118
119
АВАРИИ ГОДА<ШУ;ШС бешеной скорость изо|дня в день гш этому тоннелю бму! проносится кбртеж Президента России...МихаилГОРБАЧЕВ. Князеваото автора и ВладимираЧтобы принять участие в "русской рулетке", нужен револьвер и всего лишь один боевой патрон. Играющие поочередно прикладывают пистолет к виску и нажимают спуск. Перед этим рекомендуется крутануть барабан, где из предусмотренных шести находится только один заряд. Но какое отношение имеет русская рулетка к автомобилям? Да самое непосредственное. Кое-кто уже давно играет в ее автомобильный вариант, причем чуть не ежедневно. Это сильные мира сего, для которых, как принято говорить, закон не писан. В Москве на дорогах полно спецмашин с синими маячками и государственным флажком на номерном знаке. Что они творят на дорогах - уму непостижимо. Безнаказанность и вседозволенность буквально застилает глаза не только их водителям, но, увы, и пассажирам. Вот только забывают они при этом одну простую истину: Бог для всех один, и если очередная поездка заканчивается благополучно, то благодарить надо только его - и на этот раз спас. А что будет завтра, никто не знает. Игра в русскую рулетку продолжается. Я видел, как носится из загородной резиденции в Москву и обратно президентский кортеж. Леденящее душу зрелище,доложу вам. Куда так мчаться? По свидетельству одного из участников этих гонок, скорость президентской машины по загородному, довольно узкому и извилистому шоссе составляет не менее ста сорока километров в час, а по Кутузовскому проспекту - все сто семьдесят! Представьте себе три больших черных автомобиля, идущих практически бок о бок, ныряющими в тоннель. Но о тоннеле поговорим позже. Сначала о водителе. Дело в том, что управлять большим и тяжелым автомобилем высшего класса на такой высокой скорости очень сложно. Во всяком случае, давать стопроцентную гарантию того, что ничего не произойдет, просто легкомысленно. Понятно, по каким причинам служба безопасности президента избрала такой скоростной режим передвижения главы государства: в этом случае президент менее уязвим для снайперской винтовки или даже гранатомета. Иными словами, более защищен от возможного покушения. Но, во-первых, сегодня существуют средства поражения, для которых скорость не помеха, а во-вторых (и это главное), опасность аварии на такой скорости превышает вероятность теракта. Поверьте - это голос здравого смысла, но, похоже, водители автомобилей президента и те, кто дает им "установки", его не слышат. ния ных сти. нее, Поговорим об особенностях управлемашиной класса "люкс" в экстремальусловиях, то есть на большой скороОказывается, чем она комфортабельтем сложнее ею управлять на высоких скоростях. Объяснить этот феномен просто: обратная связь водителя такого автомобиля с дорогой здесь минимальна. Проще говоря, ему почти невозможно оценить тот разумный предел, ту грань, которую переступать опасно. Комфортабельная подвеска, отличная шумоизоляция, тихий мотор создают иллюзию, что машина может все. К сожалению, на самом деле это далеко не так - еще есть и законы физики, перед которыми любой водитель любого автомобиля, даже "самого, самого", бессилен. Давайте порассуждаем. На обычных, даже вполне хороших машинах (назовем их - "ширпотребовского" уровня), разогнавшись до 170-180 км/ч, что часто для них предел, водитель по шуму двигателя, собственным ощущениям и другим признакам чувствует, что едет на пределе. Отсюда максимальная концентрация внимания на дорожной обстановке. В спортивных быстроходных автомобилях (автору приходилось ездить на "Порше" и "Феррари" со скоростью 300 км/ч) обратная связь обеспечена конструкторами. Жесткая подвеска, вибрация кузова и отчетливый громкий звук двигателя как бы предупреждают: будь предельно бдителен и аккуратен! С комфортабельными "люксами" представительского класса все обстоит иначе. Они просто "ватные" по ощущениям, а дефицит обратной связи может привести к потере власти над машиной. Простой пример: автомобиль легко вписывается в поворот на скорости в 120 км/ч, в 140 км/ч, при этом набор скорости происходит буквально в мгновение, а при 145 км/ч машина уже в поворот не вписывается. И "поймать" ее, большую, тяжелую, ох как сложно! Иными словами, водитель здесь находится словно в особом вирту-118ЗР 1/98 PCOHПарижский тоннель, в котором оборвалась жизнь принцессы Дианы. На фото внизу: обелиск Пламени Свободы - теперь он словно вечный огонь Диане.. альном пространстве, полностью оторванном от действительности. Ветровое стекло становится как бы экраном компьютера, а руль превращается в джойстик. В такой ситуации даже профессионал высокого класса не в состоянии правильно оценить возможности - свои и автомобиля. А это чревато тем, что водитель перестает быть адекватным поведению самого автомобиля. Так довольно часто и происходит."