. Военные обеспечили ему крепкие надежные корни (ну какой еще автомобиль был обязан уметь двигаться в составе танковой колонны?). И те же военные, настаивавшие на сугубой утилитарности, предоставили широчайшее поле деятельности для тех, кто сегодня занимается улучшением настоящего русского вездехода. Алексей СОЛОПОВ Фото из архива завода и Владимира КнязеваЗА РУЛЕМ 12/9759