122
123
ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬКуда деть потрепанный, отслуживший свое автомобиль?ные запчасти мизерные, но и продавца, и покупателя это устраивает. Остатки отправляют на переплав. Сейчас начинается новая эпоха - так называемого рециклинга. Уже работают заводы, где автомобили утилизируются "по науке", а большая часть материалов » (всех, а не только стали!) перерабатывается и вновь используется в автомобилестроении (подробнее - см. ЗР, 1997, № 9). Таким образом, прожившая свой век машина возрождается в новых красавцах на колесах.Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУИКИН Фото Ивона Бирюкова...Я часто бывал несправедлив к значительном расстоянии от нему, требуя слишком многого. автомобиля, детали. Довольно Он, тихий, безответный, покорбыстро от машины остается но переносил сначала кипучую только кузов и блок цилиндров. деятельность вокруг, потом охМенее ленивые (или более лаждение отношений и, накостыдливые?) владельцы оставнец, полное забвение. Теперь ляют свое железо, некогда бывон стал обременять окружаюшее автомобилем, в безлюдных щих, отнимая лишнее место иместах. Машина находит посотнюдь не украшая двор. От неледнее пристанище где-нибудь го решили избавиться... но как? на пустыре или у железной доВладельцы разваливаюроги - короче, там, куда предщихся рыдванов не слишком ставители власти заглядывают изобретательны. Решив избаредко. Часто выброшенный аввиться от отслужившего свой томобиль вызывает цепную ресрок автомобиля, они прибегаакцию: за первым следует втоют к одному из ставших традирой, третий... Появляются кузова с вырезанными площадками ционными способов. Можно просто "забыть" мапод номера: значит, машину угшину во дворе, а для большего нали, разобрали на запчасти, спокойствия снять с нее номера заметая следы, лишили иденти- тогда даже ГАИ будет нелегко фикационного номера, остатки найти владельца. Энергичные вывезли на пустырь. Вечная тинэйджеры и другие субъекты вам память, безымянные жертс манией разрушения через невы преступного бизнеса...Думаю, только крайняя старость и никчемность спасала "Запорожец" от молниеносного разграбления. Он стоял на своих колесах, с укомплектованным (но неисправным) двигателем и медленно терял внешние детали - ободки фар, "поворотники", накладки бампера... Шансов на сколько-нибудь выгодную продажу не было (да- * же запчасти от такой старой модели оказались никому не нужны). Ждать, когда стараниями двуногих пираний от него останется только остов, не хотелось. Ни один из вышеописанных кондовых способов В тех странах, где автомобилизация шла быстрее, и про"утилизации" не устраивал. Я блемы утилизации старых мамечтал расстаться с "Запорожшин решили раньше. Списанцем" цивилизованно. ные автомобили стали складиИ мы начали поиски цивировать в специально отведенлизованных путей. которое время приведут автоКуда обратиться владель- 1» Еще можно забросить осных местах (помните, их еще мобиль в жалкое состояние: лутанки машины на крышу гаража называли автомобильными цу автомобиля, как не в ГАИ? жицы "Тосола". масла и "тормо- - тащить недалеко, да и вдруг кладбищами?). Там их разбираНо на вопрос, как утилизирозухи", битое стекло, оторванкогда-нибудь что-нибудь пригоют и то, что можно продать - вать машину, дежурный по окные и разбросанные, иногда на дится. А тем временем кузов, продают. Цены на подержанружному подразделению авто-видимый издалека, - словно памятный знак на непростых путях отечественной автомобилизации. И уж совсем неленивые выбрасывают автомобили по частям. Сначала снимают все, что снимается. Что-то можно попробовать продать, что-то использовать в хозяйстве, негодное выкинуть. Когда от машины остается только самая большая железка - кузов, приходит черед молотка, зубила и легендарной "болгарки". После "хирургии" куски должны влезать в мусорный контейнер, куда их и отправляют, часто под покровом темноты.