98
99
АВТОСЕРВИСИсповедь владельца автосервиса, решившего выйти из подполья.у, хватит, надоело "партизанить"! Пора выходить из подполья, ведь яв конце концов честный человек и всего лишь хочу честно работать! Останемся с напарником в том же гараже, будем так же ремонтировать машины, но - легально. Конечно, придется платить какие-то налоги, обзаводиться бумагами, зато какие перспективы открываются! Можно, не таясь, рекламировать себя. Можно развивать дело, увеличивая площади и оборудование. Со временем из нашего гаражного бокса вырастет настоящая, большая Фирма. Пора, пора! Завтра иду "сдаваться" - официально открывать собственное дело. Спасибо напарнику - он уговорил меня не горячиться и все хорошенько разузнать, прежде чем приступать к легализации. Будущему бизнесмену от автосервиса, дабы работать на законных основаниях, нужно сначала немало побегать, чтобы получить все необходимые бумаги. Вперед, к бюрократам! "Первой любовью молодого бойца должен стать Устав". Все правильно: первое, что понадобится, - свидетельство на право деятельности, которое получают в Регистрационной палате. С ним вы становитесь юридическим лицом - вместо души у вас теперь Устав. Как правы были армейские командиры! Ибо именно Устав (вашего предприятия) потребует полной отдачи при его составлении и внесении поправок, упорства при регистрации и денег (немалых) при расчетах - в общем, столько всего, что вы впервые задумаетесь: а не плюнуть ли и не вернуться в "подполье"? Не стану утомлять подробностями, сообщу о самом для меня и клиентов главном: результатом официальной регистрации стало то, что мои и напарника услуги подорожают в полтора-два раза. Столько потребуется, чтобы как-то окупить чертовски дорогую процедуру! Заметим, речь идет обуслугах населению, в которых нуждается, если верить статистике, без малого пятая часть жителей Москвы, где сегодня сосредоточено почти 2 млн. автомобилей. Между тем, с точки зрения госчиновников, автосервис как род деятельности - это вовсе не обслуживание граждан, а некий способ получать "за так" бешеные деньги. Вы можете смеяться (нам пришлось плакать), но предприятия автосервиса платят в Москве за землю по тому же высочайшему тарифу, что и "коммерческие банки, биржи, учреждения игрового и шоу-бизнеса, гостиницы и рестораны высшей категории обслуживания, супермаркеты, турбюро, рекламные конторы, ломбарды..." (из Приложения к постановлению мэра № 347/1-РМ от 1.10.96). Каково? Естественно, следует ответный ход - маскировка автосервиса под другую деятельность. Совершенно случайно мне удалось узнать, сколько в Москве земельных участков отведено предприятиям автотехобслуживания. Хотите верьте хотите нет: 22 (двадцать два) в 10-миллионном городе! Остальные в официальных бумагах названы как угодно, но только не мастерскими по ремонту автомобилей. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОССТАНДАРТ '|то будет спорить: государство призваГно и регулировать, и контролировать. V Например, качество товаров или услуг. |Так, чтобы торговать, нужна лицензия, |1чтобы делать автомобили - сертификат соответствия (машины должны соответствовать различным требованиям). Какие тут возражения: деятельность, жестко связанная с технологией (производство, например), должна сертифицироваться. Если технология простейшая или ее трудно уложить в строго очерченные рамки (перевозка пассажиров, например) - нужна пицензия. Но почему-то в последнее время от такого разумного разделения видов деятельности стали отступать, и к этому мы еще вернемся. А пока отправимся за сертификатом в Госстандарт: в автосервисе работы подразумевают наличие технологического процесса, иногда такого же сложного, как на заводе. Поэтому никто против сертификата не возражает. Госстандарт признает меня (спасибо ему!), да вот незадача - клиенты забудут ко мне дорогу, когда я вывешу новый прейскурант с учетом затрат на сертификацию. Объясняю: по Правилам сертификации нельзя получить документ просто на ремонт автомобилей. Будьте любезны сертифицировать отдельно каждую услугу: гарантийный ремонт, регламентное обслуживание, уборочно-моечные работы, регулировку фар, контрольно-диагностические работы, замену агрегатов, узлов и деталей, ремонт двигателей и т. д. и т. п. Стоит каждая позиция - 920 000 руб.! И попробуйте убедить проверяющих, что на самом деле достаточно заявить "регламентные работы" и "замену агрегатов", поскольку все остальные услуги - не более чем составляющие этих двух. В общем, до-^•98ЗР 1/98 лой еще миллионы из бюджета будущей фирмы. Но и это еще не все. Сертификат действителен три года, иногда один, потом его предстоит получать (вернее - покупать) снова. Кроме того, мне теперь необходимо раз в полгода - год поверять контрольно-диагностическое оборудование - газоанализатор, мотор-тестер, динамометрический ключ. Небесплатно, конечно, - придется каждый раз выкладывать по миллиону, если не больше. Ну, да ладно, от сертификата хоть какая-то польза - заключу его под стекло, в рамочку, повешу на стенку, буду показывать клиентам: смотрите, дескать, меня государственные люди проверяли, я все грамотно делаю, чай, не напортачу с вашей машиной. Но грызет душу червячок подозрительности: ну почему сертификат Государственного Стандарта и поверочные работы в разных организациях обходятся поразному? У "МАДИ-Теста" - одни расценки, у "Ростест-Москвы" - другие, хотя обе конторы аккредитованы Госстандартом России. Это же не базар, господа, цены должны быть стандартными для всех! ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ: БОРЬБА ТИТАНОВ 'е удивляйтесь, если на вашу новенькую фирму - станцию автосервиса вдруг нагрянет чинуша из Российской (московской, любой региональной) транспортной инспекции: он прибыл взглянуть на вашу... лицензию и жестоко покарать, если ее нет. Но, позвольте, у меня сертификат Госстандарта. Ничего не значит. По мнению транспортной инспекции московской и некоторых областных властей, мне нужно еще и лицензировать свою деятельность. Мероприятие это столь дорогостоящее, что вздумай я пойти на это, а потом окупить, цены на услуги придется еще удвоить! Выход? Тот же - вновь уйти в подполье и больше не высовываться. К счастью, лицензирование автосервиса сегодня незаконно! Краткая история вопроса представлена в документах в конце этой статьи. А пока мои противники местные власти - пытаются ввести... еще одно незаконное лицензирование. Знаете, такие маленькие талончики - экологические сертификаты, которые любят спрашивать сотрудники ГАИ при техосмотре. Моих клиентов весьма устроило, если бы талоны мог выдавать я. Увы, на это требуется специальная лицензия. Список документов, представляемых для ее получения в Москомприроду, впечатляет: договор с Москомземом на аренду земли; разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (словно, если я регулирую карбюратор, не выдавая эко-сертификат, выбросов меньше); разрешение на размещение отходов на территории предприятия (а если их нет, наивно спросил я - неважно, был непреклонный ответ чиновницы); копии договоров с ММП "Мосводоканал", с МПП "Мосводосток" (хотел сказать, что воду мы не используем, потом вспомнил про умывальник на двери бокса. Неужели потребуют строить под него сливную канализацию?); копии договоров, подтверждающих сдачу отходов. Итого на лицензирование простейшей проверки на токсичность мне нужно потратить не меньше 40 млн. рублей (договоры, проектирование, деньги за вывоз мусора и т. д. и т. п.) Так, ставшая одиозной из-за своих поборов, Москомприрода не только жирует сама, но и дает жить другим. А мне придется забыть о "зеленом" талоне. И вообще, хватит с меня, надоело. Не буду я драть с граждан лишние деньги! Не буду платить государственному рэкету! Завтра же возвращаюсь в подполье. Андрей, напарник, как ты был прав! Ведь пойди мы с тобой по официальному пути, наши расценки увеличились бы в 2,7-3 раза, а заработки упали. Ну ее к лешему, эту легализацию, рекламу, будущую Фирму. А захотите меня найти (если только вы не из налоговых органов) - я на месте: в соседнем гараже, на стоянке, во дворе, всегда к вашим услугам. С уважением - "гаражный дядя Вася". ПОСЛЕСЛОВИЕ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА ервый гром грянул пять лет назад, когда Правительство Российской Федерации приняло Постановление №118 от 26.09.92. Согласно документу, "лицензированию подлежит деятельность предприятий, осуществляющих... ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств на коммерческой основе". Получаемые средства "направляются на покрытие расходов по выдаче лицензии и содержанию органов транспортной инспекции". Так эти самые органы открыли себе золотое дно. Через два года маятник качнулся в другую сторону. В Постановлении Правительства РФ № 1418 от 24.12.1994 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" ремонт автомобилей, автосервис не упомянуты вовсе. Эти виды деятельности "осуществляются с момента принятия настоящего постановления без лицензии". Казалось бы, последние сомнения должен был снять самый главный документ - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" (дальше БДД), принятый Государственной думой 15.11.1996 года. Статья 7, пункт 1: "В целях обеспечения безопасности дорожного движения лицензированию подлежат. .. ремонт и обслуживание автотранспортных средств, осуществляемые на коммерческой основе". Пункт 2: "Порядок осуществления лицензирования определяется Федеральным законом". Выходит, снова поворот на 180 градусов. Но... для справки: закона "О лицензировании" еще нет, он только готовится, а значит, положения в Законе "О безопасности..." приняты на будущее. И получается, что пока проводить лицензирование - незаконно. Московское Правительство решило в обход постановления Правительства РФ № 1418 действовать на свой лад. Вот цитата из "Положения о лицензировании ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств в г. Москве", утвержденного 1.02.96: "Лицензированию подлежит деятельность... организаций, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание транспортных средств..." Распоряжение мэра Москвы от 28.04.97 № 340-РМ: "МТИ (транспортной инспекции) совместно с Московской лицензионной палатой разработать положение о лицензировании... ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств..." До этого предписано руководствоваться Постановлением Правительства РФ... от 26.02.92 № 118, давно утратившим силу. Доведенные до ручки московские авторемонтники стали искать защиты у Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации. И представьте себе, нашли! Решение ГАК РФ от 29.08.97: "Выдать Правительству г. Москвы предписание о прекращении нарушения статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в принятии распоряжения мэра Москвы № 340-РМ от 28.04.97. ...В срок до 20.09.97 отменить распоряжение № 340РМ.. ." Вроде бы, все ясно - ГАК России, то же самое, что Конституционный суд, но в экономической сфере, фактически признал лицензирование незаконным. Ну и что? МТИ по-прежнему является с проверками на станции сервиса. В других городах, знаем, положение такое же. Можно, конечно, и не платить - до суда дело не дойдет, так как МТИ боится создать прецедент... Однако интересно узнать, почему чиновникам наплевать на действующее с 1994 года Постановление Правительства РФ, на решение ГАК, наконец, на Федеральный закон. Может, кто-нибудь из официальных лиц ответит нам? Подготовил Антон ЧУЙКИНЗР 1/9899