Мерседес", на котором осенью прошлого года разбилась принцесса Диана, ярчайший тому пример. В нем, по существу, Я был на месте аварии Дианы в том отсутствует связь с реальным миром, и это злополучном парижском тоннеле и твердо прекрасно, когда неторопливо "паришь" где- убежден: влетать в него на скорости далето под сто километров в час, но не мчишься ко за сто километров в час мог только бена запредельной скорости. Такая езда в зумец. Тоннель очень узок, и въезд в него комфортабельном лимузине напоминает уходит довольно круто вниз. На большой мне сложный спуск с горы на обычных бегоI скорости в этом месте (автогонщики меня вых лыжах. Главная задача - не упасть! ' прекрасно поймут)^ если сама машина и не Для нас, автомобилистов, история отрывается от дороги, то во всяком случае гибели Дианы в парижском тоннеле под ' подвеска ее сильно разгружается. Автомоплощадью Альма - не только чувство биль становится_практически неуправляескорби и жалости, но и повод задуматься: * мым на не™"пкко МГНОВЕНИЙ, И ЭТОГО вполчто заставило водителя "Мерседеса" не достаточно, чтобы произошло непопраехать по городу со столь чудовищным навимое. Говорят, "Мерседесу" помешали парушением скоростного режима? Похоже, парацци-мотоциклисты или "ФИАТ-Уно", водитель и впрямь был сильно не в себе так некстати оказавшийся в этот момент ви слабо контролировал свои действия. Не тоннеле. Господа, так это и есть русская случись той страшной аварии, а просто попадись он полиции, водительских прав не видать ему до конца жизни. Это вам не Россия - знакомства и взятки там не проходят! Впрочем, не выяснено еще (во всяком случае, на момент написания статьи), был ли водитель пьян, иными словами, совершил ли он преступление в этом смысле. Поэтому затронем другой аспект.Любому человеку с водительским удостоверением открыт свободный доступ к педали газа. А она, эта педаль, может оказаться ив автомобиле, легко разгоняющемся далеко за двести. Хватит ли у обладателя "прав" благоразумия не рисковать жизнью своей и окружающих? В конце концов ограничение скорости - понятие эфемерное. Оно установлено властями и соответствует здравому смыслу, а подчиняться этому или нет, каждый в итоге решает сам.рулетка! Водитель был обязан предвидеть подобную ситуацию. Он просто преступил грань разумного. Проходить этот тоннель на скорости 160 км/ч (по сведению полиции, именно с такой скоростью везли Диану) под силу только хорошо натренированному автогонщику, трезвому, разумеется. Теперь вспомним о VIPax - важных персонах, точнее, о том риске, которому они подвергаются на задних сиденьях лимузинов, летящих на бешеных скоростях. Трудно представить, что они пользуются там ремнями безопасности (кстати, интересно, проводил ли кто-нибудь у нас "крэш-тест" лимузина с непристегнутым манекеном на заднем сиденье?). Воздушные подушки могут спасти жизнь водителю и охраннику рядом с ним. A VIPaM? Шанса выжить в тяжелой аварии у них, по сути, нет. Вспомним реакцию средств массовой информации на гибель Дианы: как же так, "Мерседес" S-класса оказался небезопасным автомобилем. Сухой и лаконичный ответ представителей фирмы-производителя был отрезвляющим: "мерседесы" безопасны при аварии до скорости 60 км/ч. Водитель, превышающий эту скорость, берет всю ответственность за человеческие жизни на себя. В истории с Дианой водитель виноват целиком и полностью. Как будет виноват и личный водитель президента, мчащий его с головокружительной скоростью, если, не дай Бог, что случится. Будем молить Бога, чтобы все обошлось. В России, где так любят русскую рулетку, каждый уверен, что ему не достанется боевой патрон. Но судьба, к сожалению, часто распоряжается по-иному.ЗР 1/98119