29
30
31
НАШЕЗНАКОМСТВООЯТ ЛИ 10 "ЛОШАДОК"ie-шили шиш корреспонденты, познакомившие, $вумя модификацмятуГи^оп^^щух "газ Ей".1 иллионов?ГАЗ, выбросив (насколько точен в данном случае оборот!) на рынок "полуфабрикат" - грузовик со многими недостатками, но дешевый, реальный, массовый. В конце прошлого года обычная бортовая "Газель" с двигателем ЗМЗ-4026.10 (модификация ветерана "402-го" для полуторки) стоила на заводе всего-то 39,9 млн. руб.; с новым мотором ЗМЗ-4063.10 (карбюраторная версия 2,3-литрового "406-го") - 51 млн. руб. Семиместные фургоны - 63 и 74 млн. руб., микроавтобусы - 84 и 96 млн. руб. соответственно. Ну зачем выкладывать лишние деньги, если задачу по доставке груза из пункта Ав пункт Б решит и дешевая машина? На постоянной работе окупится она быстро, еще до крупного и дорогого ремонта, а когда придет и его пора, выгоднее просто купить новую "Газель" - конечно, опять в самой дешевой комплектации. Да и вообще, чем так уж плох "402-й" двигатель? Его прекрасно знают на всех автопредприятиях страны, куда можно заглянуть при необходимости достать запчасти, на рынке их тоже хватает. К новому двигателю детали придется поискать, квалифицированных ремонтников мало (мотор пока не слишком ими изучен). Запчасти, безусловно, обойдутся дороже (как и все новое по отношению к старому). Вот несколько позиций из прейскуранта ЗМЗ (для двигателей 402 и 406 соответствен-ь**-*§ _—Антон ЧУИКИН. Фото Владимира Князева Позволю себе цитату из нашей прошлогодней статьи о нижегородской полуторке: "Двигатель ЗМЗ-402 (ныне 4026.10) старый знакомый. Тридцать лет он уже выпускается, и пора бы ему в музей.., но, видимо, нет достойной замены" (ЗР, 1997, № 10). Замена, однако, уже есть мотор нового "406-го" семейства (ЗР, 1996, № 6), а насколько достойная - мы и поставили целью выяснить. Главные его отличия от старшего собрата, "волговского" ЗМЗ-4026, вынесены в заголовок. Рассмотрим при помощи специалистов Заволжского завода аргументы "за" и "против" новичка. ДОВОДЫ "ПРОТИВ" Против "четыреста шестого" сегодня выступает сам принцип, сама идеология такого автомобиля, как "Газель". Суть дела в том, что необходимый сегодня грузовичок выполнен на весьма низком конструкторском и технологическом уровнях. Расшифруем: "Газель" настолько нужна предпринимателю, госпредприятию, вообще хозяйству, экономике, что с ее недостатками, даже крупными, приходится мириться. Неизвестно, сколько еще в недрах автопрома мурыжили бы идею полуторки, иди все по-старому. На запросы хозяйственников решительно и мощно ответилНаглядное преимущество нового мотора - мы легко обгоняем соперника. На ветровом стекле за- Таблица 1 Технические характеристики двигателей ЗМЗ для автомобилей "Газель" Параметр 4026.10 2,445 Модель4063.10 Рабочий объем, л 2,3 9.5 8.2 Степень сжатия 91 91 Минимальное октановое число топлива 73.5(100)4500 80,9" (110) 4500 Номинальная мощность, кВт (л.с.) при об/мин Максимальный крутящий момент, Н м (кгсм) при об/мин 182.4(18.6)2500 191,3(19.5)3500 265(195) 292(215) Минимальный удельный расход топлива. г/кВт ч (г/лс.ч) 'При частоте вращения 5000 об/мин - 125 л. с. Таблица 2 Результаты испытаний автомобилей ГАЗ-3302* с разными двигателями ЗМЗ Параметр Модель 4026.10 4063.10 14.1 (87) 16,2 (100) 25,0 (92,6) 48,5 (93.3)Расход топлива, л/100 км (%) Время разгона, с (%): на пути 400 м 27,0(100) 52.0(100) на пути 1000 м 'Бортовой грузовик с тентом.В каждую машину загрузили по 300 кг балласта и посадили по пять человек; итого - примерно 750 кг, половина полной загрузки. Внешние скоростные характеристики двигателей ЗМЗ-4026.10 (красным цветом) и ЗМЗ-4063.10 (синим цветом): N e - мощность; М кр - крутящий момент; д е - удельный расход топлива.•но): головка цилиндров в сборе - 1043 и 2722 тыс. руб.; коленвал - 578 и 842 тыс. руб.; распредвал - 234 и 363+376 тыс. руб. (у нового мотора два вала); комплект коренных и шатунных вкладышей 46 и 47 тыс. руб.; наконец, моторы в сборе - 7880 и 14 163 тыс. руб. И еще один довод в пользу старого двигателя - почему считается, что он слабоват для 3,5-тонной машины? Такой же полной массы 'Форд-Транзит" покупают ис 75-сильным мотором, а нам уже 100 мало? Похоже, новый двигатель "406-го" семейства вовсе не нужен... Не будем торопиться. АРГУМЕНТЫ "ЗА" Пусть медленно, но "Газель" выбирается из узкой ниши простецкого и дешевого автомобиля. Есть уже и микроавтобус, и пользующийся хорошим