166
но к стрелочному указателю, используя схему с электронным компаратором. На этом пути его ожидает трудность - определить порог срабатывания, соответствующий остатку топлива 5-7 л. Автор в свое время подобрал нужные номиналы (примерно с пятой попытки), но преимущества большого бака и заводского датчика перевесили. Вольтметр. Другой незадействованной лампочкой, подвернувшейся под горячую руку, оказалась та, которая призвана сообщать о разряде аккумуляторной батареи. Схема, приведенная на рис. 3, превращает ее... в вольтметр. Отныне она загорается во всех случаях, к о ­ гда напряжение в бортсети выходит за допустимые пределы - как за нижний, так и за верхний. Отличить одно от другого очень просто. Если при легком касании педали акселератора лампа гаснет, то напряжение в сети понижено. (На моей машине лампочка подмигивает в такт указателям поворота при включенных "габаритах" на оборотах холостого хода.) Если же при увеличении оборотов лампа не только не гаснет, но и загорается ярче, то напряжение в сети повышено и вам необходимо срочно устранить этот дефект. Подбором указанных на схеме резисторов можно установить желаемый диапазон ее срабатывания. Я остановился на значениях 12,8 - 14,8 В.Кстати, о напряжении в бортсети. Регулятор напряжения 12.3702 поддерживает его не на аккумуляторной батарее, а на собственном входе, что совсем не одно и то же. При включении различных энергопотребителей возрастают ток и падение напряжения в соединительных проводах, вследствие чего напряжение на входе регулятора снижается. Регулятор, в свою очередь, дает команду генератору и повышает свое входное напряжение до номинального, что приводит к превышению допустимого напряжения на аккумуляторе. Простейший способ избавиться от этого нежелательного явления - установка на входе регулятора дополнительного реле. Теперь регулятор будет отслеживать напряжение непосредственно на "плюсовой" клемме батареи, продлевая тем самым ее нелегкую жизнь. И еще пару слов на эту тему. Немногие знают, что на оборотах холостого хода генератор является не источником энергии, а ее бесполезным потребителем. Поэтому нормальный регулятор напряжения должен, помимо всего прочего, полностью отключать генератор при снижении оборотов двигателя ниже оп ­ ределенного предела. Однако ничего похожего на рынке я не встречал, а сам до красивого решения пока что не додумался. В каком-то фильме с Тихоновыми Полищук я увидел иномарку, которая была оснащена говорящим компьютером. Мне стало завидно ия сделал "Говоруна" который уже три года катается вместе со мной. "Говорун" здоровается со мной по имени-отчеству, когда я запускаю двигатель. Кроме того, он подключен к датчикам низкого давления масла, перегрева двигателя, неисправности тормозной системы, а также к стояночному тормозу, концевым выключателям дверей и микровыключателю датчика уровня топлива. О неполадках он немедленно сообщает. Один раз это спасло меня от крупных неприятностей, когда я угодил в страшную пробку ив нервной суматохе не заметил, что на приборной панели вдруг загорелись индикаторы разряда батареи и перегрева двигателя. "Говорун" вернул меня в чувство и заставил немедленно открыть капот, чтобы извлечь оттуда лохмотья от приводных ремней генератора и водяного насоса... Можно воспринимать все вышесказанное с недоумением. Зачем, дескать, учить говорить старушку "Волгу; когда вокруг столько разносторонне одаренных иномарок? Это, конечно, справедливо. Но в этой самой иномарке, созданной чужими мозгами и руками, твоими будут разве что отпечатки пальцев на крышке пепельницы. А автомобиль - это средство самовыражения...Почему шины автомобиля в холодное время - зимой, весной выглядят липкими, даже пачкаются? Летом я этого не замечал. Причина, скорее всего, в воздействии на шины различных агрессивных веществ - в первую очередь, нефтепродуктов. По дорогам движется огромное количество автомобилей, поэтому вместе с продуктами сгорания в окружающую среду, к сожалению, попадают и несгоревшие углеводороды. Это - следствие выброса части топлива через систему выпуска, особенно при неполадках в системах зажигания и питания. Такие выбросы для наших массовых автомобилей, к тому же не имеющих ней-трализаторов, практически неизбежны, даже если машины, формально говоря, исправны. Нефтепродукты попадают на дорогу или в воздух и другими путями. Например, топливо или масло может просто вытекать через неплотности соединений трубопроводов, из-под различных крышек, фланцев и т. д., что всем также хорошо знакомо. "Поливают" дорогу и те, кто по старинке борется с коррозией кузова с помощью отработавшего масла. К этим гражданам вольно или невольно присоединяются все те, кто эксплуатирует неисправные двигатели - с большим расходом масла и сизым дымом выхлопа. В сущности, это - масляный туман, который осядет на дороге и ее окрестностях в виде пленки масла (атакже, заметьте, в чьих-то легких, хотя к вашему вопросу это и не относится). Иными словами, способов "замазучивания" российских пейзажей предостаточно! Пленка нефтепродуктов на дороге находится, как говорят, в некоем динамическом равновесии: ее толщина зависит, например, от того, сколько "продукта" выпало на дорогу в единицу времени и сколько выпавшего испарилось, высохло. Теплым летним днем нефтепродукты высыхают быстрее, чем зимой. Поэтому летом покрытие может быть буквально сухим. Зима картину существенно меняет вы это видите по состоянию шин. Вот еще одна причина того, почему зимой даже по "сухому" (на вид) покрытию лучше ехать с осторожностью.166ЗР 1/98