134
135
АВТОЗАРУБЕЖЬЕКак изменилась жизнь автомобилистов в Литве - ныне одной из стран Балтии?В центре Вильнюса теснота все заметнее.Всего пять-шесть лет назад литовцы видели дорожные пробки только в зарубежных телерепортажах. Сегодня они сами частенько в них попадают - особенно в Вильнюсе. Если в 1990 году в республике было зарегистрировано 450 тысяч легковых автомобилей, то сейчас их более 700 тысяч. "Лады", составлявшие абсолютное большинство, пока еще лидируют (191 тыс.), но их доля упала примерно до 25% и продолжает падать. Второе-третье места делят "Опель" и "Ауди" (по 80 тыс. машин), за ними следуют "Фольксваген" (67 тыс.) и "Форд" (43 тыс.). Типичный литовский автомобилист это человек, зарабатывающий в месяц от 400 до 700 долларов. Автомобиль для него не страсть, а рабочее орудие. Он покупает его за 2-4 тысячи долларов по объявлению в газетах (прежде всего - "Lietuvos Rytas" и "Alio reklama") или на базаре. Самые большие базары - в Вильнюсе по субботам, в Марьямполе (140 км к западу от столицы) по вторникам ив Ретавас (50 км восточнее Клайпеды) по воскресеньям. Покупатели из СНГ стали опасаться базара в Каунасе из-за промышляющей там "братвы". Вильнюсский рынок в пригороде Гарюнай собирает по 2-3 тысячи автомобилей. Те, что с литовской "пропиской", продаются с большим трудом. Все ищут машины, только что пригнанные из Германии, Нидерландов, Франции. Имея 3000 долларов, можно купить 9-летние "Ауди-80", "Мазду626" или "Мицубиси-Галант", восьмилетние "Форд-Сьерра" или "Рено-19", семилетнюю "Тойоту-Карина". За эти же деньги доступен и "Фольксваген-Гольф" семи-восьми лет. В других городах цены иномарок ниже в среднем на 100-200 долларов. Покупатель не должен строить иллюзий: подавляющее большинство автомобилей побывало в ДТП. Однажды я прошелся по вильнюсскому рынку с экспертом-автотехником. Осмотрев 100 машин, он установил, что 78 из них отремонтированы после аварии, а у 82 "скручены" спидометры. Как правило, они показывали пробег 120-150 тыс. км - примерно половину действительного. Продавцы обычно не отрицают, что они покупают в Германии послеаварийные автомобили или такие, которым не пройтитамошний техосмотр без дорогостоящего ремонта. Но мало-мальски сведущему человеку ясно и без этих признаний, что в противном случае их бизнес был бы убыточным. Такой автомобиль - "кот в мешке". Чтобы свести риск к минимуму, покупатель обычно предлагает продавцу съездить в центр технической диагностики. Проверка на современных стендах стоит там недорого - всего 7 долларов. В случае положительного результата остается оформить в нотариальном бюро за 10-20 долларов акт купли-продажи.Пробки на дорогах, заполненных, как видите, иномарками, стали повседневными.134ЗР 1/98 Каковы дальнейшие расходы литовского автомобилиста? Регистрация машины в полиции стоит $15, официальный техосмотр - $8. Так называемый дорожный налог платят только фирмы (определенный процент от оборота), но не индивидуальные автовладельцы. Нет пока в Литве и закона об обязательном страховании гражданской ответственности, так что у большинства в этой статье расходов - прочерк... Хороший хозяин, конечно, сразу после покупки заменит масло в двигателе и коробке передач. Выбор масел весьма широк. Диапазон цен - тоже: от полутора до десяти долларов за литр. Среди дешевых моторных на рынке лидируют "Карлюб", "Мотор Голд", "Пемко", 'Фина", среди дорогих - "Шелл", "Эльф", "Би-Пи", "Тексако". Расходы на бензин у каждого свои. По статистике житель Вильнюса в возрасте от 25 до 45 лет, зарабатывающий 400-700 долларов в месяц, ежегодно наезжает 20-30 тысяч километров. А литр "95-го" стоит в среднем 0,45 доллара - вот и считайте. Дизельное топливо значительно дешевле - $0,30. Планируя свой бюджет, автомобилист должен предусмотреть и расходы на штрафы. Они очень зависят от его темперамента. Если превышение скорости до 10Оборудование в автосервисе позволяет объективно судить о состоянии машины.км/ч "стоит" всего $2,5, а от 10 до 20 км/ч - $5, то превышение на 50 и более обойдется нарушителю в 250 долларов. Полиция не жалеет пьяных: в первый раз штрафуют на 500 долларов или отбирают водительское удостоверение на 2 года. При повторении - $1000 или лишение "прав" на 3-5 лет. Правда, по новому законодательству наказанию подлежит лишь водитель, у которого доля алкоголя в крови больше 0,4 промилле (проще говоря, можно безбоязненно выпить бутылку пива или пару рюмок водки).Важная статья расходов - хранение автомобиля. Кирпичный гараж в Вильнюсе стоит, в зависимости от места, 2500-5500 долларов, что не каждому по карману. Месяц на стоянке обходится в столице в $20-25, а на периферии - в 12-15. И, наконец, сервис. В "фирменном", у дилера, один час работы механика стоит от 15 до 30 долларов. В обычной мастерской - примерно $8. Как показал опрос, услугами фирменных СТО пользуются лишь 15% автовладельцев, остальные же обращаются в небольшие мастерские или ремонтируют машину сами. Клиенты дилерских СТО - это, в основном, владельцы новых автомобилей, имеющих гарантию. Располагая 10 тысячами долларов, в автосалоне можно купить, например, такие модели: "Форд-Ка" и "Форд-Фиеста", "Фольксваген-Поло", "Мазда-323 Мио", "Ниссан-Микра", "Хёндэ-Акцент", "Дэу-Нексия", "ФИАТ-Пунто", "ОпельКорса", "Рено-Твинго" и "Рено-Клио". Самая дешевая из новых - "Шкода-Фелиция": всего 7 тысяч долларов. Автомобилисты, которые хотят спать спокойно, отдают предпочтение японским, французским, итальянским машинам - у воров эти марки пока не в чести. По статистике больше всего крадут немецкие и вазовские модели (последние - исключительно для продажи в СНГ).ЗР 1/98135