Увы, моему "Запорожцу" перевоплощение, похоже, не светило (здесь вам не Запад!). С течением времени облик машины тускнел, подвергаясь разрушительным воздействиям непого-^ ды, соседней ивы (с нее падала листва и нечто липкое) и, будь они прокляты, голубей.122ЗР 1/98 инспекции ответил: "Понятия не имею!" Он, правда, посоветовал обратиться в РЭО (регистрационно-экзаменационный fc отдел ГАИ), но туда дозвониться было совсем невозможно. Тогда мы зашли с другой стороны - обратились в префектуру. Нас вежливо (что уже приятно) провели по нескольким инстанциям, но пара часов "на телефоне" оказались потрачены не зря. Выяснилось, что в Москве утилизацией брошенных автомобилей занимаются ДЕЗы (дирекции единого заказчика, бывшие ДЭЗы). Достаточно напиЩ сать заявление с просьбой забрать отслужившую свое машину. Все остальные вопросы, в том числе с ГАИ, решают в ДЕЗе. И платить не надо. Ничего! Оказалось, вся процедура эвакуации и утилизации автомобилей в Москве регламентирована распоряжением мэра еще в конце 1994 года. Брошенные машины уже тогда начали "доставать" город, и власти не замедлили отреагировать.Но до сих пор владельцы автомобильного хлама не спешат в ДЕЗы. Отчасти, видимо, в силу неосведомленности (помните ответ в ГАИ?), хотя популяризация постановления была предусмотрена (надеемся, этой публикацией мы поспособствуем нормальной очистке Москвы от тысяч брошенных авто - ред.). А пока за чистоту дворов и прилегающих территорий борются "безлошадные" соседи нерадивых хозяев, питающие страсть к жалобам. Кроме того, сотрудник ДЕЗа периодически объезжает прикрепленную территорию вместе с представителем ГАИ в поисках брошенных автомобилей. Если на машине есть госномера, то можно найти владельца и призвать его убрать свое железо или доверить его утилизаторам. Иногда поиски хозяина усложняются его переездом и прочими жизненными обстоятельствами. Итак, сотрудники ДЕЗа и ГАИ совместно приговариmвают автомобиль (вернее, то, днем он исчез. Очевидцы расчто от него осталось) к утилисказывали, что приехал здорозации. Еще раз подчеркнем - венный грузовик, на нем - добэвакуацию оплачивает город; ры молодцы, погрузили болезкстати, вывоз одной машины ного и укатили. Прощай, "Запообходился в ноябре 1997 года в рожец"... По замыслу, автомобили 360-870 тысяч рублей (в зависимости от расстояния). Но, намеревались сначала свозить очевидно, сейчас это - единств так называемые отстойники, венный способ избавить город где их должны разукомплектоот рухляди. Большинство бровывать. На практике такой нешенных машин - совсем старые обходимости обычно нет: с ку"москвичи", "запорожцы", "жигузовов, которые достаются эвали", с которых и запчасти-то куаторам, все ценное давно продать сложно. Их владельцы снято или оторвано. Возможно, или потомки владельцев - люв будущем ситуация изменится. Перевозят старые машины ди, как правило, небогатые. Долго ли, коротко ли, посете же, кто их потом перерабатытил я ДЕЗ и оставил там заяввает. Крупнейшее столичное ление - прошу, дескать, избапредприятие подобного профивить меня от несбывшихся наля - АО "Мосвтормет". Из более дежд юности в образе так и осчем 17 тысяч машин, утилизиротавшегося не на ходу автомоби­ванных за 1996 год в Москве, 6,5 ля. В последний путь "Запоротысячи нашли последнее прижец" решил не собирать (в станище именно здесь. Кстати, смысле - не разбирать: вряд ли мощности одного "Мосвтормета" позволяют перерабатывать до 6 что-то пригодится). А спустя нетысяч кузовов в месяц! сколько недель ясным Последние минуты жизни того, что некогда было автомобилем, выглядят так. Кузова поступают под мощнейшие ножницы, способные разрезать даже Кузов ВАЗ-2106 прибыл на конечную станцию склад металлолома АО "Мосвтормет". рельс, или, что бывает чаще, сразу под пресс. Из него выходят компактные "кубики" весом 2-3 тонны. Эти кубики по железной дороге направляются на металлургические комбинаты (сейчас, в основном, на Новолипецкий), в переплавку. Как ни странно, мой автомобиль последовал дорогой западных собратьев. И пусть его пустили под пресс, не сортируя по материалам, даже не сняв колес, - он послужил благородному делу охраны окружающей среды, не оскверняя ее больше своим присутствием. Чем черт не шутит - может, вскоре я уловлю нечто знакомое, родное в выражении фар новенькой "шестерки". Почему? Все очень просто: Новолипецкий комбинат - поставщик проката на автозаводы... А как обстоит дело с утилизацией автомобилей в других регионах? Мы постараемся рассказать об этом в ближайших номерах "За рулем".ЗР 1/9123