168
169
"}жшт\\"\нул контровочную гайку на резьбовой Дефекты привода сцепления в "Москвиче-2141", 21412 втулке оболочки троса сцепления и доставляют немало хлопот владельцам. Оказывается, небольшое сместил вверх по резьбе пластмассоизменение только рычага привода позволяет исключить главные вый опорный наконечник оболочки, из них. Об этом рассказывает Евгений МАЗИН. Однажды, помогая товарищу выставить зажигание в "Москвиче-21412" я заметил, что рычаг привода сцепления на его автомобиле длиннее, чем на моем (рис. 1). Выяснилось, что его изготовил и установил сосед по стоянке работник завода "Москвич" Удлиненный рычаг, объяснил он, снижает усилие на тросе привода сцепления. Значит, меньше вероятность таких дефектов, как повреждение щита передка, где упирается трос, и его обрыва. Об этих дефектах приходилось слышать не раз от владельцев "москвичей" Я, однако, предположил, что удлиненный рычаг при выжиме сцепления не будет поворачиваться на угол, при котором, как сказано в заводской инструкции, конец нормального рычага перемещается на 15-17 мм, либо увеличится ход педали сцепления, что вызовет неудобство. Мой собеседник ответил, что не вдавался в подробности конструкции, а просто доверился этому мастеру, о чем не жалеет. Тем более, что и педаль сцепления стала намного "легче" Я попросил телефон этого мастера, и вскоре мы встретились. Приступив к работе, он попросил меня запомнить положение педали сцепления, чтобы потом поставить ее, как мне привычно. Затем, используя ключи "на 19" и "на 17" он отверослабив трос. В петле рычага привода он повернул пластмассовую вставку, совместив ее прорезь с щелью петли, и вынул нижний конец троса из петли рычага и из опорной втулки в кронштейне картера сцепления. Отвернув ключом "на 13" гайку стяжного болта рычага привода и вынув болт, он отверткой разжал концы рычага, охватывающие шлицевый вал, и снял рычаг. Сжав три пружинящих конца пластмассовой разрезной втулки, мастер вынул ее из петли рычага, вставил втулку в петлю удлиненного рычага, который принес с собой, и этот рычаг с втулкой установил горизонтально на шлицевый вал.Рис. 1. Так выглядят переделанный рычаг и место упора троса (а) и штатные (б): I - наконечник троса; 2 - рычаги (контуром показаны штатные части); 3 - защитный чехол; 4 - трос; 5 - втулка; 6 - переходная пластина; 7 - шайба; 8 - регулировочная втулка; 9 - болт М10 с гайкой и пружинной шайбой; 10 - кронштейн на картере сцепления; II - центрирующая втулка; 12 - шлицевый вал сцепления.©30 010168ЗР 1/98 В связи с тем, что подвижный ко ­ нец удлиненного рычага сместился от отверстия опорной втулки в кронштейне картера сцепления, мастер вынул из кронштейна опорную втулку, используя простой съемник, состоящий из короткого обрезка трубы, длинного болта с гайкой и пластины с отверстием (рис. 2), и установил втулку в отверстие толстой пластины-переходника, которую также принес с собой. Эту пластину с опорной втулкой он закрепил на кронштейне, использовав освободившееся отверстие от опорной втулки, предварительно установив в отверстие снизу специально изготовленную центровочную шайбу. Таким образом, ось отверстия опорной втулки оказалась над центром петли подвижного конца нового рычага привода сцепления. - Обратите внимание, - сказал мастер, - опорную втулку пришлось вынимать, используя съемник, а иногда ее удается вынуть буквально двумя пальцами. Выбивать же молотком, если она плотно сидит в отверстии, ни в коем случае нельзя, так как легко разрушить кронштейн картера сцепления. Установив на место трос и отрегулировав его длину, мастер закончил работу. Мой старый рычаг он намеревался забрать с собой, видимо, для того, чтобы из него изготовить удлиненный для следующего клиента, но я воспротивился этому: а вдруг мне захочется вернуться к старой схеме? Мастер усмехнулся, сказав, что