спросом семиместный фургон, и полноприводные модификации. Среди потенциальных покупателей нижегородской полуторки - нынешние хозяева "транзитов", "спринтеров", "джамперов". Чтобы их не разочаровать, надо подтягивать качества "Газели" до европейских. Иначе, наоборот, водители будут после "газелей" брать иномарки. Мощности и крутящего момента ветерану "402" явно не хватает, чтобы бодро тянуть 3,5-тонную "Газель". На его фоне новичок "406" выглядит лучше. Максимальные значения характеристик выросли ненамного, зато расширился рабочий диапазон, увеличились мощностные показатели в большом интервале оборотов (см. внешние скоростные характеристики и табл. 1). Обычно семейства легких грузовичков располагают целой гаммой моторов. Действительно, в классе "3,5 тонны" есть и маломощные машины. Но не будем забывать, что все они (в том числе и упомянутый 75-сильный "Транзит") - с дизелями. И хотя характеристики старика "402" напоминают дизельные ("спасибо" морально устаревшей конструкции), потребляет он дорогой высокооктановый бензин, отличаясь завидным аппетитом; не в коня корм! Уж если сейчас для подобных грузовичков предлагают бензиновый мотор, то мощный, высокооборотный, экономичный, сразу поднимающий фургон (обычно в пассажирском варианте) на ступеньку выше дизельных собратьев. Для примера приведу "Мерседес-Спринтер": 3,5-тонные машины оснащают дизельными двигателями мощностью 79 или 122 л. с. при 3800 об/мин или бензиновым, развивающим при 5000 об/мин 143 л. с ! Для "Газели" дизеля пока нет, зато из "406-го" семейства можно подобрать современные бензиновые "сердца" не хуже "мерседесовских". Первое из них (и единственное сегодня) - ЗМЗ-4063.10. Теперь - о ценах. Дорогой мотор в эксплуатации (особенно не слишком скоротечной) обойдется дешевле, если он сделан на более высоком уровне, чем соперник. Поясню: деталь дороже, зато ресурс ее больше. Кстати, моторный завод дает такие показатели: для двигателя 4026.10 пробег до первого капремонта 160 тыс. км, для 4063.10 - 250 тыс. км (на 56% больше; разница в цене - 79%). Возможно, с ростом выпуска новых моторов они немного подешевеют, но ресурс-то обязан остаться прежним. Прибавьте ещеменьшую трудоемкость, а значит, и стоимость технического обслуживания. Еще один большой плюс нового мотора - экономичность: о более современной "диете" свидетельствуют меньшие значения удельного расхода топлива (экономия - до 10%). Пока все "за" и "против" мы рассматривали с позиций теории, к тому же весьма бегло. Пришла пора свести соперников лицом к лицу, то есть - устроить сравнительные испытания. ДУЭЛЬ НА ВОЛГЕ Нам здорово повезло - аналогичные испытания недавно провел Заволжский моторный завод. Там серьезно подготовили машины (ГАЗ-3302 - обычные бортовые полуторки), подобрали маршрут, прошли его, соблюдая требования строгих испытаний... Чем развязали нам руки - располагая оценкой специалистов, мы могли набираться личных впечатлений, не особо заботясь о "рутине" - точности приборных измере- , ний, одинаковом состоянии машин, выдерживании графика движения и т. п. Итак данные, приведенные в табл. 2, - результаты сравнительных испытаний полуторок специалистами ЗМЗ. Впечатления от езды30ЗР 1/98 на разных машинах принадлежат авторам статьи. Правда, мы "катали" семиместные фургоны ГАЗ-2705, но вряд ли они так уж сильно отличаются на ходу от бортовых грузовичков; главное - и мы, и заводчане сравнивали пару одинаковых машин; соотносить данные ЗМЗ с нашими оценками, считаем, вполне логично. Тем более, что ради интереса мы тоже измерили расход топлива (по тому же, естественно, маршруту) - и, представьте, получили очень близкие к "официальным" результаты. Маршрут - 300 километров, из которых 45-50 км приходятся на Нижний Новгород с интенсивным городским движением, остальное - на трассы Заволжье - Н. Новгород и Н. Новгород - Москва. Средняя скорость - примерно 50 км/ч, режим движения - колонной. Автомобили идут с 50%-ной загрузкой (750 кг), их фактическая масса 2750 кг. Как видите, с новым двигателем улучшилась топливная экономичность, возросли динамические качества (табл. 2). Но за сухими табличными цифрами осталось не менее важное - субъективная оценка. Характер "волговского" мотора проявляется, образно говоря, еще на подступах к "Газели". Его характерное постукивание прекрасно слышно снаружи. А внутри? Здесь тоже есть "волговские" черты, самая заметная - вибрация. Оказывается, "402му" по силам раскачать на холостом ходу не только сравнительно легкую "баржу", но и солидную "Газель". "Поиграв" оборотами, вибрацию можно убрать или хотя бы сделать малоощутимой, но вот рычаг переключения передач будет бить дрожь, пока работает мотор! Допустим, комфорт - не главное, забудем пока про вибрации. В путь! Благодаря "дизельной" характеристике момента трогаться на "Газели" с "402-м" двигателем не трудно - хотя, возможно, после "Волги" водитель на полуторке тронется не с первого раза. Двигатель уже не прощает резкости в обращении со сцеплением, ведь ему приходится разгонять в два раза большую массу. "406-й" потише, поспокойнее, при троганье требует такого же обращения (кру-Слева - новый мотор ЗМЗ-4063.10; справа - ветеран ЗМЗ-4026.10. Их легко различить и под капотом.тящий момент на небольших оборотах у обоих моторов почти одинаков). Основные отличия дадут о себе знать чуть позже. Разгон с "402-м" ничего кроме раздражения не вызывает. Груженая "Газель" неохотно набирает скорость, переключаться приходится примерно на 3500 об/мин (по тахометру) - дальше мотор раскручиваться не желает. Типичнейший "тупой" автомобиль: вялый, неотзывчивый на газ, медлительный, да вдобавок какой-то валкий (хотя здесь-то двигатель, конечно, ни при чем). Со мной согласятся и те автолюбители, кому приходилось плестись в потоке за "Газелью". Вовсе не обязательно самому садиться за руль, чтобы вынести ей презрительный вердикт: машина-'тормоз". А ведь легкому фузовичку положено быть динамичным, чтобы не создавать помех равноправным с ним легковым автомобилям. Разгоняться больше 80 км/ч совсем не хочется. Да и "вокруг" этой скорости приходится подбирать режим, чтобы мотор не "звенел" - да-да, детонация! "406-й" заглаживает впечатление от старшего собрата. При желании стрелку тахометра можно легко подвести к красной зоне (5000 об/мин) и быстренько прибавить несколько делений на соседнем приборе спидометре. Полуторка набирает скорость без натуги, столь свойственной предыдущей машине. Двигатель радует отзывчивостью педаль газа словно бы связана с приборами на панели. Вновь отметим, что на низких оборотах он ведет себя не хуже "402-го", в то же время свободно "раскручивается". Детонации нет, а вскоре будет исключена даже возможность ее сколь-нибудь длительного проявления. На карбюраторном 4063.10, как и на впрысковом 4062.10, установят датчик детонации, корректирующий работу блока зажигания. Со старым мотором обгоны на узкой дороге требуют привычки, выдержки, точного расчета. Инертной системе под названием "Газель" нужно время для ускорения - маневр приходится долго готовить."406-й" энергично разгоняет полуторку до 100-110 км/ч (с прежних 80-90), и задолго до того, как встречные начинали бы мигать фарами, вы уже оказываетесь на своей полосе впереди обгоняемого. Вообще, обгон напоминает маневр на "восьмерке" - сближение, ожидание небольшого "окна", третья, газ в пол, интенсивное ускорение... все, маневр завершен. Напоследок чуть-чуть об эксплуатации (со слов опытных водителей). Грамотный уход за "406-м" - верное средство избавить себя от затрат на ремонт. Он более требователен к качеству смазочных материалов (как любой современный двигатель в сравнении со старым). Электронная система зажигания без единой подвижной части хоть и вызывает опасения (как починить в случае чего?), однако весьма надежна. Во многом благодаря ей новый мотор хорошо пускается в мороз. На эксплуатационных свойствах "402-го" останавливаться, даже кратко, не будем - вы их знаете не хуже нас. Итак ПОДЫТОЖИМ "402-й", в общем, не настолько плох, как может показаться. Он не то чтобы плохой - просто заметно хуже соперника. Перечислим достоинства каждого: " 4 02 - й " - известнее, проще, дешевле, неприхотливее, ремонтопригоднее (пока). Если вы ездите на "Газели" по городу, да еще с неполной загрузкой, а машина нужна как можно дешевле (и вы ее очень быстро сумеете окупить), "402-й" - ваш двигатель. " 4 06 - й " - новее, мощнее, экономичнее, долговечнее, проще в обслуживании. Если вы эксплуатируете машину по любым дорогам, грузите все 1,5 тонны, не хотите мешать другим участникам движения, вынуждены ездить быстро и хотите это делать безопасно, а грузовик вам нужен "всерьез и надолго" - ищите "Газель" с двигателем 406. Это - будущий конкурент иномарок, единственный в своем классе. Таков еще один, и последний, аргумент.ЗР 1/9831