у меня даже мысли такой не появится. Но если уж захочется это сделать, то нужно очень надежно затянуть стяжной болт, фиксирующий рычаг на шлицах вала, чтобы он не провернулся. По поводу моих сомнений в работоспособности измененного привода он сказал, что, если измерить перемещение конца штатного рычага на моем автомобиле, то оно наверняка составит 19-20 или даже 21 мм вместо 15-17 мм, предписанных инструкцией. Именно эта фактическая величина позволяет увеличить длину рычага с 875 мм (от оси вращения до центра петли подвижной части рычага) до 120 мм - так что при выжиме педали рычаг повернется на угол, которому соответствует гарантированный зазор между дисками сцепления. Большее удлинение рычага повлечет изменение кинематики системы "педаль - трос - рычаг" что нежелательно. Первые же выезды на автомобиле показали преимущества увеличенного рычага. Педаль сцепления стала "мягкой" и от переключения передач я прямо-таки получал удовольствие. К тому же проявился дополнительный эффект. Раньше при троганье автомобиль дергался и вибрировал,хотя я старался отпускать педаль сцепления помедленнее. С удлиненным рычагом этот дефект пропал. Мне же всегда говорили, что эта вибрация вызвана либо короблением ведомого диска сцепления, либо поломкой демпфирующих пружин диска. Заинтересовавшись, я решил провести эксперимент и поменял рычаги, вернувшись к старой схеме. Предварительно, перед установкой опорной втулки в отверстие кронштейна, я немного расширил его круглым напильником, чтобы втулка не заклинилась в отверстии, так как съемника у меня не было. После возврата к старому рычагу дефект дерганья автомобиля при троганье появился вновь, а так как я установил "короткий" рычаг перед поездкой на дачу, то по дороге после каждой остановки и троганья возникало желание тут же заменить рычаг на новый. Если бы не мелкий моросящий дождик, я непременно сделал бы это. Вновь установив удлиненный рычаг, я избавился от этого дефекта и понял, что ничего странного в этом нет. Из-за повышенных усилий натяжения трос в оболочке перемещается рывками, которые ощутимы привключении сцепле^^^ ния. Демпфирую| щие пружины ведоI мого диска при этом / испытывают удар/ ные нагрузки - они / на это не рассчитащ" ны и зачастую разщ \ рушаются. Таким I образом, не поI ломка демпфиру/ ющих пружин приводит к вибраL' \ ции автомобиля Д^ J при троганье сме ­ ста, а, наоборот, аи LJ вибрация, вознирис g JaK кающая из-за ту- ломается гого перемещения | петля рычага. троса в оболочке, разрушает пружины. (В этом я впоследствии убедился, поговорив со многими владельцами "москвичей" менявшими диск сцепления. Зачастую вибрация возникала и при установке новой, абсолютно исправной детали, а на некоторых автомобилях ее не было даже после разрушения пружин.) Кстати, некоторым владельцам "москвичей" удается избавиться от вибраций при троганье, заливая в оболочку троса моторное масло раздва в год. Я проделал это, и усилие на педали сцепления, как мне показалось, еще снизилось, но, конечно, не так заметно, как после замены рычага. Еще один владелец "Москвича21412" внимательно осмотрев измененный привод сцепления, отметил, что при приварке удлинительной пластины к рычагу повышается прочность уха, надеваемого на вал. У штатной детали здесь точечная сварка, часто не обеспечивающая надежность. Он показал мне деформированный рычаг с разрушенной перемычкой петли, снятый с его автомобиля (рис. 3). На удлиненном, проваренном рычаге этот дефект исключен. Понимая интерес владельцев "москвичей" к описанной переделке, я сделал эскизы деталей, съемника и общего вида измененного узла, которые предлагаю вниманию читателей "За рулем" Хотя детали простые, тем не менее для их изготовления требуются слесарные, сварочные и токарные работы. Зато установка их доступна всем. Желаю успеха!ЗР 1/98169